Мокруха

Мокруха

Человек, в зависимости от возраста, состоит из воды на 50-86%. Так что более правильно утверждение «ты то, что ты пьешь». Однако в нашем регионе власть имущие об этом не задумываются. О чем говорит «кастрация» соответствующей строки в областном бюджете. А как иначе назовешь урезание с 2,9 миллиарда до 61 миллиона?

без названияЧеловек, в зависимости от возраста, состоит из воды на 50-86%. Так что более правильно утверждение «ты то, что ты пьешь». Однако в нашем регионе власть имущие об этом не задумываются. О чем говорит «кастрация» соответствующей строки в областном бюджете. А как иначе назовешь урезание с 2,9 миллиарда до 61 миллиона?

Еще в октябре 2008 года областные депутаты гордо приняли областную целевую программу «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы». Отмечалось, что такая программа существует всего в нескольких регионах, и наш - в числе передовиков. Изначально на пять лет предусматривалось выделить почти 15,5 миллиарда рублей. «Было подчеркнуто, что, безусловно, в течение пяти лет этот важный документ будет совершенствоваться», - гласит информация на официальном сайте областной думы. Ну-ну, если, конечно, совершенствованием считается экономия средств. В программе на 2010 год было запланировано почти 3 миллиарда рублей. В том числе из федерального бюджета - 905 миллионов, из областного - 301, из местных бюджетов - 770 и 990 миллионов внебюджетных средств. Из них почти полтора миллиарда на водные объекты.

 Все эти деньжищи хотели потратить на: дноуглубление, спрямление и расчистку русел рек, берегоукрепление, гидроинженерную защиту и все в таком духе. Прежде всего для того, чтобы избежать потопов во время весеннего таяния снега. Власти даже умудрились подсчитать предполагаемый ущерб от паводков - почти 27 миллиардов. Надо понимать, что за все пять лет действия программы. Только в 2009 году, по информации комитета охраны окружающей среды и природопользования, удалось избежать 720 миллионов потенциального ущерба. Но сам комитет признает, что в области из трех тысяч имеющихся гидротехнических сооружений почти две тысячи требуют срочного ремонта или реконструкции. 88 из них - потенциально опасны. Но про то, что было сделано в этом направлении в прошлом году, - неизвестно.

Заметим, что правительственное экологическое оздоровление рек направлено, в основном, на защиту людей от воды, а не наоборот. Но ведь и в загрязнении рек и осушении прудов есть опасность для людей. Только из Саратова в Волгу ежегодно попадает около четырех миллиардов кубометров неочищенных сточных вод. А строительство, реконструкция и модернизация очистных сооружений ложатся на плечи предприятий и органов местного самоуправления. В бюджете области деньги на это не предусмотрены. Если быть честными, то каждый руководитель завода или другой организации найдет способ сэкономить на очистке сточных вод. Итогом может стать гораздо больший, чем 27 миллиардов, ущерб. Страдать будет не только природа, но и люди.

 Однако грандиозные планы, как это часто бывает, не получили столь же грандиозной реализации. Сейчас в областном бюджете на 2010 год на экологическое оздоровление заложен только 61 миллион. Эту сумму планируется получить в форме субвенции от Федерального агентства водных ресурсов. Основную часть средств планируют потратить на «повышение водности» рек, снижение негативного воздействия на реках Дергачевского, Новоузенского и других районов области. А ведь в программе есть еще охрана растительного и животного мира, сохранение биологического разнообразия, снижение загрязнения воздуха, сохранение зеленого фонда, экологически неопасное обращение с производственными и бытовыми отходами и так далее. Со всеми этими направлениями в этом году, видимо, придется попрощаться.

Еще один интересный момент - под охраной находятся только реки. Пруды и озера такой чести не удостоились. Как сообщил начальник отдела водных ресурсов комитета охраны окружающей среды и природопользования Борис Авдентов, дело в том, что пруды не являются федеральными водными объектами. По его мнению, уже не столь многочисленные пруды в степном Левобережье не имеют особого значения.

Большая часть заволжских водоемов - искусственные. Их создавали в советские времена в системе орошения колхозных полей. В зависимости от размера колхозу «присваивались» один или несколько водоемов. Все вместе надежно защищало поля от засухи. Но когда Союз распался, а вместе с ним вымерли колхозы, поля стали продаваться в частные руки. Каждый владелец распоряжался прудом по-своему. Кто-то оставил водоем как зону отдыха, кто-то разводит там рыбу. Но в последнее время появилась тенденция «спускания» прудов. Неизвестно кто - то ли хозяева земли, то ли некие злоумышленники - подгоняют к пруду специальную технику и откачивают воду. После и по ходу этого процесса собирают рыбу.

Борис Авдентов признался, что факты «спускания» прудов в комитете известны, но «в этом нет ничего криминального». Мол, каждый хозяин делает по-своему. Кому-то удобнее рыбу разводить, а потом вылавливать, а кому-то проще пруд спустить. Для питьевого водоснабжения эти водоемы все равно не используются, а значит, и проблем из-за их исчезновения не будет.

Хочется вспомнить истерику прошедшего лета, когда аномально высокие температуры чуть не погубили весь урожай Заволжья. Губернатор Павел Ипатов в сопровождении видных местных единороссов ездил по жухлым полям, искал виновных, обещал найти решение проблемы, построить новые системы орошения. А ведь все новое - это хорошо забытое старое. Не проще ли восстановить советскую систему мелиорации? Не позволять спускать пруды, которые чудом сохранились в левобережных степях? Ах, да: ведь на это не спишешь крупные федеральные субсидии. Да и пользоваться «совковыми» методами сейчас не модно. Что ж, панику из-за псевдоисчезновения соли мы уже пережили. Остается только надеяться, что не доживем до реального исчезновения воды.