Граждане награжденцы

Граждане награжденцы

На прошлой неделе мировые информагентства распространили важную новость: наш популярный земляк, депутат Государственной думы Николай Панков удостоен грамоты Госдумы «за существенный вклад в развитие законодательства и парламентаризма в Российской Федерации и активную общественно-политическую деятельность»

Граждане награжденцыНа прошлой неделе мировые информагентства распространили важную новость: наш популярный земляк, депутат Государственной думы Николай Панков удостоен грамоты Госдумы «за существенный вклад в развитие законодательства и парламентаризма в Российской Федерации и активную общественно-политическую деятельность».

Наблюдатели сразу припомнили, что еще в конце минувшего года аналогичные награды получили два других, не менее известных саратовца - депутат облдумы Александр Ландо и ректор СГУ Леонид Коссович. Как видим, имеет место печальная тенденция: который раз подряд достижения выдающихся людей нашей губернии оценены до смешного скромно.

В самом деле, что есть Почетная грамота Госдумы? Это ведь не орден с бриллиантовыми звездами и даже не медаль с кристаллами Сваровски, а лист плотной бумаги с изображением здания на Охотном ряду. При всем нашем уважении к высшему органу представительной власти следует признать, что награда эта крайне неудобна в быту. Если просто повесить ее на стене в кабинете награжденного, то у рядовых саратовцев, туда не вхожих (а таких большинство), не будет возможности лишний раз порадоваться за лауреата. Застеклить грамоту в рамке и повсюду носить ее с собой на шее? Тоже неловко: все-таки формат А4. Правда, к грамоте прилагается еще и Почетный знак, но уж он тем более не дает представления о масштабе и качестве заслуг отмеченных лиц.

В этом-то, собственно говоря, - главная проблема существующих знаков отличия: даже высочайшие из них не готовы охватить всю многогранность натур наших воистину уникальных земляков. Могут ли нынешние грамоты с их усредненными текстовками или теперешние ордена, чьи эскизы разработаны вдали от нашей губернии, вместить все то, чем славны, допустим, упомянутые выше Леонид Юрьевич, Александр Соломонович или Николай Васильевич?

Вопрос риторический, ответ отрицательный. Нет у нас покамест почетного знака, способного запечатлеть разносторонний вклад ректора в практику духовного окормления ученой братии - от ежегодно проводимых молебнов до покровительства эзотерическим поискам Единого Творческого Начала Большой Вселенской Игры.

Нет у нас еще и награды, каковая могла бы отразить роль местного заслуженнейшего юриста в развитии космонавтики (вспомним проводимые им на рабочем месте - притом с риском для жизни - испытания модели скафандра), философии (вспомним, до каких пределов удалось расширить понятия терминов «честь» и «достоинство») и лингвистики (вспомним, по чьей инициативе российские эксперты-филологи взялись за изучение всех мыслимых оттенков смысла простых русских слов «член» и «шут»).

Нет, наконец, в сегодняшнем арсенале наград той, которой можно адекватно удостоить видного нашего госмужа и госдепа. За рамками стертой формулировки об «активной общественно-политической деятельности» неизбежно остаются как афишируемая программа «Школьное молоко», так и скрытая от посторонних глаз программа «Школьные сортиры». А медаль за Моральные Страдания, Требующие Немедленной Компенсации? Ее, представьте, тоже до сих пор не придумано. И куда это, интересно, годится? Страдания есть, а знаков их поощрения (кроме денежных, конечно) нет. Непорядок.

В свое время названную проблему попытался, насколько возможно, решить своими силами российский губернатор-реформатор Дмитрий Федорович Аяцков, в годы правления разработавший и внедривший целую систему наград, сугубо индивидуализированных. И если бы не его отставка, то к уже отчеканенным и частично розданным саратовцам губернаторским знакам («За стойкость и выживание», «За веру и добродетель», «За мужество и героизм») прибавились бы, по слухам, еще «За усердие при исполнении», «За взятие повышенных обязательств», «За употребление без закуски», «За присутствующих здесь дам» и «За ручную выделку хорька».

Последнюю из названных наград, поделенную надвое, должны были, говорят, вручать Эдуарду Абросимову и Роману Чуйченко, но не успели: первый оказался под стражей, а второй сделал себе харакири... ну, то есть попытался сделать, однако промахнулся.

Хочется верить, что дело Дмитрия Федоровича не пропало. На действующего главу исполнительной власти, правда, в этом смысле надежды мало, да и на московское начальство - тоже. А вот губернские парламентарии из едросского большинства (люди не слишком утомленные работой, зато наделенные большой фантазией) способны расширить и углубить ассортимент местных знаков отличия. Всем уже ясно, что Почетная грамота Саратовской областной думы (учреждена в мае позапрошлого года) давно себя исчерпала. Пора развивать награды не «вообще», а конкретные, ориентированные именно на наших земляков.

Автор этих строк готов в меру сил лично посодействовать процессу и, в качестве первого шага, предлагает описание нескольких актуальных на сегодняшний день местных знаков отличия.

Награда «За изящную, в особо крупных размерах, словесность». На аверсе - профиль областного министра культуры на фоне закрытой книжки (телефонного справочника), на реверсе - открытая книжка (сберегательная) на фоне заместителя областного министра культуры анфас. Вручается победителям бюджетной игры «Заплати туда, не знаю куда, получи то, не знаю что».

Награда «За правильную правду, против неправильной правды». На аверсе - Фемида в виде Венеры Милосской (голая, без рук, весов, меча и повязки на глазах), на реверсе - вице-спикер Госдумы анфас в лучах заходящего солнца (а еще лучше - заходящее солнце с лицом того же вице-спикера анфас). Вручается тем, кто сумеет официально доказать по суду, что дважды два - барабанные палочки, Волга впадает в маразм, а ложь изреченная есть мысль.

Награда «За межнациональное согласие с этими, в шляпах». На аверсе - скелет Фемиды в лучах разгорающегося костра, на реверсе - топор, завернутый в свежую газету, по окружности надпись «чемодан - вокзал - далее везде». Вручается недепутатам Негосдумы за неучастие в нефинансировании не-СМИ, невиновных в неразжигании меж-не-национальной нерозни...

Ну а для рядовых саратовцев, далеких от большой политики, следовало бы отчеканить знак «За отвагу на дорогах» в виде позолоченной пробки. На аверсе - сугроб, сосулька и лопата, на реверсе - портрет сити-менеджера Сомова в обрамлении цепочки обледенелых трамвайчиков, вдоль по всему гурту вместо насечек - маленькие медведики как символы руководящей и направляющей силы. Вручать эти боевые награды надо тем, кто в феврале 2010 года все же добирался до работы - хотя бы и к концу рабочего дня.