Пассатижи

5 февраля автору этих строк выпала сомнительная честь писать для сайта «Общественного мнения» корреспонденцию с пресс-конференции двух главных пиар-трегеров местных единороссов: Эдуарда Абросимова и Романа Чуйченко. Сомнительность чести написания подобной статьи была заранее предопределена весьма сомнительными репутациями в профессиональном сообществе двух упомянутых выше личностей. Но что поделаешь - работа есть работа. Вдумчивый читатель имеет право знать точки зрения и аргументы всех сторон в политическом скандале, который выплеснулся далеко за пределы губернии

чуйченко5 февраля автору этих строк выпала сомнительная честь писать для сайта «Общественного мнения» корреспонденцию с пресс-конференции двух главных пиар-трегеров местных единороссов: Эдуарда Абросимова и Романа Чуйченко. Сомнительность чести написания подобной статьи была заранее предопределена весьма сомнительными репутациями в профессиональном сообществе двух упомянутых выше личностей. Но что поделаешь - работа есть работа. Вдумчивый читатель имеет право знать точки зрения и аргументы всех сторон в политическом скандале, который выплеснулся далеко за пределы губернии.

Слушать аргументы (если их можно назвать таковыми) главных пиар-менеджеров саратовских единороссов было тем более забавно, что в них они не раз пытались апеллировать ко мне или манипулировать моим именем. И это неудивительно. Так уж было назначено судьбой, что мне, в отличие от большинства молодых журналистов, довелось наблюдать за «художествами» господ Абросимова и Чуйченко на местной медиа-поляне довольно долго - более десятка лет. А посему воспоминаний и размышлений на «заданную тему» накопилось предостаточно. По разным причинам все это время воздерживался от публикаций. Может быть, придерживался бы этой тактики и дальше, следуя известной русской поговорке про запах, исходящий от определенных субстанций. Однако вот ведь незадача: после завершения своей пресс-конференции, больше похожей на курьез, нежели на мероприятие, имеющее целью сообщение важной информации, наши антигерои из обоймы генсека партии власти не успокоились и обрушились с нападками в СМИ и на вашего покорного слугу. Поэтому, хочешь не хочешь, приходится вступить с этими господами в полемику.

Однако полемика ради полемики - вещь малопродуктивная. Принимаясь за подготовку этой статьи, я ставил перед собой целью на примере всего лишь двух упомянутых выше господ, являющихся членами партии «Единая Россия», показать тот моральный уровень и систему взаимоотношений, которая существовала еще на этапе формирования «Единства». Сделать это будет, на мой взгляд, крайне важно потому, что многие из «изобретений» ныне покойного политтехнолога Сергея Ислентьева продолжают активно использоваться нашими антигероями уже на службе у «Единой России» и Николая Панкова.

С приветом от Чаадаева

Крайняя скандальность и неординарность событий, связанная с саморазоблачением и покаянием «черных пиарщиков» Осовина и Почечуева, заставила господина Абросимова «выйти из тени» и вступить в заочную словесную схватку со своими недавними подопечными и партнерами. Судя по тем перлам, которые выдавал этот «спин-доктор» на пресс-конференции 5 февраля, в качестве одного из основных способов защиты своей и своего «патрона» госдепа Панкова он избрал метод, хорошо известный со времен царствования Николая I (Палкина) и даже легший в основу бессмертной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». А именно, Абросимов объявил Игоря Осовина и Сергея Почечуева страдающими редкостным психиатрическим заболеванием - «бредом отношений». Тем самым дипломированный историк Абросимов (хочется думать, что диплом СГУ у Эдуарда Николаевича все же не куплен за деньги банка «Порта», а получен за знания) поставил своих политических оппонентов вровень с самим Петром Чаадаевым. Впрочем, такие тонкие исторические аналогии Абросимова превысили планку общего уровня культуры и компетентности, свойственную выпускникам Саратовского ордена «Знак почета» института механизации сельского хозяйства имени дедушки Калинина. А посему депутат Государственной думы Николай Васильевич Панков решил судиться в Заводском районном суде Саратова с этими без пяти минут «шизофрениками». И, вопреки всем канонам Православия, требовать с «убогих» 2 миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда. Впрочем, сейчас не имеет смысла касаться предстоящего судебного процесса, в ходе которого ответчиками обещано представить новые шокирующие подробности деятельности местной партячейки имени Володина. А посему отложим эту тему до лучших времен и вернемся к медицинским изысканиям «спин-доктора» Абросимова и его верного «санчо-пансы» Чуйченко.

абросимовТермин «спин-доктор» в отношении самого себя Эдуард Абросимов начал использовать примерно год назад. В газете «Политдозор» №7 (105) от 27 февраля 2009 года под заголовком «Всем, кто меня ненавидит, надо еще потерпеть» было опубликовано интервью, открывающееся такими словами: «… важно не только выпустить новость, необходимо проконтролировать ее освещение в СМИ, спрогнозировать реакцию общественности, возможно, провести предупреждающее воздействие. Спин-доктор Эдуард Абросимов занимается исправлением освещения события в масс-медиа, после того, как информационное развитие приняло неблагоприятный оттенок».

Как видим, еще год назад господин Абросимов и не думал скрывать от общественности свою истинную профессиональную сущность, в основе которой лежит понятийный аппарат из лексикона информационных войн. Данный момент, на мой взгляд, в высшей степени принципиален, поскольку, во-первых, однозначно указывает на то, что Абросимов никакой не журналист и никогда, собственно, журналистом-то и не был. И, во-вторых, является признанием того непреложного факта, что основной задачей «спин-доктора» является «исправление» (то есть умышленное искажение) реальной и объективной информационной картины в интересах своего заказчика. Иными словами, господин Абросимов не просто не журналист. Его профессиональная ориентация является полным антиподом профессии журналистов, поскольку имеет целью исказить в интересах своих заказчиков результаты нашего непростого, а порою и опасного труда. На мой взгляд, сам факт существования подобных «спин-докторов» свидетельствует о том, что хозяева и заказчики подобных специалистов (в интервью Абросимова, опубликованном в июне 2009 года на сайте «Конспирология.Ру», спин-доктор прямо утверждает, что работает на Николая Панкова) глубоко враждебны как самому институту независимой прессы вообще, так и отдельным саратовским журналистам, в частности. Пребывание в рядах партии «Единая Россия» такого субъекта как Эдичка Абросимов, на мой взгляд, является ярчайшим доказательством того, что Вячеслав Володин и Николай Панков находятся в состоянии необъявленной войны с саратовской прессой.

Поменялись времена, а с ними изменились и нравы «птенцов гнезда Аяцкова». Если раньше, лет 10-15 назад, для исправления «неблагоприятного информационного развития» ситуации заинтересованные люди использовали откровенных бандитов, то сегодня местные партфункционеры предпочитают использовать «спин-докторов», имеющих за плечами приговоры по менее тяжким статьям Уголовного кодекса. Например, как у Абросимова - по ст.30 и ст.129 УК РФ, в том числе за организацию клеветнической публикации «Не смотрите в замочную скважину» о Вячеславе Володине в еженедельнике «Собеседник».

О «героическом» прошлом Эдуарда Николаевича Абросимова мы поговорим позже. А пока обратимся к тому «диагнозу», который этот «спин-доктор» поставил вашему покорному слуге, то есть журналисту Александру Крутову. Если исходить из текста интервью Абросимова под названием «Оба на полиграф», опубликованного 12 февраля в «Политдозоре» (№5 (114)), то Эдуард Николаевич выявил у Александра Николаевича одно не очень приятное свойство.

«У Александра Николаевича, как я нахожу, поражено рациональное, логическое познание, - утверждает Абросимов. - Его суждение искажено, на мой сгад (так в оригинале - А.К.). Он это свое суждение маниакально подкрепляет рядом субъективных доказательств, имеющих свою извращенную систему. Эти как бы «доказательства» складываются в систему, которая кажется стройной лишь ему одному. При этом все, что не вписывается в эту систему, Крутовым, как я заметил, попросту игнорируется».

Вряд ли мне стоит вступать в полемику с Абросимовым относительно справедливости этих суждений. Тем более что здесь он так же, как и в случае с Осовиным и Почечуевым, пытается оперировать терминами из области психиатрии и психопатологии. В основу таких рассуждений априори закладывается предпосылка о том, что читатель не знаком ни с основами психиатрии, ни с контекстом событий, о которых он рассказывает. Попытка разрушить стоящую на этих двух довольно «хлипких ногах» систему лжи встречает истеричную реакцию. Впрочем, одному ли Крутову кажется стройной его система доказательств - пусть окончательный вывод об этом делает сам читатель.

ислентьевПепел Ислентьева стучит в их сердца

Возьмем для примера информацию о покойном ныне политтехнологе Сергее Ислентьеве, отношениям с которым Эдуард Абросимов уделил довольно много внимания на своей пресс-конференции. Суть рассказанного Абросимовым об Ислентьеве заключалась в следующем: когда-то Эдуард Николаевич дружил с Сергеем Алексеевичем и дружески его опекал. Когда Ислентьев был арестован и помещен в Московский институт судебной психиатрии имени Сербского, то Абросимов неоднократно выезжал в Москву. Якобы возил продуктовые передачи коллеге и общался с его лечащими врачами. Апогеем визитов Абросимова в институт Сербского стала его беседа с директором этого лечебного заведения Татьяной Борисовной Дмитриевой. Та якобы сообщила Абросимову, что Сергей Ислентьев болен психиатрическим заболеванием с довольно редким диагнозом «бред отношений». К характерной особенности этого заболевания Абросимов со ссылкой на Дмитриеву отнес его заразность. А потому после этой беседы с маститым психиатром Абросимов постарался держаться подальше от Ислентьева, дабы сохранить свое собственное психическое здоровье. Чего не смогли его недавние партнеры и нынешние оппоненты Осовин с Почечуевым. Такова версия «спин-доктора», которую он озвучил в пресс-центре местной «Комсомолки» 5 февраля 2010 года. А как было на самом деле?

Главным доказательством того, что Эдуард Абросимов на своей пресс-конференции оболгал своего бывшего партнера по «черному пиару», ныне покойного Сергея Ислентьева, является вступивший в законную силу приговор в отношении последнего. Приговор был вынесен судьей Волжского районного суда Саратова Валерием Юдиным и провозглашен 17 декабря 2002 года. Согласно этому приговору, Сергей Ислентьев был признан виновным по части 2 статьи 129 и по статье 319 УК РФ. По первому обвинению Ислентьев избежал наказания в связи с истечением срока давности, а по второй получил наказание в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей. О том, что Сергей Ислентьев может быть освобожден от уголовной ответственности по статье 21 УК РФ - в связи с его невменяемостью, в приговоре нет ни слова. Хотя Ислентьев в пору его уголовного преследования действительно дважды проходил стационарную судебно-психиатрическую экспертизу. Однако в том, что Сергей Алексеевич был арестован, содержался в СИЗО и в «психушках» и в конечном счете был признан виновным во вменяемых ему преступлениях, видимо, есть немалая доля сопричастности и Эдуарда Абросимова. Впрочем, обратимся к тексту приговора:

давыдов«В период до 27 сентября 2000 года у Ислентьева сложились неприязненные отношения с Бурдавицыным А.В., Ионовым К.К., Давыдовым В.В., Довгаль Э.Г. У него возник умысел на распространение в отношении перечисленных лиц в публичном выступлении и в средствах массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих их честь, достоинство и подрывающих их деловую репутацию.

Реализуя свой преступный умысел, Ислентьев С.А. совместно с Майоровым С.И. и Абросимовым Э.Н., которым не было известно о задуманных Ислентьевым противоправных действиях, подготовил и провел 27 сентября 2000 года примерно в 14 часов в помещении организации «Саратовское городское отделение Саратовского областного общественного движения по организации и формированию регионального отделения общероссийского политического общественного движения «Единство» по адресу: г. Саратов, ул. Советская д. 18, оф. 2 пресс-конференцию, на которую пригласил представителей средств массовой информации г. Саратова.

В ходе пресс-конференции Ислентьев С.А. сообщил представителям средств массовой информации сведения, о несоответствии которых действительности ему заведомо было известно, порочащие честь, достоинство и подрывающие деловую репутацию президента Саратовской губернской торгово-промышленной палаты Давыдова В.В., заместителя мэра г. Саратова, председателя комитета потребительского рынка администрации Саратова Ионова К.К., главного редактора газеты «Губерния» Довгаль Э.Г., и заместителя начальника Управления ФСБ РФ по Саратовской области Бурдавицына А.В. В частности, Ислентьевым С.А. были публично сообщены сведения о том, что:

- председатель Торгово-промышленной палаты Давыдов В.В. в настоящее время управляет ресурсами «хапалинского общака», то есть сообщено об осуществлении Давыдовым В.В. деятельности в интересах организованной преступной группы либо сообщества, по использованию вверенного ему фонда денежных средств данной организованной преступной группы либо сообщества в целях его увеличения.

- «Хапалинский общак» возник в 1985-86 гг. и развивался по сути дела под опекой начальника управления торговли облисполкома, начальника отдела торговли обкома КПСС Константина Ионова на основе торговли алкоголем в госторговле и потребкооперации, то есть сообщено об осуществлении Ионовым К.К. деятельности в интересах организованной преступной группы либо сообщества.

бурдавицын- с 1999 г. к Давыдову по инициативе Бурдавицына приставлена от ОПГ (организованной преступной группы) Чикунова - Эллада Довгаль, то есть сообщено о связи Э. Довгаль и А.В. Бурдавицына с организованной преступностью.

- летом 1999 года группой лиц, связанных неформальными отношениями на основе совместных незаконных операций в рамках ликвидированного УРПО ФСБ РФ было задумано провести оперативную комбинацию с целью дискредитации нового директора ФСБ РФ (Путина В.В. - А.К.), и комбинацию взялся осуществлять фактический руководитель Саратовского УФСБ - полковник Бурдавицын А. В., а также что программу по участию директора ФСБ РФ в мероприятии готовил Бурдавицын, включая негласную запись переговоров директора ФСБ РФ (Путина В.В. - А.К.) в личных апартаментах, то есть сообщено о связи Бурдавицына А.В. с лицами, занимавшимися незаконной деятельностью, и о его личной причастности к совершению незаконных действий в отношении директора ФСБ РФ».

Наверное, необходимо сделать небольшое ретроспективное отступление и рассказать, как подружились Сергей Алексеевич Ислентьев и Эдуард Николаевич Абросимов. Сделать это тем более необходимо, чтобы прояснить, какую знаменательную роль сыграл Ислентьев в жизни Абросимова. И чем в итоге этот «ученик» отплатил своему ныне покойному «наставнику».

Итак, если верить Абросимову, летом 1999 года он вернулся в Саратов уже в качестве политтехнолога, имея за плечами определенный опыт избирательных баталий на Украине. Абросимов так и пишет: «Когда я летом 1999 года приехал в Саратов из Киева отдохнуть на Волге после выборов мэра столицы Украины, ко мне обратился теперь уже подзабытый конспиролог Сергей Ислентьев. Он попросил написать памфлет в защиту местного журналиста, избитого трубой по голове. Вот тогда я впервые услышал фамилию Кнутов» (см. «Из грязи в князи», «Политдозор», №3 (101) от 30.01.09). Однако отдых Абросимова на Волге затянулся аж на несколько лет. Приближались очередные выборы в Государственную думу, и Кремль, разочаровавшийся в движении «Наш дом - Россия», изобретал нового политического фантома. Таковым на тот момент стало так называемое «межрегиональное движение «Единство», активное участие в создании которого принимал Сергей Ислентьев.

Воспоминание 1: «Сказать, что Сергей Ислентьев как общественный деятель пользуется в «столице Поволжья» весьма неоднозначной репутацией - это, пожалуй, ничего не сказать. В прошлом ислентьевская известность была приобретена благодаря конфликтам с рядом достаточно влиятельных фигур. Противостояние это уходит своими корнями в начало 90-х годов, когда основными политическими оппонентами Ислентьева были столь известные люди, как Александр Ландо (ныне уполномоченный по правам человека в Саратовской области) и Николай Владимиров (в недалеком прошлом областной министр собственности и банкротства). В 1996 году, во время президентских выборов, Сергей Ислентьев предпринял попытку возглавить местный координационный совет движения в поддержку президента Б.Н.Ельцина. Одной из наиболее нашумевших акций той поры стала публикация в «Саратовских вестях» интервью с Ислентьевым под названием «У Ельцина один, но главный сторонник - российский народ». Любопытно, что главный идеологический удар в данной публикации наносился не по коммунистической оппозиции, а по тем, кого автор назвал «гайдаровцами» и «явлинцами». По мнению ряда наблюдателей, публикация данного интервью стала возможной благодаря тесным контактам, существовавшим в то время между Ислентьевым и бывшим главным редактором «СВ» Сергеем Гришиным.

Появление этой публикации не осталось незамеченным в руководящих сферах. Были предприняты поистине титанические усилия по удалению Ислентьева из местного филиала ельцинского избирательного штаба. Основную заслугу в этом местные аналитики приписывают Сергею Наумову (в настоящее время - и.о. ректора ПАГС) и ныне покойному депутату облдумы Валерию Давыдову» (см. «Саратовские «медведи»: коллективный портрет с политологическим отступлением», журнал «Общественное мнение», №5 (10) за май 2000 года).

ионовОднако начиная с лета 1999 года Сергей Ислентьев приступил к формированию ячеек мало кому известного в то время движения «Единство». Кто уполномочил его на такие действия - сказать сложно. В областном масштабе тем же самым активно занимался секретарь областного Совбеза Александр Мирошин, который, надо думать, и привлек для этой работы Ислентьева. Ислентьев же, в свою очередь, привлек вернувшегося из Киева Абросимова. За Абросимовым же в формирующееся «Единство» потянулись его коллеги по печально известному банку «Порта», являвшемуся едва ли не инструментом по отмыванию денег преступных сообществ и по этой причине прикрытому правоохранительными органами в середине 90-х годов: Сергей Майоров и Николай Пицик.

После думских выборов, на которых никому не известное «Единство» набрало солидное число голосов, настало время приступать к реальному созданию структур нового политического движения. С помощью подконтрольных ему коммерческих структур - ООО «Юридическое бюро» и саратовское отделение фирмы «СИ-консалтинг групп», в структурах областного минюста было зарегистрировано так называемое «Саратовское городское отделение Саратовского областного общественного движения по организации и формированию регионального отделения Общероссийского политического движения «Единство» (СГО СООДОФРО ОПОД «Единство»). При этом соратники Абросимова по банку «Порта» получили в новой структуре завидные должности. В частности, Сергей Майоров стал председателем совета саратовского городского отделения «Единства», а Николай Пицик возглавил Кировский райком. Но тут вдруг выяснилось, что на право создания в Саратове организации «Единства» претендуют не только Ислентьев с Абросимовым, но и подчиненные мэра Саратова Юрия Аксененко. В частности, заместитель мэра по торговле Константин Ионов также сумел в середине 2000 года зарегистрировать городскую организацию «Единства» и добиться вступления в ее члены ряда высокопоставленных чиновников и бизнесменов. В частности, в «ионовское «Единство» вступил брат губернатора Аяцкова, председатель облпотребсоюза и депутат областной думы Владимир Титаев.

Продолжение следует