Военная тайна

Военная тайна

Осенне-весенние обострения способны осложнить жизнь кому угодно. А уж если обостряется активность военных комиссаров, то - держись, призывник! Но, возможно, скоро все изменится, причем с точностью до наоборот

без названияОсенне-весенние обострения способны осложнить жизнь кому угодно. А уж если обостряется активность военных комиссаров, то - держись, призывник! Но, возможно, скоро все изменится, причем с точностью до наоборот.

Справки о негодности к строевой службе перестанут пользоваться спросом и резко упадут в цене. Молодые люди начнут штурмовать военкоматы и настоятельно требовать, чтобы их взяли в армию, а то и взятки предлагать. Планы по призыву будут перевыполняться в разы. Вакансии в вооруженных силах закончатся, а поток потенциальных рекрутов не уменьшится. Высокой чести стать новобранцем люди будут ждать годами.

Поверить в такое трудно, если, конечно, не принимать во внимание заявление министра обороны России Анатолия Сердюкова о грядущей гуманизации солдатской жизни. Два выходных в неделю, послеобеденный сон, стабильное жалование, служба в непосредственной близости от дома - да о таком и на гражданке многие мечтают. А в армии еще кормят, одевают, разнообразным полезным навыкам обучают - и все за казенный счет.

Не жизнь, а сказка! Но станет ли она былью? Кто ответит на этот вопрос? Естественно, специалисты, то есть сотрудники областного военного комиссариата. Прямолинейная женская логика меня подвела. В данной организации свято чтут субординацию и комментировать заявления министра обороны не считают возможным. Ничего не скажешь, молодцы! Хранят, как могут, военную тайну. Понимают, что иногда и молчание - золото. Не то что наши знаменитые партийцы.

На областном военкомате свет клином не сошелся, есть в губернии и другие эксперты по армейской тематике. Например, омбудсвумен Нина Лукашова: «Как уполномоченный по правам человека, в целом разделяю предложения министра обороны России Анатолия Сердюкова о гуманизации солдатской жизни. Данные меры направлены, по моему мнению, на повышение престижа российской армии. Армия должна соответствовать современным условиям жизни: овладевание воинской специальностью, спорт, достойное жалование. В моем аппарате работает телефон «горячей линии» по призыву граждан. К сожалению, сегодня некоторые призывники воспринимают службу не как выполнение конституционной обязанности, долга перед Родиной, а какую-то повинность. Что в конечном итоге сказывается и на определенных проблемах с комплектованием. Надеюсь, что данная масштабная программа действительно повысит престиж армии».

Инициатива Сердюкова, на мой взгляд, должна была понравиться председателю регионального Союза солдатских матерей Лидии Свиридовой. Кому, как не ей ратовать за облегчение солдатских будней?Ан, нет! Не верит Лидия Михайловна в такую гуманизацию: «Эти декларации министра обороны, конечно же, могут в очередной раз обмануть призывников и привлечь в армию. Давайте обратимся к воинским уставам, которые сейчас действуют. Там написано, что каждый солдат имеет шестидневную рабочую неделю, причем шестой рабочий день - укороченный, а седьмой день у солдата должен быть выходной, которым он может распоряжаться по своему усмотрению, в частности, ему обязаны по желанию предоставлять увольнение. Так вот сплошь и рядом, с точки зрения, как загрузить солдата работой, устав исполняется. А с точки зрения, как исполнить его конституционное право на увольнение, на отдых, это все попирается. Это, кстати, является одной из главных причин, по которой у солдат сдают нервы, и они начинают вымещать зло друг на друге, потому что находятся все время в замкнутом пространстве, видя перед собой одни и те же лица, не всегда приятные, нервы могут сдать у каждого. Когда я услышала впервые о том, что господин Сердюков предлагает, то первая у меня мысль была такая: «Господи, наконец-то он прочитал воинский устав и увидел, что, оказывается, это все там уже есть». Но потом я была сильно разочарована, когда это стало преподноситься, как очередная новация члена Правительства. ...С моей точки зрения, это обман призывников».

 Особенно Лидию Свиридову удивляют заявления о том, что солдаты-срочники будут служить по месту жительства: «Существует положение о формировании вооруженных сил, есть такой подзаконный акт, и первая его статья гласит, что воинские части комплектуются исключительно по экстерриториальному принципу. То есть служить на территории своего субъекта РФ законом запрещается».

Выходит, что проводить свои законные выходные дома у военнослужащих не получится. Не страшно, пусть они копятся, приближая демобилизацию. Но и тут, по мнению Свиридовой, не все гладко: «Допустим, что солдат прослужил 11 месяцев. В месяц, если у него по два выходных в неделю, у него получается 8 выходных, умножаем на 11 месяцев, получается 88 дней, то есть, грубо говоря, три месяца. И если солдат говорит, а я вот тут выходные свои копил, накопил три месяца и поэтому увольняйте меня на три месяца раньше. Получается, что срок его службы - 9 месяцев. Простая арифметика - и весь этот обман сразу рушится. Стоит только ткнуть носом в закон, повнимательнее там все прочитать...»

Недоволен инициативой Сердюкова и председатель Саратовского областного совета РОСТО (ДОСААФ) Сергей Баканов. Правда, он рассматривает гуманизацию в ином аспекте: «Внедрить-то у нас что хочешь... могут они внедрить. Я считаю, что в нашей стране, в нашей армии пока, наверное, это еще рановато. Потому что еще наши люди не дошли до такой степени, чтобы можно было так их распускать на субботу, воскресенье по домам. ...В таком случае надо их призывать вообще с бабушками, с мамами. Там заодно вместе с ними коечки поставить, и вообще будет престижно служить. Армия есть армия - это, естественно, иногда трудности, определенные лишения. К этому человека надо приучать. Я лично 34 года в вооруженных силах - и ни одного дня не жалел, что прошел эту школу мужества. Пионерский лагерь хотят устроить из вооруженных сил. Должна же быть дисциплина, порядок какой-то. Что нам равняться с Нидерландами и другими странами, где, извините, армия - потешные войска для проведения парадов».

Нидерланды нам, конечно, не указ. Но есть и другие варианты. Лидия Свиридова привела в пример Израиль. С одной стороны, там всеобщая воинская обязанность, с другой - с каждым призывником заключается контракт. При этом условия службы, как считает Лидия Михайловна, весьма гуманные: суббота и воскресение - выходные, а на ночь солдат отпускают по домам. У нас все иначе. Представители Минобороны твердят, что на контрактную армию денег нет. «Если нет необходимости держать армаду на выходные на государственных хлебах, то только на одном питании сколько государство сэкономило бы», - недоумевает Свиридова.

Но, видимо, в Министерстве обороны совсем другая арифметика, и не все укладывается в расчеты чиновников в погонах. А их оптимистичные прогнозы не всегда оправдываются. Сокращение срока службы до 12 месяцев дедовщину не искоренило, вряд ли с этой бедой справятся дополнительные выходные и послеобеденный сон. Может быть, есть смысл искоренить неуставные отношения, добросовестно выполнять Устав внутренней службы Вооруженных сил РФ? И не потребуется тогда никакая широкомасштабная гуманизация. Ну, а пока одни разглагольствуют о российской армии с человеческим лицом, другим остается ждать 2020 года и обещанного Президентом Дмитрием Медведевым перевода вооруженных сил на профессиональную основу.