Без губернатора

Без губернатора

Очередное заседание Саратовской областной думы прошло традиционно: спикер Валерий Радаев оглашал очередной пункт повестки дня, затем шел процесс голосования, что отражали плазменные панели, после чего вопрос объявлялся утвержденным. За весь ход заседания докладчикам от депутатов не поступило ни одного вопроса.

Без губернатораОчередное заседание Саратовской областной думы прошло традиционно: спикер Валерий Радаев оглашал очередной пункт повестки дня, затем шел процесс голосования, что отражали плазменные панели, после чего вопрос объявлялся утвержденным. За весь ход заседания докладчикам от депутатов не поступило ни одного вопроса.

 

Постороннему человеку, случайно попавшему на заседание областной думы, скорее всего, было бы непонятно, как вершится законодательный процесс. Если в первой половине заседания председательствующий Валерий Радаев оглашал хотя бы тему, по существу которой предлагалось голосовать, то где-то к пункту 12-му он уже ограничивался просто оглашением очередной нумерации, спрашивая, правда, о возможных вопросах и возражениях. Вопросов же не предвиделось, не говоря уже о возражениях, оставалось только дистанционно проголосовать. Но польза от такого скоростного метода, безусловно, была - повестку в 36 пунктов прогнали весьма оперативно, никто и приустать не успел. Данный метод в последнее время безусловно превалирует в облдуме, и депутатов он, кажется, устраивает. С другой стороны, значительная их часть, а именно состоящая во фракции «ЕР», весьма активно работает как раз накануне облдумского заседания, то есть непосредственно на предварительном заседании фракции, где судьба предлагаемых к рассмотрению законопроектов и решается. Посторонних на фракцию не пускают, с мотивацией, что это «внутреннее политическое мероприятие». Так что сегодня законодательный процесс внутри фракции и вершится, из чего следует, что законотворчество - тоже политика. В таком случае действительно в дальнейшем только и остается, что молча проголосовать.
Практика стала традицией, имеющей тенденцию к дальнейшему укоренению. То есть дискуссий ни в ближайшее время, ни, видимо, в последующем ожидать уже не приходится. Но некоторые удобства, повторим, в этом все-таки есть, хотя бы потому, что всё теперь проходит быстро и без видимых моральных потерь. С другой стороны, сложно тем, кому поручено донести законодательный процесс непосредственно до избирателей, прессе, например. Но и пресса, кажется, уже приноровилась выкручиваться - сразу после заседания отдельные народные избранники окружаются плотным кольцом, и у них начинают выпытывать, что там было по существу вопроса №5 или №7. Избранникам такое внимание нравится, и они охотно отвечают.
Да, еще: практика пресс-конференций первых думских лиц сразу после заседаний тоже отошла в прошлое. Осталась, правда, практика подхода к прессе, ее активно использует губернатор Павел Ипатов, а поскольку Валерий Радаев стал тенью ходить за нашим губернатором, то к прессе вместе с Ипатовым подходит и он. Но на этот раз губернатор на заседании не присутствовал, а Радаев, видимо, счел неприличным продолжать эту практику без губернатора. Короче, более туманного заседания облдумы автор этих строк что-то не припоминает. Пакет с документами получить, правда, удалось - пресс-служба выдала один из не востребованных депутатами экземпляров, и специально для любопытствующих ваш корреспондент готов их полистать.
Прежде всего, из объемной папки сразу выпал законопроект с интригующим названием «Внесение изменений в областной закон «О противодействии коррупции в Саратовской области». Закон был принят в декабре 2006 года и на тот момент считался инновационным - подобный был только в Татарстане, а федерального еще не было и в помине. Но время шло, коррупция развивалась, и в местный закон стали добавлять очередные новации. Помогало или нет - знает областная прокуратура, которая закон и создала. Скорее всего, помогало не очень, потому что время от времени правки в закон вносить продолжали, быть может, и не от избытка коррупции, а просто по принципу - нет предела совершенству. Короче, новые совершенства добавили и на этот раз, но уже с учетом законодательно оформленной федеральной антикоррупционной программы. Поскольку свое мнение по этому поводу депутаты непосредственно на заседании не высказывали, то, видимо, придется довериться мнению вашего корреспондента, прочитавшего в официальном документе о местных законодательных новациях в этой святой борьбе. «Принимая во внимание, что законодательство в сфере противодействия коррупции не находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, вызывает сомнение возможность определения законом субъекта РФ основных принципов предупреждения коррупции, а также мер по ее профилактике». Это дословная цитата и собственно посыл к вносимым в местный закон изменениям. Они, в общем-то, немногочисленные - вносятся всего-то в пару статей. Уточняются также понятия антикоррупционного мониторинга и коррупциогенного фактора. Первый - это наблюдение, анализ и оценка, второй - явление или совокупность явлений, порождающих коррупцию. Так что здесь должно быть все понятно: коррупция - это явление (незаконное), с которым нужно бороться. Что на энном году борьбы с коррупцией стоит признать весьма актуальным разъяснением. Новации внесены опять же прокуратурой, и не надо думать, что это последние шаги на пути борьбы с коррупцией.
В общем, жаль, что депутаты вслух не поговорили на эту тему. А с другой стороны, сколько же можно?
Кстати, не все прошло так уж молчаливо. Поговорили вслух о достройке ТЮЗа, и по этой теме было даже задано несколько вопросов докладчице - председателю областного комитета по капстроительству Елене Антоновой. Начала она свое выступление со слов о том, что ТЮЗ будет достраиваться по инициативе вице-спикера Госдумы Вячеслава Володина, который добился федерального финансирования на это дело. Областной бюджет тоже будет принимать участие в достройке, на эти цели в нем заложено 190 миллионов рублей. По договоренности Володина с федеральной властью, финансирование достройки должно осуществляться на паритетных началах, то есть 190 миллионов рублей на эти цели должен добавить и федеральный бюджет. Но пока не добавил. Ведь договоренность была летом 2008 года, в докризисное время. То есть, как здесь же выяснилось, в федеральном бюджете нет строки о деньгах для саратовского ТЮЗа, достраивать который пока будут на областные деньги. Депутат Василий Синичкин, правда, сказал, что если Федерация обещает деньги, то она их даст на 100 процентов. Поверить Синичкину, что ли?