Спокойной ночи, «малыши»

Спокойной ночи, «малыши»

С тех пор, как городские власти поделились «перспективными и стратегическими планами» по реконструкции и продлению Набережной Космонавтов, минуло два года. И первый шаг к осуществлению мечты уже сделан - данная идея нашла отражение в Генеральном плане Саратова. Реализация намеченных Генпланом мероприятий - процесс долгий, рассчитанный не на одно десятилетие.
А между тем, в будущей рекреационной зоне наблюдаются некие «шевеления», и вовсе не благоустроительного свойства.

ZС тех пор, как городские власти поделились «перспективными и стратегическими планами» по реконструкции и продлению Набережной Космонавтов, минуло два года. И первый шаг к осуществлению мечты уже сделан - данная идея нашла отражение в Генеральном плане Саратова. Реализация намеченных Генпланом мероприятий - процесс долгий, рассчитанный не на одно десятилетие.
А между тем, в будущей рекреационной зоне наблюдаются некие «шевеления», и вовсе не благоустроительного свойства.

 

Когда-то саратовская мебельная фабрика №1, что на Чернышевского, 94, по праву считалась одним из лидеров в своей отрасли. Еще несколько лет назад предприятие могло похвастаться высокими темпами роста объемов производства. Например, за январь - июнь 2003 года этот показатель превысил 158%. Ну, а потом предприятие из правительственных сводок об успехах вовсе пропало. По словам начальника отдела легкой и мебельной промышленности минпромэнерго области Бориса Макарова, примерно пять лет назад ведомство перестало работать с фабрикой напрямую. А все потому, что ЗАО стало малым предприятием. «Малыши» же, как пояснил Макаров, в министерство отчетность не предоставляют.
Похоже, для фабрики 2003-й вообще оказался особенным. Именно в этом году была поставлена точка в судебной тяжбе между ЗАО «Мебельная фабрика №1» и МУПП «Саратовводоканал». В сентябре 2003 года Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел кассационную жалобу ЗАО по иску МУПП и постановил, что фабрика должна заплатить за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему канализации 238027 рублей 61 копейку плюс госпошлину - 3180 рублей. Разумеется, эти выплаты не могли серьезно повлиять на финансовое состояние мебельной фабрики, тем более что в лучшие времена годовой оборот предприятия превышал 335 тысяч долларов.
Не очень прояснил ситуацию и звонок на мебельную фабрику. По одному из официальных телефонных номеров предприятия корреспонденту «Газеты Наша Версия» ответила некая не представившаяся дама. Она сообщила, что производство свернуто, помещения находятся в чьей-то собственности и сдаются в аренду. За более подробной информацией собеседница посоветовала обратиться к директору фабрики Виктору Реброву. Разговор с ним был хоть и непродолжительным, но емким. «Пока живем», - сообщил Виктор Константинович. «За счет чего?» - поинтересовался корреспондент. «За счет всего - мебели делаем много», - последовал ответ директора предприятия. А еще он не уставал повторять, что «нам ничего не надо», имея в виду рекламу фабрики.
Не доверять руководителю ЗАО было бы неправильно, и все же его слова вызывают некоторые сомнения. А вызваны они четко наметившейся тенденцией по «зачистке» промзоны вдоль Волгоградского водохранилища, причем как с нашей, так и с энгельсской стороны.
Ближайший сосед мебельной фабрики №1 - ОАО «Саратовмука» (улица Чернышевского, 90) - уже давно свернуло производство. По задумке подмосковной Группы компаний «Линкор», купившей ОАО в мае 2006 года, на месте предприятия должен вырасти жилой массив.
Такая же судьба ожидает и ОАО «Энгельсский клеевой завод». Производственных площадей не самого ароматного предприятия уже не существует. Теперь дело за малым - возвести здесь микрорайон с жилыми домами, детским садом и прочей социальной инфраструктурой. Осуществить эти планы заказчик-застройщик - само же ОАО «Энгельсский клеевой завод» - намерен до 2012 года. Правда, его владельцы несколько лет назад сменились, и сейчас предприятие контролирует известный балашовский бизнесмен и экс-депутат облдумы Александр Ветров.
Следующий этап «большого пути» - ОАО «Энгельсский рыбзавод». В процессе банкротства предприятие находится как минимум пару лет. До жизни такой завод довели долги, в частности перед ООО «Альянс-Строй» (предположительно, из подмосковных Мытищ). Взяв 30-миллионный кредит у этой фирмы, рыбзавод фактически расплатился с ней своим недвижимым имуществом и землей. Сейчас на заводе царит полное запустение и, возможно, через некоторое время и его корпуса сровняют с землей, дабы расчистить место для появления очередной порции коммерческой недвижимости. Зря, что ли, в названии ООО заявлено «строй»?
Кто именно воспримет призыв «Строй» как руководство к действию, сказать трудно. Но уже сейчас понятно, что возрождение этих предприятий (если такое вообще когда-нибудь случится) будет происходить вдали от берега Волги. Проект планировки центральной части Энгельса по аналогии с Генпланом областного центра предполагает «перепрофилирование и вынос промышленных и коммунально-складских предприятий». И опять речь идет о рекреационных зонах и коммерческой недвижимости.
В строительстве на берегу Волги нет, конечно, ничего плохого, во всяком случае, прекрасный вид новоселам обеспечен. Да и промышленные предприятия, давно утратившие «товарный вид», ни Саратов, ни Энгельс не красят. Вот только есть в этой тенденции несколько «но».
«Но» первое: на самом деле речь идет вовсе не о переносе и последующем возрождении умирающих или уже почивших в бозе предприятий. Просто происходит зачистка прибрежной территории, в том числе идет демонтаж железнодорожных и прочих коммуникаций, проложенных в свое время к этим заводам и фабрикам. Создавать новые производственные площади и соответственно инфраструктуру за пределами прибрежной зоны никто, похоже, не собирается. По сути, идет уничтожение предприятий, что, согласитесь, росту промышленного потенциала области не способствует.
Есть и второе «но». А заключается оно в том, что негативные явления в экономике вряд ли позволят всем владельцам освобожденных от производственной «обузы» участков приступить к осуществлению своих планов в ближайшее время. Стало быть, ждать бурной строительной деятельности на зачищенных территориях не стоит еще как минимум два-три года.
Каков же итог? Он, прямо скажем, неутешителен. Заводы и фабрики ушли в небытие вместе с налоговыми отчислениями в региональный и местные бюджеты, земля - «под паром», деятельность на ней не ведется. Как говорится, ни уму, ни сердцу.
А между тем некие коммерческие структуры всерьез заинтересовались уже существующим жилым фондом на Набережной Космонавтов в Саратове. Часть подвальных помещений в здешних пятиэтажках уже скуплена. Возможно, их приспособят под склады или найдут другое не менее полезное применение. Что касается чердаков, то покупатели намерены превратить их в мансарды. Вот только выдержат ли такие метаморфозы не рассчитанные на них строения сталинской эпохи?
Проблемы, связанные с настоящим и будущим набережных Саратова и Энгельса, настолько значимы, что наше издание намерено вернуться к этой теме в самых разных ее аспектах.