Бюджетососы

Бюджетососы

Под занавес прошлого года деятели исполнительной власти Саратовской области отчитались о великолепных результатах своей кропотливой работы, конечно, с поправкой на зловредный финансовый кризис. Им-таки нашлось чем порадовать жителей губернии. Вот, например, вбросили в СМИ информацию о том, что на областных госзаказах чиновники сэкономили «около 700 миллионов рублей». А что - момент более чем положительный.

zПод занавес прошлого года деятели исполнительной власти Саратовской области отчитались о великолепных результатах своей кропотливой работы, конечно, с поправкой на зловредный финансовый кризис. Им-таки нашлось чем порадовать жителей губернии. Вот, например, вбросили в СМИ информацию о том, что на областных госзаказах чиновники сэкономили «около 700 миллионов рублей». А что - момент более чем положительный.

Хотя государственный заказ в Саратовской области, да и в стране в целом, вызывает очень и очень много вопросов. Так, знающие люди называют закупки на государственные нужды одним из наиболее коррупционноемких в современной России механизмов. Самое интересное, что частенько все это происходит в рамках (а порою и во имя) соблюдения пресловутого 94-ФЗ. Чтобы не быть голословными, приведем несколько «свеженьких» примеров работы госзаказа саратовского розлива.
Итак, жило-было ГУ СО «Транспортное управление». Занималось оно в основном закупкой и ремонтом всякого рода престижных иномарок для нужд областных чиновников. Однако по чьей-то прихоти пришлось работникам государственного учреждения ввязаться в дела воздушно-транспортные, и был объявлен открытый аукцион на соответствующую перевозку особенных пассажиров.
Сразу стоит оговориться, что работники ГУ наотрез отказались чем-либо дополнять сведения, представленные на официальном сайте облправительства по этому госзаказу. Может, испугались чего лишнего ляпнуть? Шутка ли - начальная цена контракта на воздушные перевозки составляет 1,5 миллиона рублей. Если учесть, что за эти деньги подрядчик должен предоставить чиновникам только лишь 16 летных часов, то сумма получается приличная.
Грубо говоря, перелет в Москву (исходя из этих цифр) будет стоить нашим великим правительственным деятелям, ни много ни мало, - 93 тысячи 750 рублей. Туда и обратно в Саратов, соответственно, - 187 тысяч 500 рублей. И кто-то после этого еще будет говорить, что «Саравиа» обирает рядовых саратовцев?!
Возможно, дороговизна воздушного передвижения вызвана тем, что крылатый транспорт для чиновников не должен быть подчинен расписанию. Однако даже по этому пункту в договоре заказа есть неприятная оговорочка: срок предоставления услуги перевозки - не позднее 3-х суток с момента подачи заявки. То есть с бухты-барахты или по большой нужде улететь у заказчиков может попросту не получиться.
Зато далее говорится: «Срок предоставления ВС (видимо, воздушного судна - прим. авт.) в закрытых зонах - не позднее 7 суток с момента подачи заявок». То есть на чудо-самолете можно будет не просто с зоны улететь, но еще и с закрытой. Как тут не раскошелиться из областной казны за такой сервис. Ведь нынче борьба с коррупцией до того разошлась, что не только «шестерок» сажают, но и некоторых нерадивых «дам», «валетов» и даже «королей».
Еще одна интересная фишка в госзаказе на воздушные перевозки заключена в технических характеристиках предполагаемого самолета. Дело в том, что марка требуемого ВС не указывается. Как пояснил главный инженер ГУ СО «Транспортное управление» Геннадий Ланин, заказчик по закону не имеет права конкретизировать машину, которую должен поставить подрядчик. Зато в техническом задании, каждый пункт которого должен быть неукоснительно соблюден участниками аукциона, чтобы не «вылететь» из игры, указаны очень точные характеристики. Согласитесь, не каждая модель ВС может соответствовать жестким нормам (таким как: длина планера - 18,7 метра, высота - 4,38 метра и так далее).
Как и зачем будет использоваться VIP-самолет, пока неизвестно. В любом случае, открытый аукцион на оказание услуг перевозки был объявлен только 27 декабря прошлого года, а проводить его будут 29 января нынешнего.
Еще одна интересная деталь: судя по информации на сайте облправительства, заказ на подобный вид услуг чиновники производят впервые. Просто песня какая-то: «Что нам снег, что нам зной, что нам кризис мировой, когда бюджет такой большой?!»
Сначала совершенно бесполезный экран более чем за 5 миллионов рублей на территории правительства воздвигли, теперь на самолетике за 1,5 миллиона покататься решили... Думается, такое барство и в другие времена сочли бы за пустое разбазаривание денег, не то что сейчас.
Однако вернемся к примерам закупок для государственных нужд. Оказывается, в системе саратовского госзаказа даже у близких родственников существует возможность соревноваться друг с другом за получение одного и того же подряда. Так, 12 декабря 2008 года завершился запрос котировок на поставку снегохода, объявленный ГУ «Дирекция охотничьего хозяйства Саратовской области». Максимальная цена контракта, объявленная заказчиком, составляла 245 тысяч рублей, однако ее удалось снизить на 6 тысяч, благодаря «соревнованию» между людьми, чьи домашние адреса в конкурсной документации оказались идентичными.
Итак, индивидуальный предприниматель Андреев А.Н. предложил поставить снегоход за начальную стоимость (245 тысяч рублей), а индивидуальный предприниматель Андреев Ю.Н. - за 239 тысяч. Последний и победил.
Надо сказать, что подобные случаи в системе госзаказа - это совсем не редкость. Как пояснил нашему изданию заместитель председателя комитета по координации и контролю закупок для госнужд Саратовской области Сергей Бобылев, 94-ФЗ ввел равноправие участия в закупках как юридических, так и физических лиц.
- Закон не смотрит - братья они или нет, - сообщил он. - На этот конкурс мог бы прийти кто-то еще, поскольку вся информация находится в открытом доступе. Вообще, возможность сговора поставщиков - это общероссийская проблема. Система государственных закупок помогла существенно снизить коррупцию среди чиновников, но рынок по некоторым видам товаров сложился недостаточно широкий, и число поставщиков здесь зачастую ограничено. В итоге мы имеем подобный результат.
P.S. В завершение стоит снова обратиться к 700 миллионам рублей, которые чудесным образом были сэкономлены правительственными чиновниками благодаря госзаказу. Как пояснил нашему изданию Сергей Бобылев, «это реальная экономия, которая достигается в результате торгов, когда предложение победителя меньше, чем начальная цена, выдвигаемая заказчиком. Минус затраты на проведение закупок - публикация извещений в официальном печатном издании области».
Таким образом, получается, что сэкономленные 700 миллионов - это не что иное, как показатель завышения цены заказчиками (различными правительственными структурами). То есть, можно предположить, что те или иные министерства и комитеты облправительства намеренно устанавливали цены на товары и услуги намного выше рыночных. Для чего? Видимо, в надежде на тот же не сложившийся рынок подрядчиков в Саратовской области. Вот тут-то и могут пригодиться так называемые «фирмы-однодневки», «братья-акробаты» и еще бог знает что, с которыми можно будет договориться о реальной цене получения подряда для госслужащих...
Кроме того, не редки случаи, когда торги признаются несостоявшимися. Это значит, что в конкурсе на подряд участвовала только одна организация, которая и получает контракт по максимальной цене, предложенной заказчиком. Но это уже отдельная история, к которой мы обязательно вернемся в ближайших номерах газеты. Пока же стоит задуматься над вопросом: 700 миллионов сэкономленных на госзаказе - это заслуга чиновников перед налогоплательщиками или же показатель их подверженности коррупционным махинациям?