Собачье сердце и роковые яйца

23.04.2010 | 02:08
Собачье сердце и роковые яйца

Не так давно госдеп Николай Панков провел, по его мнению, остроумную аналогию. Он сравнил депутата Государственной думы Валерия Рашкина с персонажем бессмертной повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Редакция решила дать возможность и другим известным в Саратовской области деятелям блеснуть начитанностью и талантами литературоведов. Тема нашего уже ставшего традицией опроса была следующая: «Какое художественное произведение отражает сегодняшнюю саратовскую политику?» Опрашиваемые вспоминали не только литературу, но и живопись, и даже марш «Прощание славянки»

Не так давно госдеп Николай Панков провел, по его мнению, остроумную аналогию. Он сравнил депутата Государственной думы Валерия Рашкина с персонажем бессмертной повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Редакция решила дать возможность и другим известным в Саратовской области деятелям блеснуть начитанностью и талантами литературоведов. Тема нашего уже ставшего традицией опроса была следующая: «Какое художественное произведение отражает сегодняшнюю саратовскую политику?» Опрашиваемые вспоминали не только литературу, но и живопись, и даже марш «Прощание славянки».

Собачье сердце и роковые яйцаСергей Афанасьев, депутат областной думы:

- Интересно. Можно, конечно, Салтыкова-Щедрина взять - историю города Глупова. Там можно персонажей, схожих с нашими, набрать - будь здоров. Вот, пожалуй, можно взять.

- А произведение Булгакова «Собачье сердце», как вы считаете, подходит?

- А в чем вы видите сходство? Я вот даже не знаю. Скажите, в чем сходство? Дайте наводку, почему именно «Собачье сердце».

- Просто госдеп Николай Панков проводил именно с этой книгой некоторые аналогии. Вот мы решили узнать - только он так считает, или другие люди тоже.

- Нет. Я так не считаю. Не вижу сходство. Я высказал свое мнение.

 

Собачье сердце и роковые яйцаАлександр Бурдавицын, генерал ФСБ (бывших не бывает):

- Произведение художественное?

- Да.

- Вы знаете такого автора - Кирилла Шелестова?

- Нет, если честно.

- Посмотрите. «Укротитель кроликов», трилогия. Я не думаю, что это только саратовская политика.

- А, например, с «Собачьим сердцем» не проводите аналогий?

- Одно из любимых моих произведений. Вы имеете в виду, что много Швондеров?

- В том числе. И Шариковых тоже хватает.

- И начальников по очистке города. Отчасти согласен. Еще сходство с Гоголем, с «Ревизором», есть. Это бессмертное произведение подходит ко многим городам России. «Собачье сердце» - одно из актуальных произведений. Еще «Роковые яйца». Это вообще уникально. Он же писал в таком гротеске и с пародией на НЭП, но не был репрессирован, и был даже лауреатом Сталинской премии. Такие загадки истории. «Записки на манжетах», «Роковые яйца», помимо «Мастера и Маргариты» всем известной. «Роковые яйца» - там тоже очень много аналогий с сегодняшней реальностью.

 

Собачье сердце и роковые яйцаВалерий Козлов, начальник судебного департамента Саратовской области:

- Это что значит?

- Мы опрашиваем известных в Саратовской области людей. Хотим узнать их мнение.

- Так я-то - неизвестный.

- Ну как же? Мы вас знаем, значит - известный.

- (смеется) Какое художественное произведение? Мне трудно ответить на этот вопрос. Неожиданно поставлен вопрос и неожиданная тематика для моего мышления.

- Ну, например «Собачье сердце» Булгакова.

- Нет. Я к нему, к «Собачьему сердцу», отношусь не очень хорошо. Я больше рассматриваю многие вещи, которые сегодня идут из классицизма, дореволюционного момента.

- Например?

- Я, например, очень здорово отношусь ко всем произведениям Толстого. Вот так вот, наверное, больше.

- Толстой Лев или Алексей?

- И Лев, и Алексей. Мне вся эта тематика, все произведения импонируют. Я вот то, что вы назвали «Собачье сердце», видимо, в силу характера, не воспринимаю все это. Мне вообще все, касающееся революционного, не импонирует. Я больше склонен сегодня к мирному, созидательному какому-то такому, представлению о жизни. Без потрясений, без революций, без войн. То есть практически сущность, о которой сегодня мечтают все граждане России и все жители Саратовской области. Чем меньше потрясений, чем меньше революционных моментов, тем лучше. Я как гражданин говорю. Вы ведь меня спрашиваете как гражданина. Я вам отвечаю. Понимаете? Я ведь по духу бывший спортсмен-горнолыжник. Я пятикратный чемпион Советского Союза. Бронзовый призер Европы. И я вырос в среде демократического представления о человеческих отношениях, о мире, о дружбе, о хорошем настроении, о семье, о теплоте. В общем, о том, что сегодня проповедуется современной демократией. Наверное, так правильно сказать. Поэтому многие моменты, которые касаются перестроечных моментов, вещей, видов, как в «Собачьем сердце», не импонируют мне. Мне импонирует классицизм. Если говорить о русских писателях, то это Толстой - и тот, и другой. И я очень-очень здорово воспринимаю Драйзера. И других подобных зарубежных писателей. Их видение жизни, их основополагающие моменты жизни. Вот эти писатели мне больше подходят.

- Спасибо большое, что поучаствовали в опросе.

- Приходите в гости. Я угощу вас чаем или кофе вкусным.

- Обязательно. Спасибо. До свидания.

- Пожалуйста. До свидания.

 

Собачье сердце и роковые яйцаВладимир Синюков, министр культуры области:

- О, как интересно!.. «Война и мир»! Мир только в том смысле, как Лев Николаевич писал.

- Могли бы пояснить, почему?

- Потому что общество очень многообразное, широкое, глубокое, и процессы идут фундаментальные, и это очень нормальный, естественный процесс обретения консолидации, единства, понимания целей происходящего. Мне кажется, мы идем все-таки в положительном направлении.

- А что вы подразумеваете под войной?

- А война — это неизбежные, этапные проблемы, которые существуют, которые, может быть, и привнесены в том числе из инокультурных миров (смеется), да и из нашей истории тоже.

- То есть - через войну к миру?

- Да. Но не через войну непосредственно, а через решение коллизий, проблем, противоречий.

 

Собачье сердце и роковые яйцаВалерий Рашкин, депутат Госдумы РФ (КПРФ):

- Да типа Карабас-Барабас.

- Карабас-Барабас? А почему?

- Если это назвать политикой, то что такое гадость и пошлость? Потому что то, что творится на фоне выборов в Саратове, то, что творится в кадровой чехарде, то, что творится в судах, в прокуратуре — это политикой не называется. Это называется другим. Но жизнь есть жизнь. Солнце пришло, а все остается на месте.

- А вы согласны с вашим коллегой по Государственной думе Николаем Панковым...

- А кто такой Николай Панков?

- Депутат Государственной думы.

- Есть такой?

- Вроде бы да. Еще пока.

- Угу.

- Вот он недавно высказывался про «Собачье сердце». Вы  согласны, что есть у нас такие персонажи?

- Да он очень похож на него.

- На кого?

- На главный персонаж. Николай очень похож на него. Я сожалею, что это так. Если он в ближайшее время не изменится, в чем я не уверен, ну что ж, это его путь.

 

Собачье сердце и роковые яйцаЛеонид Писной, депутат Саратовской областной думы:

- Интересный вопрос. Я художественные произведения по саратовской политике особо не читал.

- А вот, например, есть такое произведение «Собачье сердце». Как считаете, оно подходит?

- А, вы имеете в виду - в этом смысле, по аналогии?

- Да.

- Ну, если брать разруху в головах, тогда конечно (смеется). Ну, я не знаю. Так, навскидку, не скажешь. Я бы не стал проводить параллели с «Собачьим сердцем». Если только что по разрухе в головах, а так ситуация несколько иная у нас. Просто надо порыться в памяти, надо найти что-то, что соответствует моменту, но сразу так и не скажешь.

 

Собачье сердце и роковые яйцаВладимир Пожаров, депутат Саратовской областной думы:

- Вопрос несколько неожиданный. Если брать Булгакова, то больше «Мастер и Маргарита» подходит, если честно.

- Почему?

- Ну, вот почему - там можно долго рассуждать о Воланде и кто из саратовских на эту роль подходит. Но лучше давайте другой роман возьмем (смеется). По трагикомичности того, что происходит, больше всего, наверное, подходит «Поднятая целина». Но только колхоз у нас уже был создан (смеется). А очень многие герои там характерно прописаны и можно даже исторические аналогии провести с саратовскими персонажами.

- С кем, например?

- Ну, вот начну сейчас перечислять... А вы какая «Наша версия»? Чуйченко или Фейтлихера?

- Мы «Газета Наша Версия», которая выходит на розовой бумаге.

- Понятно. Потому что одна газета может все напечатать, а другая не все.

- Мы можем все.

- А обязательно говорить, почему вот такое произведение?

- Хотелось бы.

- В результате тяжелых работ по поднятию целины, если называть вещи своими именами, то она в какой-то степени оказалась поднятая, эта целина, но поставленные цели все равно не достигнуты. Если только они ставились. Думаю, что и Макар Нагульнов, и уж тем более дедушка там такой есть очень прикольный, дед Щукарь. Под него хорошо очень подходят некоторые товарищи, даже занимающие статус депутатов (смеется). Нет, не хочу никого ругать, у меня сегодня настроение хорошее. Давайте я еще подумаю и попозже еще что-нибудь отвечу.

 

Собачье сердце и роковые яйцаВасилий Синичкин, депутат Саратовской областной думы:

- Последний год вообще некогда книжки читать, только газеты и читаю.

- Но до этого вы наверняка много прочитали.

- Сколько себя помню. Знаешь, первую книжку как прочитал? Раньше нас в школу отправляли, мы читать-писать не умели. И вот буквально месяц учебный прошел, я из библиотеки дошел до дома и книжку за это время прочитал. Вернулся назад в детскую библиотеку и говорю, что все прочитал.

- А «Собачье сердце» читали?

- Ну, «Собачье сердце» будет применимо ко всему.

- А если параллели проводить с этим произведением, то на каких персонажей похожи саратовские политики?

- Я считаю, что не совсем этично проводить такие параллели. Но вот когда вопрос касается критики ТСЖ и управляющих компаний, это же больной вопрос, он, может быть, даже больнее, чем нехватка 20 миллионов рублей в бюджете, я всегда говорю, что пока у вас не будет Швондеров в подъезде, в доме, не будет и порядка. Но я не сильно был готов к вашему вопросу, честно говоря.

 

Собачье сердце и роковые яйцаДмитрий Федотов, зампред правительства области:

- Непростой вопрос. Саратовскую - это имеется в виду город Саратов или вся Саратовская область?

- Вся Саратовская область.

- Если вся область, то это определенно Матисс, картина называется «Танец».

- Все в основном вспоминают о литературе, а вы живопись вспомнили.

- Да, я говорю про картину.

- А если о литературе поговорить?

- Это очень сложно, потому что я много чего читал, и аналогий можно найти сколько угодно.

- Вспоминают и «Поднятую целину», и «Собачье сердце».

- У меня таких аналогий нет.

 

Собачье сердце и роковые яйцаИгорь Шопен, руководитель саратовского регионального отделения общественной организации «Зеленый патруль»:

- Вы надо мной, наверное, издеваетесь?

- Ни в коем случае.

- Серьезно, что ли? У меня просто сейчас голова не шибко соображает. Если так, навскидку... Скорее всего, марш «Прощание славянки». Потому что мы все куда-то бежим, куда только - непонятно. Но главное же, бежим! Если стоять на месте - это значит, жизни нет. Жизнь есть только в движении. А «Прощание славянки» - это один из наиболее выдающихся маршей, которые у нас существуют.

- А если о литературе говорить?

- У меня сегодня настолько голова болит, что о литературе говорить затруднительно. Я могу, конечно, придумать черт-те что. Ты же говоришь о политике? А я ж не политик!

- А если в целом о ситуации в нашей области говорить? Вот вспоминают и «Поднятую целину», и «Собачье сердце». Вы читали «Собачье сердце»?

- Конечно. Если честно, я не готов на это ответить. Я почему о музыке начал, моя фамилия Шопен и моя любимая музыка - это похоронный марш. Но это если шуткой. Почему я сказал про «Прощание славянки» - я под эту музыку уходил в армию. Потом в перестройку «Прощание славянки» был популярен. Это почему-то мне в голову запало. А по поводу литературы - даже не знаю.

 

Собачье сердце и роковые яйцаДмитрий Аяцков, помощник руководителя Администрации Президента РФ, экс-губернатор Саратовской области:

- (смеется) Я уже много раз на этот вопрос отвечал. Я думаю, что самое реальное произведение - это великий дедушка Крылов. Эти басни нужно саратовским чиновникам перечитывать. И, конечно, Булгаков, «Собачье сердце». К сожалению, я не могу сказать про Островского «Как закалялась сталь». Нужно было делать так, как делала команда Павки Корчагина, но, к сожалению, делают, как в произведении Булгакова. По крайней мере, делали в первый срок полномочий губернатора. Что будут делать на втором сроке своих полномочий, я пока сказать затрудняюсь. Но первых шагов я не вижу. К сожалению, пока их не видно.

- Сходство вы видите в персонажах или в действиях, которые они совершают?

- И в персонажах, и в действиях. Надо было обновить команду. Не нужна команда старцев в управлении столь мощным регионом, как Саратовская область. А собирают или бывших, или уже глубоко пенсионного возраста. Нужно дать дорогу молодым. Должна быть свежая кровь. У нас огромнейший кадровый потенциал. И мы его, к сожалению, используем очень плохо. И этот потенциал вынужден уезжать в другие субъекты. Вот я сейчас читаю: «Губернатор намерен назвать нового сенатора». Я очень уважаю Гусева Владимира Кузьмича. Очень уважаю. Он заслуженный гражданин, почетный гражданин Саратовской области, и он многое сделал будучи первым секретарем обкома партии, но не надо забывать, что ему скоро уже 80 лет. Почему не использовали полномасштабно потенциал Шувалова Сергея Алексеевича? Это тоже под вопросом. Он тоже имел потенциал, но как его использовать, как его нагружали в предыдущие пять лет - это для меня остается большим вопросом. Первые сто дней работы нового-старого губернатора покажут: или он способен изменить ситуацию в губернии, или нет. Вот статистика, которая сегодня есть, показывает, что она разнится от тех докладов, которые делает губернатор в присутствии, ну вот даже на инаугурации. Она разнится и по строительству жилья, и по сельскому хозяйству, и по социальной сфере она очень разнится. А депутаты у нас стали беззубые.

- Со всем соглашаются?

- Да, у нас нету нормального журналистского пула, с которым, во всяком случае, приходилось мне работать. Это были очень дерзкие, инициативные, вездесущие. Таких осталось сегодня два-три, не больше. И это все печально.

 

Собачье сердце и роковые яйцаАлександр Паращенко, главный врач Саратовской областной психиатрической больницы Святой Софии:

- Ой, я вообще политикой не занимаюсь. Знаете, я так далек от политики.

- Ясно. А, может быть, «Собачье сердце» могло бы стать такой книгой, как вы думаете?

- «Собачье сердце», по-моему, отражает политику нашего государства на протяжении 70 лет и, наверное, еще лет 10 как минимум, а может, и 20. Оно вообще отражает взаимоотношения интеллигенции и... деформированного рабочего класса, я бы сказал так. Я могу сказать, что это произведение вообще отражает характер взаимоотношений между интеллигенцией и... ну вот, гегемоном.

- А властью?

- Вы знаете, власть там упомянута очень тонко, как это делал Булгаков. Ну не знаю. Вообще, я врач - не профессор Преображенский, конечно, - но как врач хочу сказать, что у нас сейчас совсем другие взаимоотношения, и структура медицины несколько иная. Если Преображенский работал свободно, и был свободным, в общем-то, художником, он, видимо, завоевал это право и своим авторитетом, и своей клиентурой обширной, и так далее, то я работаю в госучреждении, так что мы не сравнимы. А что касается всего остального... Конечно, шариковское желание все взять и поделить, оно остается по-прежнему. Я имею в виду не у интеллигенции. Вы знаете, я боюсь здесь запутаться, честно говоря. Я действительно не политик, поэтому мне очень сложно в этом разобраться. Это мое любимое произведение, но здесь я не могу так его приложить, интерпретировать мне довольно сложно.

 

Собачье сердце и роковые яйцаЮрий Набатов, фотограф:

- Я никакую книгу не читал. Не знаю, какая книга саратовскую политику может отражать.

- Ну, какое-нибудь произведение?

- Не знаю, не знаю... «Война и мир» Льва Толстого! Самое главное.

- А вот «Собачье сердце», допустим?

- Не нужно мне это! Вы мне говорите - «Собачье сердце». Я же вам сказал: «Война и мир». Всё.

- А почему именно «Война и мир»?

- А вы мне говорите - «Собачье сердце». Вы опрос делаете и сами заставляете меня, чтобы я на «Собачьем сердце» остановился.

- Я только спрашиваю ваше мнение.

- Вот мое мнение - «Война и мир». Наша политика - это война и мир. Саратовская политика. И любая политика.

- Понятно. А могли бы пояснить, почему именно «Война и мир»?

- Я вам сказал: саратовская политика - война и мир. Вы что это поясняете? Я это... что же не так... что ж я буду... Говорить про Ипатова и про этого, разных всех тоже говорить, что ли?!

- По вашему желанию. Я только спрашиваю, вы можете не отвечать.

- «Война и мир». Наша политика саратовская и любая политика - это война и мир по Льву Толстому. Всё.

 

Собачье сердце и роковые яйцаНиколай Никитин, руководитель СУ СК при Прокуратуре РФ по Саратовской области:

- (Смеется.) Я затрудняюсь ответить.

- Почему? Может быть, вспомните какое-нибудь произведение?

- Я затрудняюсь ответить.

- Не можете вспомнить такую книжку?

- Во-первых, не могу книжку вспомнить, во-вторых, я очень далеко от политики. Я следователь.

 

Собачье сердце и роковые яйцаКира Лукьянова, депутат Госдумы РФ («Справедливая Россия»):

- Мне почему-то в голову приходит Салтыков-Щедрин и город Глупов (смеется). Только такое. Особенно связанное с самим городом.

- Именно с городом или с городской властью?

- С городской властью, да. То, что творится в городе, - это город Глупов. Может быть, если брать в целом область, то, собственно говоря, она выглядит не настолько глупо, потому что есть серьезные аспекты, и я их уже подчеркивала. То, что область выдержала этот напор, экономический кризис выдержала, - это, наверное, плюс очень большой для руководства области. Ну а вот город... Город Глупов. Особенно когда у руля этого города стоял господин Сомов. Теперь, конечно, огромное внимание нужно уделять городу и, прежде всего, хозяйству города: ЖКХ, дорогам, бизнесу, чтобы все это восстановить и сделать достойным наш город. Потому что всегда он был достойным. Саратов у меня ассоциировался всегда - но не сейчас, а в прошлом - с таким городом интеллигенции, где очень много передовых идей, передовых людей, литераторов. И вы прекрасно знаете, что город Саратов рождает таких гениальных людей - актеров, писателей, поэтов, ученых. Но почему-то когда смотришь в целом на то, что происходит в городе, в каких условиях живут люди, в каких условиях живут особенно ветераны, мне становится печально. Мы идем к какому-то совершенно другому состоянию, совсем в другом направлении, нежели то, которое сегодня обозначил нам председатель правительства. Вот как бы я ответила на ваш вопрос.