Перестрелка на кладбище

С тех самых пор, как в литературное пространство вернулась «Волга», недоброжелатели этого журнала не устают упрекать его авторов и редакторов в некоем интеллектуальном снобизме: будто бы публикации рассчитаны всего на несколько сотен особых, выведенных в пробирке эстетов, которые гордо замкнулись в «башне из слоновой кости» и чужды веяниям времени. Но так ли это? Только что вышедший в свет 7-8 номер журнала - красноречивое опровержение упомянутых домыслов, поскольку в большинстве напечатанных здесь текстов авторы обращаются к едва ли не самой популярной среди читательских масс криминальной теме...

 

С тех самых пор, как в литературное пространство вернулась «Волга», недоброжелатели этого журнала не устают упрекать его авторов и редакторов в некоем интеллектуальном снобизме: будто бы публикации рассчитаны всего на несколько сотен особых, выведенных в пробирке эстетов, которые гордо замкнулись в «башне из слоновой кости» и чужды веяниям времени. Но так ли это? Только что вышедший в свет 7-8 номер журнала - красноречивое опровержение упомянутых домыслов, поскольку в большинстве напечатанных здесь текстов авторы обращаются к едва ли не самой популярной среди читательских масс криминальной теме...

«Приключения с гринкартой» - так называется новая повесть русско-американского прозаика Вадима Ярмолинца, постоянного автора «Волги» и финалиста премиального гандикапа «Большой книги». Повесть имеет подзаголовок «Детективные записки русского репортера», и это не случайно. Главный герой произведения, покинувший нашу страну на переломе 90-х и обосновавшийся в Соединенных Штатах Америки, работает в отделе происшествий одной из русскоязычных газет. Волею случая герою в руки попадает гринкарта (то есть вид на жительство в США) неизвестной женщины, и это - лишь завязка истории: очень скоро рассказчик будет ввергнут в круговорот событий, участниками которых станут гангстеры, журналисты, полицейские и дамы свободных профессий, а в финале, как того и требуют законы жанра, пропавший документ вернется к владелице, потерявшей надежду обрести его вновь...

Подобно героям Ярмолинца, персонажи повести ярославского прозаика Антона Голицына «Ящик» - тоже журналисты, только работают они на российском телевидении. Место действия - «обычный областной центр в средней полосе России», время действия - наши дни, фон истории - цензура на ТВ, коррупция, «оборотни» в погонах и без. Узнав о том, что придуманное им телешоу «Карьера» из-за низкого рейтинга находится под угрозой закрытия, герой повести, главный редактор областной телекомпании, решается на подлог: рейтинг можно поднять искусственно, если договориться с человеком, у которого дома установлен прибор, измеряющий рейтинг. Но что делать, если добрый Гоша внезапно исчезает, а его жена грозит разоблачениями? Неужели герою придется удирать с насиженного места и прятаться среди бомжей?..

Третья заметная публикация номера, пьеса молодых уфимцев Игоря Савельева и Андрея Юртаева «Портвейн, Кобейн и связанные руки», обращена в 90-е годы. Судя по приведенным в журнале датам рождения обоих соавторов, в середине последнего десятилетия ХХ века (тогда и происходят события, описанные в пьесе) оба драматурга еще учились в младших классах школы, а потому они реконструируют недавнее прошлое в соответствии не с личным опытом, но с укореняющимся ныне пропагандистским стереотипом «лихих девяностых». Впрочем, молодые авторы сознательно нагнетают страсти, доводя миф о «бандитском десятилетии» до гротеска. Действие пьесы разворачивается на кладбище, среди мрачных памятников погибшим в разборках «браткам», а сюжет вертится вокруг пропавшего кейса с долларами, который две бандитские группировки пытаются отнять у вдовы почившего «авторитета».

Прозой и драматургией содержание «Волги», разумеется, не исчерпывается. В поэтическом разделе журнала публикуются стихи москвичей Алексея Кубрика, Наталии Черных и Татьяны Нешумовой, самарца Сергея Щелокова и Игоря Бобырева из Донецка. В разделе non fiction журнал продолжает печатать документы из архива советского диссидента Валерия Белохова («Не питай иллюзий...» - так озаглавлена публикуемая переписка Белохова с другим политзэком Александром Болонкиным, ныне членом Совета директоров Международного Космического Агентства). Под рубрикой «Заочный диалог» журнал продолжает цикл интервью культуртрегера Андрея Пермякова. На этот раз его собеседниками выступают издатель альманаха «Абзац» Анна Голубкова и литератор Андрей Коровин. В рецензионной рубрике - постоянные авторы журнала Олег Рогов, Сергей Трунев, Виктор Селезнев, а традиционный кинообзор Ивана Козлова «Пиф-паф, Гонконг - Москва» возвращает к главной теме номера: оцениваются два американских кинодетектива плюс один российский.