Члены комитета по соцполитике областной думы испытывают острый информационный голод. Похоже, они не в состоянии уследить не только за федеральными законодательными новшествами, но и за собственной вотчиной. Да и от обычной жизни народные избранники порой ой как далеки. Чтобы разобраться во всех перипетиях усиленно модернизируемой социальной сферы, на этой неделе депутаты решили призвать в думу целую гвардию чиновников из облправительства
Члены комитета по соцполитике областной думы испытывают острый информационный голод. Похоже, они не в состоянии уследить не только за федеральными законодательными новшествами, но и за собственной вотчиной. Да и от обычной жизни народные избранники порой ой как далеки. Чтобы разобраться во всех перипетиях усиленно модернизируемой социальной сферы, на этой неделе депутаты решили призвать в думу целую гвардию чиновников из облправительства.
Первой ликбез для народных избранников провела председатель комитета организации медицинской помощи взрослому населению облминздрава Елена Куренкова. По ее словам, в области разработана концепция программы модернизации здравоохранения до 2012 года. В планах минздрава - переход на одноканальное финансирование медучреждений, модернизация участковой службы и службы скорой помощи, создание единого диагностического центра и хосписов. Грядут также оптимизация коечного фонда и преобразование бюджетных учреждений в автономные. С такой программой регион в ближайшие месяцы попытается войти в новый федеральный и, естественно, партийный проект «Качество жизни (Здоровье)».
Каждый из депутатов нашел в представленной минздравом программе что-то любопытное. Юрий Заигралов, например, обеспокоился судьбой частных клиник и поделился наблюдением, что «рекламой сейчас они не обделены». «Так они платят!» - ответили ему более осведомленные коллеги. Владимира Пожарова заинтересовал термин «одноканальное финансирование», а Николай Чукалин подивился словосочетанию «одногодичная летальность». «Не будет ли сокращения медучреждений?» - встревожился Николай Семенец. По словам Елены Куренковой, подразумевается только перепрофилирование - без сокращения коечного фонда и медперсонала. Оптимистично прозвучало и ее заявление о том, что «минздрав не ставит себе задачу лишить население медицинской помощи».
В отличие от остальных, облдепы Ландо и Марина Алешина не тратили время на подобные мелочи. Вдвоем они воплощали тревогу партии: успеет ли наша область влиться в новый проект «Единой России»? Ведь бывали случаи, когда счастливое слияние происходило с большой задержкой или вовсе не случалось. Например, в комплексный проект модернизации образования область вошла лишь со второй попытки. «Нужно быть на низком старте, - рекомендовала Алешина министерству здравоохранения. - Судя по тому, что удалось узнать из диалога с федеральным центром, кто из регионов быстрее и качественнее представит проект, тому и достанутся федеральные деньги. Просто ноги в руки - и оперативно».
Еще больше сюрпризов таит в себе сфера образования. В 2012 году вступит в силу 83-й федеральный закон, уже прочно связавший в сознании людей слова «школа» и «платная». Однако Марина Алешина и замминистра образования области Ирина Ткаченко изучили закон и не нашли в нем ничего страшного. «Говорят, что все будет частное, что ничего не будет бесплатным. Это, конечно, ерунда полная», - сообщила Алешина коллегам. По словам Ткаченко, объем бесплатного образования не уменьшится, все госстандарты будут соблюдаться, а зарабатывать школы смогут на дополнительных услугах. Ко всему этому в министерстве образования области «морально и физически готовы».
Однако депутатов нововведения насторожили. «Я так понимаю, что этот закон для того, чтобы решать проблему уменьшения бюджетного финансирования... А на чем должна зарабатывать средняя школа?» - спросил Николай Чукалин. Пояснить взялась председатель комитета. «Грищенко два года назад подарил вашей 95-й школе автомобиль, - напомнила Марина Алешина. - Ваша директор инициативная получила лицензию, чтобы обучать вождению. Вот она будет зарабатывать для школы». Такой пример облдепа не вдохновил, а, напротив, поверг в уныние. «Год пройдет, два пройдет, три пройдет, - предсказал Николай Михайлович. - А потом как-то у нас все... Вместо того чтобы лучше, получается - как всегда».
Пример других регионов вызвал еще большее «брожение умов» в парламентском центре. По словам ректора института повышения квалификации работников образования Михаила Кукушкина, одна из школ Псковской области зарабатывает тем, что торгует «продукцией», выращенной на собственном приусадебном участке. «Детский труд запрещен», - громко объявил Юрий Заигралов. В отличие от него, Ландо такая практика не смутила. «Это нормально, когда дети делают что-то своими руками и продают, - прокомментировал он. - А вот по кружкам меня все-таки интересует. Всегда было достижением нашей школы, что эти кружки, там кройки и шитья, можно было посещать бесплатно. Сейчас что-то останется, или будет на платной основе?» Выяснилось, что бесплатных секций в школах давно не осталось. «Бесплатные есть кружки?» - не поверил своим ушам Ландо. «Нет кружков бесплатных!» - повторила с нажимом замминистра, а председатель комитета сказала: «Здрасьте!..» - и укоризненно посмотрела на «лицо партии».
Депутат Евгений Ефремов показал большую осведомленность в школьных делах. «На ремонт почти ничего не дают. В основном, ремонтируют классы родители. У нас внуки, дети учатся, и мы все знаем», - грозно заявил он Ирине Ткаченко. Она не растерялась и объяснила поборы прихотями мам и пап учеников: «Хотят родители подвесной потолок, а не беленый, - делают подвесной, хотят не шторы, а жалюзи - делают жалюзи». Тогда облдеп попытался выяснить, в чей карман будут уходить деньги, заработные школьниками во время летних каникул. «На летний период мы можем привлекать учащихся...», - начал выражать Ефремов туго идущую мысль, но его остановил громовой голос депутата Заигралова. «Детский труд запрещен!» - торжественно произнес облдеп сакраментальную фразу. «...четыре часа в день, цветочки выращивать...», - попытался продолжить Ефремов. «Детский труд запрещен!» - глядя в пространство, повторил Заигралов. «Они эти деньги соберут и купят себе путевки в Санкт-Петербург», - успела вставить слово замминистра.
Вот кого надо было бы рекомендовать на должность уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области! О Юлии Леонидовне Ерофеевой, предложенной на эту должность членами комитета по соцполитике, известно только, что она «долгое время работала адвокатом, а сегодня работает в академии права». Юлия Леонидовна тихо посидела на заседании, а потом и вовсе ушла, а Юрий Заигралов старался как мог. Вполне подошел бы на должность защитника детей и Владимир Пожаров, единственный из депутатов проголосовавший против монетизации лагерных путевок для детей из приемных семей. К сожалению, поддержал Владимира Александровича только Ландо. «В законе должно точно быть написано. Просто никто с вами не судился!» - заявил он со знанием дела правительственным чиновникам. Но все равно к Пожарову никто не прислушался. Впрочем, у членов регионального парламента еще есть время до следующей среды повнимательнее присмотреться к своим коллегам и только потом утвердить на заседании облдумы кандидатуру уполномоченного по правам ребенка.