Известие о том, что Кира Лукьянова стала лидером регионального отделения партии «Справедливая Россия», как-то затмила собой ответ на вопрос: who is missis Kira?
Известие о том, что Кира Лукьянова стала лидером регионального отделения партии «Справедливая Россия», как-то затмила собой ответ на вопрос: who is missis Kira?
Официальная биография рисует нам портрет женщины, судьба которой разворачивалась на фоне «тех и этих» лет. В ней, как в магической призме, преломились «лихие 90-е» и «жирные нулевые», дни, когда приходилось жить впроголодь, и дни, которые осветил лучик надежды на сытное будущее.
Биография Киры Александровны скупа, как мужская слеза. Сонмы пиарщиков, что стояли у истоков делания ее политической карьеры, так и не удосужились развернуть биографию будущей Маргарет Тэтчер до уровня сурового эпоса эпохи больших перемен.
Биография женщины, великое будущее которой можно предсказать, даже не прибегая к помощи Павла Глобы, вмещается в какие-то жалкие 15 строк. Как женщина, которая не собирается стареть и тем более задумываться над тем, сколько ей сегодня лет, Кира Александровна смело называет точную дату своего рождения. Это решительный поступок. Она закончила МГУ, работала корреспондентом в известных газетах, а затем резко переквалифицировалась в инженеры научно-технической информации, пропаганды и выставок Минводхоза СССР. Если вы думаете, что эта должность сравнима с должностью рядового советского инженера, то вы глубоко ошибаетесь. В 80-е годы Минводхоз СССР представлял собой ведомство, которое конкурировало с такими монстрами, как Минатом, Минсредмаш, Миноборонпром и даже Минвнешторг. Его полное наименование звучало так: Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР. Это то самое министерство, которое зарыло столько миллионов полновесных советских рублей в Заволжскую землю, сколько ни до него, ни после зарыть уже невозможно. Многие саратовцы хорошо знают - место это было хлебным. Здесь делали героев соцтруда, ударников комтруда, платили хорошие зарплаты и премиальные. Сама Кира Александровна признается, что у нее в Минводхозе была более или менее нормальная зарплата и возможность выходить на работу в субботу, а на неделе брать выходной. Попасть в это ведомство было непросто, без блата путь был закрыт.
Это сегодня журналист столичной газеты вряд ли сменил бы профессию на инженера-мелиоратора, а в 80-е - запросто.
Все рухнуло в начале 90-х. Биографы Лукьяновой сообщают, что в то время она вместе с супругом подалась в бизнес. Далее скупо сообщается о неоднократных попытках пройти в какую-нибудь думу, например, в московскую или Государственную. Попытка увенчалась успехом только 2 декабря 2007 года. Судьба решила так, что Кира Александровна избиралась по спискам «Справедливой России» от Саратовской области. Вот и вся биография. За кадром осталась жизнь, о которой мы и расскажем в нашем очерке.
Ближе к началу 90-х годов Кирочка стала мечтать о том, чтобы работать на себя, а не на толстый кошелек «чужого дяди», самому определять свой рабочий день, а не пахать от звонка до звонка. Путь этот был нелегким, по крайней мере, в одиночку его пройти было сложно. И хотя в официальной биографии рассказывается, что наша героиня работала в газетах, на самом деле она в них лишь подрабатывала (скорее всего, как нештатный корреспондент), ибо после окончания журфака МГУ ее никуда не распределили, ставок не было, предложили лишь место корректора с окладом 100 рублей. Теперь нетрудно догадаться, сколько зарабатывала в Минводхозе славная Кирочка.
Между тем, наша героиня вышла замуж, у нее родилась дочь. О первом муже Кирочки мы почти ничего не знаем. По словам нашей героини (www.nasledie.ru), он был очень инфантильным человеком, работать не желал, зато любил всякие тусовки. Жизнь с ним как-то не сложилась. Да и Кира вскоре поняла, что «словом» сыт не будешь. Надо полагать, что под «словом» она имела в виду нелегкий труд нештатного корреспондента, а не работу в ведомстве мелиорации. А тут на подходе оказалась перестройка. Но прежде чем наша героиня почуяла ветер перемен, когда «стала оперяться моя кооперация», она на себе испытала, что такое нужда на грани голода.
На глазах невольно выступает слеза, когда читаешь о том, как мама Кира на 4 копейки купила кусочек черного хлеба и отдала его дочери, сама при этом осталась голодной (www.nasledie.ru/www.persona.ru).
Внесем некоторые коррективы. Буханка черного хлеба примерно до 1989 года стоила 16 копеек. Стало быть, половина буханки стоила 8 коп., а вот четвертинка - всего 4 копейки... Когда до лучика надежды было еще далеко, Кира Александровна познала, что значит - нечего есть. Это значит, что не надо есть, или нет ничего, чтобы поесть.
Она подрабатывала на пишущей машинке, брала работу на дом, а в перерывах между нелегким сдельным трудом ходила в кружок самодеятельной песни. Зато кружок стал для нее началом похода в бизнес. В кружке работало много молодых людей, они ходили в походы, распевали запретные песни и верили, что скоро все изменится.
В те давние годы особенно прибыльной была торговля компьютерами. Кира Александровна честно признавалась, что торговала тем, чего в глаза не видела. Но зато она умела убеждать покупателей, озаряя их своей улыбкой, той самой улыбкой, которая стала прообразом бренда «Лучика надежды». Покупатель уходил с покупкой, параллельно унося с собой и этот самый лучик надежды на то, что компьютер будет работать долго и не скоро сломается.
Первые деньги от бизнеса повергли ее в шок! Их было невероятно много. Именно тогда она поняла, что бизнес засасывает. Но это был очень краткий миг торжества, когда «невидимая рука рынка» ведет его адептов к сказочным богатствам, когда прибыль иногда зашкаливает за те самые сатанинские 300 процентов.
В начале 90-х компьютерный бизнес молодой Киры Лукьяновой приказал долго жить. Что стало тому причиной, она не рассказывает, с грустью вспоминая, что многие тогда разорились.
Тогда, главным образом, разорялись из-за того, что не хотели отстегивать «крыше» положенные проценты, а «крыш» тогда возникло видимо-невидимо, не то что сегодня.
Случайно на одной из многочисленных презентаций она познакомилась со своим будущим мужем. Он уже тогда был обеспокоен «утечкой мозгов» и занимался наукой, которой в начале 90-х в России почти никто не занимался. Они создали фирму, которая занималась финансированием научных программ. Но и эта фирма вскоре разорилась, а романтики «российской фундаментальной науки» потеряли квартиру и деньги. Мало того, их поселили в Лефортово. Нет-нет, не в изолятор, а в маленькую «двушку», расположенную в этом районе.
Будущий лидер партии снова пошла на заработки. Она стала давать уроки английского, параллельно вытаскивая мужа из депрессии (www.nasledie.ru). Если учесть, что у российских мужиков депрессия называется иначе, то Кире Александровне можно только посочувствовать. Но от этого подвиг хрупкой женщины становится еще более весомым. Знаете, коня на скаку остановить и войти в горящую избу бывает проще, чем вывести мужа из депрессии.
Все тот же лучик загорелся лишь в начале 2000-х годов. Муж совершенно неожиданно получил крупный заказ. Начался очередной виток бизнеса.
В 2003 году возникло ОАО «Инвестиционная Финансовая группа «Гленик-М». Сегодня во главе ОАО стоит ее генеральный директор Андрей Шмаков. Он всего лишь на год старше Киры, по специальности инженер-физик. Тесно связан с ВПК, ибо в 1990-1992 годах был президентом Международной биржи наукоемких и информационных технологий, созданной по решению научных организаций и предприятий, входивших в структуру Министерства среднего машиностроения. Серьезно увлекался инвестированием высокотехнологических проектов в оборонной промышленности с последующей продажей продукции и патентованных технологий западным инвесторам на основе лицензионных сделок.
Сегодня «Гленик-М» отошел от высокотехнологического романтизма и занят, главным образом, покупкой и продажей ценных бумаг, оказанием инвестиционных услуг, капиталовложениями в ценные бумаги, биржевыми операциями с фондовыми активами и т.д.
Сейчас, когда на фондовом рынке творится черт знает что, группа, надо полагать, также испытывает на себе последствия мирового финансового кризиса. Вероятно, именно поэтому в графе «раскрытие информации» вы не найдете ни одного отчета. Ни отчета о прибылях и убытках, ни сведений об иных существенных фактах. Зато есть информация о том, что глава «GLENIC Group» А.В. Шмаков посетил московскую школу №1233, где посмотрел новогодний концерт, подготовленный ребятами, и вручил школе плазменную панель. При встрече с директором школы состоялся разговор о проблемах школьного образования и социальной ответственности российского бизнеса.
Что касается баснословного богатства, которое приписывают мужу нашей героини Андрею Шмакову, то в период выборов 2007 года Андрей Вячеславович честно заполнил декларацию, в которой сообщил, что на момент регистрации свой основной доход в сумме 1054892,00 рубля он получил, трудясь в ООО «Межрегиональная инвестиционная компания». У него в собственности имелось четыре земельных участка, которые расположены в Московской области. Самый большой равен 1500 кв. м, самый маленький - 185 кв. м. В той же Московской области есть у него и жилой дом общей площадью 485 кв. м. Не обделил Бог супруга и квартирами. Их две - одна площадью 67 кв. м, другая 255 кв. м. Обе находятся в столице нашей родины.
Автопарк у супруга также неплохой. Есть «Мерседес Бенц» S500 (2007 г.), «Фольксваген Multivan» (2006 г.), автомобиль легковой ВАЗ-21074 (2003 г.). А вот «Мерседес Бенц» Е 220 (1994 г.) и «Мерседес Бенц» S500 (2003 г.) находятся в угоне. Нетрудно догадаться, что когда один «мерс» был угнан, Андрей Вячеславович купил себе такой же, но новый.
На счетах у мужа не так уж и много денег. Например, в АКБ «Авангард» до недавнего времени лежало 371242,00 рубля, а в Банке ВТБ всего 9910,00 рублей. Доли Шмакова в различных компаниях распределились следующим образом: ООО «Торговая компания «Золотая гроздь» - 66%, ООО «Собственная финансовая компания» - 20%, ООО «Инвестиционная финансовая группа «ГЛЕНИК-М» - 30%, ООО «ЕвроСтройИнвест» - 10%, ООО «Финансы. Консалтинг. Технологии» - 10%, ООО «Комарево» - 18%, АО «Глобал Энерджи Инвест Компани С.А.» - 2,5%. Об этом можно узнать на официальном сайте ЦИК РФ.
Мы не случайно остановились на обеспеченности супруга Киры Александровны, ибо почти единогласное избрание ее лидером регионального отделения «Справедливой России» некоторыми местными наблюдателями было расценено как желание обедневших эсэров выпросить у нее немного денег на жизнь и на партийное развитие.
Два года назад, когда Лукьянова баллотировалась на выборы в Госдуму, ее годовой доход был равен 1586896,00 рублям, т.е. даже больше, чем у супруга. Она их заработала в ООО «Инвестиционно-финансовая группа «Гленик-М», т.е. в компании, генеральным директором которой является ее муж. Кира Александровна, так же как и супруг, обременена недвижимостью. У нее тоже есть четыре участка в Московской области, одинаковые по размеру с мужниными угодьями. Правда, сведений о том, что они находятся в совместном пользовании, нет. Это же касается и жилого дома. Скорей всего, и земли, и квартиры принадлежат обоим супругам. Правда, у Киры в Тверской области есть недвижимость общей площадью 43,4 кв. м. Автопарк у депутата невелик: «Сузуки Grand Vitara» (2006 г.) и БМВ-760 LI (2006 г.), зато состоит он из хороших, надежных машин.
Вклады в банках у Киры Александровны и вовсе смешны. Так, в том же АКБ «Авангард», в котором держит свои накопления супруг, у нее есть вклад в размере 712261,77 руб., в Сбербанке России - 1272,88 руб., в ВТБ - 3207,38 руб., а в «Славинвестбанке» и вовсе не деньги - 6 рублей 92 копейки.
Доли у Киры расположены в тех же ООО, что и у мужа, и не сильно отличаются между собой, за исключением некоторых показателей, сравнить которые мы предлагаем читателям самостоятельно. Вот что имеет Кира Александровна: АО «Глобал Энерджи Инвест Компани С.А.» - 2,5%, ООО «Торговая компания «Золотая гроздь» - 34%, ООО «Собственная финансовая компания» - 19%, ООО «НЕФТЕГАЗОВЫЕ АКТИВЫ» - 26%, ООО «ЕвроСтройИнвест» - 10%, ООО «ИФК «Центр финансовых технологий» - 20%, ООО «Комарево» - 51%, ООО «Финансы. Консалтинг.Технологии» - 10%. Все подробности см. на официальном сайте ЦИК РФ.
Одним словом, хороший семейный бизнес на двоих. Мы не знаем, как повлиял на капиталы Лукьяновой и Шмакова глобальный финансовый кризис, но если им удастся сохранить даже часть того, что имеется сегодня, бизнес снова пойдет на очередной виток. Денег вполне достаточно для того, чтобы делать бизнес, оказывать благотворительную помощь детям-сиротам и малоимущим. Но их слишком мало, чтобы содержать не то что партию, а хотя бы одно отдельно взятое региональное отделение. У этой супружеской четы можно просить помощи в виде консультаций, благотворительных акций, политической поддержки и т.п., но не стоит обольщаться по поводу денежных потоков на дело партии. Партии приходят и уходят, а лучик надежды - это навсегда.