Потеря Плеве

Потеря Плеве

О реформах школьного образования, тем более в дежурный Год учителя, с высоких трибун принято говорить либо хорошо, либо никак. Если же вдруг вы услышали критику - вариантов два: или чиновники и политики решили заработать себе баллы на актуальной теме, или вы по счастливой случайности попали на кулуарное обсуждение проблем «нашей новой школы»

без названияО реформах школьного образования, тем более в дежурный Год учителя, с высоких трибун принято говорить либо хорошо, либо никак. Если же вдруг вы услышали критику - вариантов два: или чиновники и политики решили заработать себе баллы на актуальной теме, или вы по счастливой случайности попали на кулуарное обсуждение проблем «нашей новой школы».

Лирика

Во вторник в Саратовском государственном техническом университете практически кулуарно прошел «круглый стол» на тему «Актуальные проблемы внедрения новых форм контроля знаний учащихся при переходе единого государственного экзамена в штатный режим». СГТУ и региональное министерство образования пригласили на мероприятие более 300 учителей из школ области. Несмотря на то, что участников «круглого стола» призвали не обсуждать плюсы и минусы пресловутого тестирования - «сопротивляться ЕГЭ бессмысленно», разговор получился довольно острым.

 В этом году ЕГЭ будут сдавать около 20 тысяч выпускников школ и ссузов. «В выборе предметов сохранились тенденции прошлого года», - сообщила начальник управления лицензирования, государственной аккредитации и контроля качества образования министерства образования Татьяна Кичаева. По-прежнему наиболее востребованы выпускниками  гуманитарные науки - обществознание и история. Помимо обязательных русского языка и математики, их собираются сдавать 9150 и 4895 человек соответственно. На третьем месте по популярности - физика, ее выбрали 3930 человек, или 23% выпускников.

 «Лирическим» настроем школьников обеспокоены не только чиновники, которые не первый год говорят о нехватке инженерных кадров, но и руководство СГТУ. «Физики выпускники боятся, как черт ладана», - отметил ответственный секретарь приемной комиссии СГТУ Алексей Перегудов. А в самом «политехе», судя по всему, так же сильно боятся потерять будущих абитуриентов, ведь несмотря на открытие «модных» гуманитарных факультетов, 84% специальностей в вузе остаются техническими. Поэтому «круглый стол» больше походил на заседание предвыборного штаба: представители вуза через учителей агитировали детей сдавать физику и проходить пробное тестирование в центре СГТУ. Апофеозом должно стать, естественно, поступление в «политех».

Алексей Перегудов привел интересные данные о приемной кампании 2009 года. Конкурс на социальные специальности в СГТУ доходил до нескольких сотен человек на место, на экономические - от 10 до 30, на технические специальности - от 1 до 10. Средний проходной балл в СГТУ - 60, что на целый балл больше общероссийского показателя. Гораздо хуже в «политехе» обстоят дела с минимальным проходным баллом, который, согласно критериям Федерального агентства по образованию, в не меньшей степени характеризует качество набора. В среднем по вузу этот показатель составил 51, а на ряде технических специальностей - 38-45. «На платные места и того ниже», - констатировал Перегудов.

 О качестве последнего набора в СГТУ говорят и результаты входного контроля знаний первокурсников, поступивших в вуз по результатам ЕГЭ в прошлом году. «75 процентов первокурсников не справились с заданиями. Были и такие, у кого отсутствовали даже минимальные знания по предметам», - рассказала директор учебно-методического центра довузовской подготовки СГТУ Светлана Муханова. Для таких студентов были организованы «курсы адаптации и выравнивания», после которых они смогли успешно сдать первую сессию. Стоит отметить, что курсы были платными, однако на «круглом столе» об этом предпочли умолчать.

Начиная с этого года, качество предыдущего набора будет учитывать Минобрнауки РФ при определении контрольных цифр приема, что может привести к сокращению мест в ряде вузов по отдельным специальностям. Однако специальности технического профиля остаются в неприкосновенности. «По-видимому, большинство выпускников мечтают стать социологами, экономистами, юристами, но количество бюджетных мест на эти специальности будет ограничено. Это значит, что большое число абитуриентов, не имея сданную физику, не поступят в вузы и не получат высшее образование», - отметил Алексей Перегудов.

Физика

Главными виновниками такой ситуации в вузе считают в первую очередь школьных учителей, которые отговаривают выпускников сдавать ЕГЭ по физике. «Это наша с вами, в большей степени ваша, вина», - прямо заявил представитель СГТУ, обращаясь к педагогам. Однако у учителей нашлись свои веские аргументы, которые они высказали на заседаниях секций. Пожалуй, самая жаркая дискуссия разгорелась на секции учителей физики. Эмоциональность выступлений свидетельствовала о том, что даже в Год учителя педагогам не часто дают возможность высказаться.

«Сколько получают конструкторы на заводе? Каков процент устройства на работу ваших выпускников по специальности? - начал с вопроса представителю СГТУ один из педагогов. - Как же мы заставим учеников пойти к вам?» «Это провокационный вопрос. А заставлять не надо - надо объяснять, что рано или поздно...» - ответ профессора потонул во всеобщем гуле. Другой учитель рассказал, что его знакомые ведущие инженеры уволены с заводов и НИИ и теперь трудятся обычными электриками. «Дети будут вкручивать энергосберегающие лампочки», - иронично реагировали его коллеги.

По мнению педагогов, в настоящее время снизился престиж не только технических специальностей, но и профессии учителя. «Нередко люди приходят в школу, потому что больше работать негде, и начинают заниматься если не отсебятиной, то отъеготиной», - заметил учитель физики из школы Фрунзенского района. Он высказал суждение о том, что институт подготовки педагогов в нашей области фактически разрушен.

Говорили учителя и о «преступном» сокращении часов естественно-научного цикла. Сегодня в большинстве школ на физику в старших классах отведено всего 1-2 часа в неделю. «Все изменилось с того момента, когда физику возвели в ранг простого предмета, - отметила одна из участниц «круглого стола». - Решили, что наше образование не дает глубокой морали, поэтому больше часов отдали гуманитарным наукам, а физико-технические науки оказались не столь важны для формирования личности человека. Поэтому результаты ЕГЭ год от года хуже».

Количество уроков физики сократилось также за счет введения предметов «регионального компонента» - экологии, ОБЖ, основ здорового образа жизни. Видимо, в областном минобразе считают эти предметы более высоконравственными, чем механику или электродинамику. В результате в полном объеме физику могут изучать ученики только тех школ, где есть соответствующие профильные классы. Учителям остальных образовательных учреждений приходится дополнительно заниматься с детьми, чтобы те успешно сдали ЕГЭ по физике.

Мнения о самом едином госэкзамене среди педагогов разделились. «Форма ЕГЭ целиком и полностью определяет содержание и формы учебной деятельности. Мы ребенка должны не потерять - заметить, что у него есть дар Божий, и в то же время натаскать детей», - сетовали одни. «ЕГЭ - это предтеча государственного образовательного стандарта, - говорили другие. - Он предполагает наличие единого для всех учебника с единым подходом к базовым понятиям, а его пока нет».

По итогам заседания учителя сформулировали конкретные предложения министерству образования области. После долгих споров - кому писать это обращение и кому под ним подписываться, выяснилось, что письмо педагогов - «на деревню дедушке». «Я руководству передам. Но будет это все или нет - не могу ничего сказать. Скорее всего, нет», - «обнадежил» их один из организаторов «круглого стола».