Есть особая реакция человека на стресс - он начинает говорить. Организм так устроен. Трещит, страдалец, без умолку на все темы подряд, ругается, хвалится, возмущается, философствует, размахивает руками, лезет в лицо собеседнику. Понятно, что реакция эта нервная, а поговорить надо, дабы успокоиться и прийти немного в себя.
Есть особая реакция человека на стресс - он начинает говорить. Организм так устроен. Трещит, страдалец, без умолку на все темы подряд, ругается, хвалится, возмущается, философствует, размахивает руками, лезет в лицо собеседнику. Понятно, что реакция эта нервная, а поговорить надо, дабы успокоиться и прийти немного в себя.
Судя по обилию «круглых столов», конференций, штабов и прочих «говорилен», элита наша в жесточайшем стрессе. Что ни день, мы узнаем все новые рецепты выхода из кризиса и входа в светлое и незамутненное экономическими проблемами будущее. Если бы грузчик Паша с Сокурского тракта читал газеты и не переключался с новостей на «Камеди клаб», он бы сказал емко и лаконично: «... - не мешки ворочать». Но еще лаконичней Паша охарактеризовал бы молодую и симпатичную «единоросску», которая на заседании политклуба вполне серьезно подняла вопрос о его, Пашином, культе ценностей.
В свое время Паша приехал в Саратов из далекого Новоузенского района с одним только целлофановым пакетом, в котором уместились банка топленого молока, две пары носков и новое спортивное трико, которое он прикупил на воскресном сельском базаре в райцентре. За девять лет городской жизни Паша женился, завел ребенка и даже выкупил комнату в коммуналке у Трофимовского моста. Сколько ночных вагонов сверх лимита это ему стоило, знает только Паша и его жена. А еще Паша начинает нервничать, когда кто-то пытается учить его жизни. Но, в отличие от нервных ораторов, в моменты стресса он не говорит, а глушит адреналин более радикальными способами. Так что даже хорошо, что Паша не читает газет и переключает новости на «Камеди»...
Для этого грузчика было бы настоящим откровением узнать, что «выводить из кризиса нужно не столько экономические институты, сколько людей, которые эти институты формируют, ведь душевную пустоту русского человека, оставшегося один на один со своей проблемой, заполнить может что угодно - от пьянства до вступления в секту». Дескать, нужно срочно формировать культ ценностей. Пашу бы расстроил не обыденный пафос фразы, и даже не то, что человек, ее произнесший, в жизни ничего тяжелее косметички не поднимал. Скорее всего, Пашу расстроило бы, что после таких слов этот человек пойдет и начнет формировать его культ ценностей.
Писатель или поэт может претендовать на формирование культа ценностей, философ или священник тоже, однако предложение взять на себя подобную ответственность исходило от человека совсем другого призвания. Обидно, что на «русского человека» посмотрели при этом как на некое отдельное тело, которое может помешать общественному прогрессу. Не дай Бог сопьется еще или к сектам привяжется, а тут кризис, пахать некому. Есть такой индикатор у начинающих и седеющих политиков - рейтинг общественного доверия. Теперь я узнал, что и у партийцев (а больше политикой, в общем-то, никто и не занимается) есть свой тусовочный индикатор - рейтинг доверия партии к населению. Вещь, как оказалось, серьезная. Вдруг местные партийцы задумают какую-нибудь реформу, а население возьмет и не справится. Кто отвечать будет? Вот тогда можно с каждого третьего на автобусной остановке спросить и быстренько поволочь к стенке. Но чтобы такого не случилось - срочно сформировать культ ценностей.
Если память не изменяет, где-то уже такое было. Комсомольские стройки, политруки и выговор с занесением в личное дело за порочную связь на стороне, будучи в браке. Не это ли снится юной партийке?
Надо отметить, что в формировании культов местная братия уже преуспела. Были и стихи, и песни, и анекдоты, и показательные порки по праздникам, закончившиеся маленьким партийным трауром. Дело осталось за ценностями. Мне живо представилась картина, как начнет их формировать каким-нибудь гимназисткам заслуженный юрист Александр Соломонович Ландо. Дмитрий Викторович Чернышевский, который, кстати, сидел в президиуме политклуба, тоже, поддавшись порыву коллеги по партии, расскажет в кругу воспитуемых швей-мотористок о знаменитых десяти причинах. Петр Витальевич Глыбочко тряхнет стариной, прививая ценности медсестрам. Курсы по культивированию ценностей можно будет открыть по всей области. Найдутся в партии желающие прочитать отдельную лекцию и для секретарш в Марксе, и для рыбаков в Воскресенском районе. Словом, процесс пойдет. Только куда заведут эти культиваторы, спрогнозировать непросто.
На вопрос о ценностях грузчик Паша почесал бы затылок и ответил, что «в Куршевелях не парился и в Дягилеве не тусил», а главной ценностью назвал бы, конечно, своего трехлетнего ребенка. Тут и придумывать ничего не надо. «Сделать ценности просто, - улыбнулся бы Паша. - А вот прокормить и одеть их гораздо сложней». И ни на кого, кроме себя, в этом непростом деле Паша пока не рассчитывает. Даже во времена наступающего на пятки кризиса.