МЕРТВЫЕ ДУШИ

09.02.2009 | 05:22
МЕРТВЫЕ ДУШИ

Бывали хуже времена,
Но не было подлей.
Н.Некрасов

Скоро исполнится год с тех пор, как бывший мэр Саратова Юрий Аксененко находится под стражей. Казалось бы, этого времени вполне достаточно для того, чтобы осмыслить, что же на самом деле изменилось в жизни не только бывшего мэра, но и в жизни тех, кто когда-то числил себя в кругу его друзей, соратников и просто хороших знакомых. Что случилось с ними, почему они стали так равнодушны и жестоки?

GБывали хуже времена,
Но не было подлей.
Н.Некрасов

Скоро исполнится год с тех пор, как бывший мэр Саратова Юрий Аксененко находится под стражей. Казалось бы, этого времени вполне достаточно для того, чтобы осмыслить, что же на самом деле изменилось в жизни не только бывшего мэра, но и в жизни тех, кто когда-то числил себя в кругу его друзей, соратников и просто хороших знакомых. Что случилось с ними, почему они стали так равнодушны и жестоки?

Градоначальником Юрия Николаевича фактически назначил Дмитрий Аяцков. И Аксененко честно выполнял чуть ли не любое поручение своего патрона. Надо было провести в городе нужную кандидатуру в депутаты - мэр решал поставленную задачу во что бы то ни стало. А следовало избавиться от неугодных претендентов на власть - и здесь он был послушен.
Так продолжалось до той поры, пока взгляды губернатора и мэра на то, кому и как распоряжаться городскими активами, не разошлись.
Однако когда Аяцков ушел, Аксененко не принялся обливать его грязью, винить за все дурное, что происходило в области. Так, как стали делать другие и вслед Аяцкову, и вслед ушедшему Юрию Николаевичу.
Аксененко тесно сотрудничал и дружил с вице-спикером Госдумы Вячеславом Володиным. Даже встал на его сторону в противостоянии с бывшим губернатором. И сегодня Володин при всем желании не мог бы причислить Юрия Николаевича к сонму своих врагов.
Вполне дружеские отношения сложились у саратовского мэра с другим вице-спикером Госдумы - Любовью Слиской, с бывшим прокурором области Анатолием Бондаром, еще ближе они были с главным федеральным инспектором Ринатом Халиковым.
Председатель областного суда Александр Галкин никогда не был другом Аксененко, но у них были добрые человеческие отношения.
В свое время Юрий Аксененко особенно сблизился с прославленным хоккеистом Владиславом Третьяком, который во многом обязан бывшему мэру своей первой победой на выборах депутатов Госдумы.
Все бывшие и нынешние председатели областной думы дружили с экс-мэром. Десятки, если не сотни депутатов всех уровней и созывов клялись в преданности Юрию Николаевичу, лишь бы он оказал им поддержку на судьбоносных для них выборах.
Хорошие и безотказные отношения связывали Аксененко с трагически погибшим прокурором области Евгением Григорьевым. Юрий Николаевич никогда не отказывал и шел навстречу бывшему госдепу Николаю Сухому и главе Энгельса Михаилу Лысенко, бывшему начальнику ГУВД Александру Шинкареву и его предшественнику Павлу Сальникову. И многим, многим другим...
Аксененко активно помогал делам ныне покойного архиепископа Александра. И с приходом владыки Лонгина он продолжал чутко реагировать на все проблемы епархии.
Наверное, не найдется в Саратове ни одного директора крупного предприятия, видного политика или ректора вуза, которые враждовали бы с мэром за девять лет его правления. А все заезжие народные артисты и прочие заслуженные деятели искусств души не чаяли в «дорогом Юрии Николаевиче». Он практически не имел врагов, и мы понимаем, что это ему удавалось не только потому, что он такой замечательный человек.
Уже находясь в заключении, Юрий Аксененко узаконил отношения со своей гражданской женой Ириной, с которой у него трое малолетних детей. Но и этот глубоко личный поступок вызвал у некоторых ехидные усмешки. В камере у него - иконы. Свою судьбу он доверил Богу и уже не пытается призвать на помощь никого из бывших друзей. Но и этот акт смирения воспринимается «бывшими» с холодным безразличием. Ради дешевой газетной сенсации запустили «утку» о попытке самоубийства. Хотя даже следователи признают, что он держится мужественно.
Сегодня, когда экс-мэр находится под стражей, мы не собираемся оценивать работу стороны обвинения и следствия, подвергать сомнению их доказательную базу и избранную меру пресечения. Мы спрашиваем не следствие, а тех, кто когда-то считал Юрия Николаевича за своего, - как вам сегодня спится? Мы знаем, что Аксененко сегодня тяжело как никогда, но почему он оказался не только в физической, но и в моральной изоляции?
Большинство из вас, мы уверены, в глубине души сочувствуют ему. Но ни один, за исключением владыки Лонгина, не поспешил на помощь заключенному. Никто из вас даже не попытался публично высказать свое отношение к бывшему мэру, а сегодня просто человеку.
Да, он сам далеко не ангел. А кто из нас ангел?
Да, у него, когда он был при власти, было немало и чиновничьих и просто человеческих недостатков. А у кого из нас их нет?
В России часто говорят: «от тюрьмы и от сумы не зарекайся». Только почему мы относим эту истину в адрес бывшего мэра? Неужели это не касается всех? Неужели быть милосердными и сострадательными вы можете только перед телекамерами или в кругу своей семьи?
Наверняка среди вас много тех, кого в свое время Аксененко облагодетельствовал. И мы сегодня не спрашиваем, какими соображениями он руководствовался, делая это. Мы хотим спросить: как вам спится на свободе, когда он в тюрьме?
Вполне возможно, что Юрий Николаевич сам виноват в том, что, стремясь быть для всех хорошим, настоящих верных друзей так и не нажил. Тех самых друзей, которые могли бы если и не изменить, то хотя бы облегчить его нынешнее положение.
А те, кто сегодня, несмотря ни на что, не отреклись от него, увы, не в силах изменить его судьбу, и не потому, что слабы, а потому, что более сильные уже приговорили его. Теперь ему остается надеяться лишь на Бога. И нам очень хотелось бы, чтобы Господь был к нему милостив.