Кто не спрятался

На этой неделе было объявлено о смене четырех руководителей регионов. Воронежская, Орловская и Псковская области, а также Ненецкий округ получат новых «первых». Более того, Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что на этом ротация не закончится, что наверняка повергло местные элиты в глубокие размышления.

На этой неделе было объявлено о смене четырех руководителей регионов. Воронежская, Орловская и Псковская области, а также Ненецкий округ получат новых «первых». Более того, Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что на этом ротация не закончится, что наверняка повергло местные элиты в глубокие размышления.

Мы не будем в очередной раз отправлять Павла Ипатова в отставку - это и без нас делали слишком часто. Гораздо занимательнее понять, на чем «погорели» его коллеги и кто пришел им на смену. А также сравнить саратовского губернатора и с первыми, и со вторыми.
Отметим: ни один из «отставников» не ушел со своего поста со зловещей формулировкой «в связи с утратой доверия». Все получили возможность освободить кресла «по собственному желанию». То есть приличия формально были соблюдены. Теперь - о тех, кто нас покинул.
Егор Строев по праву считается политическим долгожителем. С одной стороны, за это время он так и не сумел вывести регион из числа депрессивных. С другой - явных провалов в его регионе замечено не было: не считать же таковым недавний скандал с сыном зампреда Верховного суда, якобы вымогавшим взятку и задержанным на «подведомственной» Строеву территории. Скорее всего, свою роль при принятии этого кадрового решения сыграл запредельный для руководителя возраст губернатора: во вторник ему исполнится 72 года.
Бывший руководитель Воронежской области и кадровый чекист Владимир Кулаков не намного моложе своего орловского коллеги и товарища по «кадровой чистке». 65 лет - возраст, считающийся предельным для большинства должностей госслужбы - он наберет в апреле. Таким образом, напрашивается первый вывод: Кремль занялся омоложением руководства территорий. К тому же и Кулаков, и Строев находились на своих постах достаточно долго: первый - с 1993 года, второй - с 2000-го.
Но этот вывод легко поставить под сомнение, изучив биографии еще двух отставников. Бывшему губернатору Псковской области Михаилу Кузнецову - всего 40 лет. Он возглавил регион относительно недавно: в декабре 2004 года, и вполне вписывался в «путинские» стандарты: сначала - успешный бизнесмен (один из основателей МДМ-банка), сторонник, а затем - и видный член «Единой России». Кстати, он - единственный, о причинах ухода которого сказано хоть что-то. Формальным поводом для недовольства псковским губернатором называлась низкая средняя заработная плата в регионе.
Странной выглядит отставка главы Ненецкого АО Валерия Потапенко. «Питерские чекисты» до недавнего времени считались неприкасаемыми. У него же - 10 лет службы в УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти. К тому же во главе региона Потапенко встал относительно недавно - в 2006-м. Возраст - 50 лет - также не позволяет записывать его в пенсионеры. По мнению экспертов, он пользовался невысоким уровнем доверия у населения. Но по этому показателю нынешних губернаторов можно увольнять десятками.
Итак, кремлевская администрация «списала на берег» двоих выходцев из ФСБ, двоих пенсионеров и одного в прошлом успешного бизнесмена. Кого Кремль делегировал на их места?
Два губернаторских кресла - в Воронеже и Орле - займут министр сельского хозяйства РФ Анатолий Гордеев и его заместитель Александр Козлов. С одной стороны, это логично: оба региона - аграрные. С другой стороны, складывается впечатление, что минсельхоз - самое слабое подразделение правительства РФ - банально обезглавили. Впрочем, оба назначенца - опытные чиновники и обросли серьезными связями во властных верхах, что немаловажно при работе в кризисных условиях.
В Псковскую область направлен видный, хотя и молодой, партфункционер Андрей Турчак. Начинал он в Петербурге тренером по дзюдо, затем ушел в бизнес и политику. В 1995-м вступил в питерское отделение НДР (кстати, его отец сменил Владимира Путина на посту регионального лидера этого движения). Затем плавно перетек в «Единую Россию» и в руководство «Молодой гвардии». Последние полтора года был сенатором от Псковской области, но вряд ли можно считать, что имеет серьезный административный опыт. В отличие от Игоря Федотова, который до недавнего времени курировал энергетику и ЖКХ в администрации Архангельской области, а теперь будет руководить Ненецким АО. Кстати, Федотов - единственный, кто явно пошел на повышение.
Но пока кардинально состав губернаторов Дмитрий Медведев не меняет. Несмотря на то, что отставлены сразу четверо глав регионов, им на смену пришли люди, достаточно известные во властных и политических кругах. То есть кардинально команда Кремля не меняется. В этом свете примечательным выглядит еще одно решение президента. Во вторник он внес на рассмотрение Владимирской областной думы кандидатуру действующего губернатора Николая Виноградова, возглавляющего регион с 2000 года и известного своими симпатиями к КПРФ и даже некогда входившего в руководящие органы этой партии. То есть элитам дан четкий сигнал: ротация губернаторов не будет стопроцентной, и политическая принадлежность при принятии кадровых решений не будет единственным критерием.
Кстати, еще по одному показателю ротацию глав регионов можно считать плановой. Дело в том, что один из новоявленных претендентов - Андрей Турчак - фигурирует в весьма обсуждаемом документе. Речь - о первой сотне резерва управленческих кадров, созданного под патронатом Дмитрия Медведева и недавно обнародованного на официальном сайте Президента РФ kremlin.ru. Сигнал достаточно внятный: во-первых, резерв создан не для галочки и уже задействован; во-вторых, есть основания считать Турчака «человеком Медведева».
Как новая кадровая политика Кремля может сказаться на Саратовской области? По некоторым критериям Павла Ипатова можно отнести к «группе риска». Он был назначен даже раньше, чем двое из уволенных. Уровень недоверия жителей области по отношению к нему довольно высок, протестные настроения в регионе достаточно сильны, уровень среднего дохода жителей заметно ниже среднероссийского, антикризисные меры правительства пока не выглядят системными и убедительными. Но - вот парадокс - в целом позиции саратовского губернатора можно считать довольно прочными. До конца первого срока ему осталось относительно немного - чуть больше года. Таким образом, гораздо вероятнее, что ему дадут спокойно доработать до истечения полномочий. Отставка Павлу Ипатову может грозить лишь в том случае, если ситуация станет не подконтрольной правительству области. Хотя бы на уровне сбора отчетности и прогнозирования процессов, чем по большому счету региональная власть в последнее время и занимается.