Наши не пляшут

Наши не пляшут

Почти одновременно с сообщением о замене Дмитрием Медведевым одних губернаторов другими, на сайте Президента РФ был размещен список лиц, включенных в «первую сотню» резерва управленческих кадров. Тщательный анализ персоналий, представленных в первой сотне, показал, что саратовских кадров в ней не оказалось.

Наши не пляшутПочти одновременно с сообщением о замене Дмитрием Медведевым одних губернаторов другими, на сайте Президента РФ был размещен список лиц, включенных в «первую сотню» резерва управленческих кадров. Тщательный анализ персоналий, представленных в первой сотне, показал, что саратовских кадров в ней не оказалось.

 

В списке «резервистов», где перечислены представители федеральных органов государственной власти, значатся, главным образом, депутаты Госдумы, заместители министра, руководители департаментов, начальники управлений, т.е. преимущественно вторые и первые замы. Поскольку наших земляков, работающих в правительстве РФ, нет, то нет их и в списке. Зато в ГД наших депутатов немало, но они оказались за бортом.
Гораздо интереснее выглядит перечень представителей региональных органов власти. В резерв вошли и выходцы из ПФО, например, из Самарской, Нижегородской, Оренбургской областей, республик Чувашия и Татарстан. Должности самые разные. Например, от мэров Тюмени, Казани и Череповца до вице-губернатора, председателя краевого правительства и даже министра природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Очень жаль, что в «сотню» не попали ни наш вице-губернатор Александр Бабичев, ни наш мэр - Вячеслав Сомов, ни министр труда и социального развития Светлана Нечаева. И если Бабичев уже не молод, то Сомов и Нечаева - в самом расцвете лет и сил.
Немало среди представителей регионов и депутатов местных законодательных собраний. От Оренбургской области - спикер местного парламента, от Санкт-Петербурга - депутат, от заксобрания Челябинской области - заместитель председателя. По два, а то и по три человека представлены от Самарской области и от Татарстана.
Есть в «кадровой копилке» и представители бизнеса, причем не всегда самого крупного, - от президента компании до обыкновенного банковского клерка. Неужели у нас нет ни одного представителя бизнеса, который мог бы попасть в «резервисты»? Конечно же, есть. Но они туда не попали.
Такая же ситуация сложилась и с «резервистами» от науки, образования и общественных организаций. В списке значатся три ректора, опять-таки не самых ведущих вузов Родины, если не считать Московской школы управления «Сколково», к которой некоторое отношение имеет Президент Дмитрий Медведев. Саратов, который традиционно считается ведущим научным и культурным центром не только в ПФО, но и в России, может гордиться своими кадрами, но почему ни один из наших знаменитых и именитых ректоров не вошел в «первую сотню» кадрового резерва? Почему руководители научных школ и направлений, например, воспитатели лучших в мире программистов, не попали в «святая святых»?
Разумеется, их вины здесь нет, так что же или кто же стал причиной непопадания саратовцев в «список президента»?
По нашему мнению, причиной такого положения дел может быть внутрирегиональная кадровая политика. Кадровый голод уже давно призраком бродит по городам и весям Саратовской области. Однако местные власти делают вид, что его у нас как бы и нет. Факты же свидетельствуют об обратном. Взять хотя бы правительство Саратовской области. За те почти пять лет, что у кормила области стоит губернатор, на манеже все те же. Предшественник Ипатова - экс-губернатор Аяцков - не только умел, но и любил обновлять кадры. При этом Дмитрий Федорович даже не боялся экспериментировать, ставя на ответственные посты журналистов (бывшие министры информации Юрий Санберг и Игорь Никифоров), бизнесменов (Дмитрий Удалов), представителей народов Поволжья (Ринат Халиков, Марат Фаизов) и т. д.
В правительстве Ипатова сегодня нет ни одной яркой личности. Наоборот, очень много чиновников, которые гласности боятся, как вурдалаки света, а от представителей СМИ бегут, как черти от ладана.
Из экономистов в правительстве маячат лишь двое - Алексей Щербаков да Александр Ларионов. Из чиновников, которые отлично разбирались бы в госстроительстве и местном самоуправлении, нет ни одного. Напротив, многие из тех, кому поручено курировать районы губернии, боятся в них выезжать. И хотя тухлыми яйцами и гнилыми помидорами их там не забрасывают, все равно если и едут в «алгайскую командировку», то по принуждению, а не добровольно.
У руля социальной сферы поставлены люди, которые очень смутно понимают, что такое общественные работы и как их организовать. Нет системщиков, способных мыслить масштабно. Нет реформаторов, готовых предложить свой вариант решения той или иной проблемы. Они все больше предпочитают коллективный метод управления, когда за успех отвечают все, а за провал - никто.
Если на должности министров и зампредов людей еще кое-где по сусекам наскребли, то клерки среднего звена по-прежнему в дефиците. Толковых руководителей управлений и департаментов очень мало, а тех, кто пытается хоть как-то проявить себя, немедленно изгоняют (например, Борис Богапов).
Не лучше ситуация и на муниципальном уровне. Особенно в администрации Саратова, где наблюдается не просто кадровой голод, а настоящий «голодомор». Вчерашние ворсуновы, думчевы, васильевы, павловы, кайли, соколовы, в сравнении с нынешним «кадровым призывом Сомова», выглядят, как великаны перед лилипутами. При наличии системы конкурсного отбора управленческих кадров сам механизм не работает. Посмотрите, что творилось, например, в ведомстве, которое сегодня возглавляет г-жа Луконкина. Сперва там появилась Мария Комарова, у которой возникли проблемы со стажем муниципальной службы. Потом мелькнула, унося за собой шлейф духов дорогих, Ольга Галкина. Потом появилась Ольга Баталина, а потом сомнительные конкурсы, многомиллионные гранты, которые тратились в течение считанных часов, если не минут.
Из администрации выдавили всё мало-мальски талантливое, профессиональное. Финансисты и коммунальщики, дорожники и транспортники прежней эпохи ушли, а пришедшие им на смену то и дело вляпываются в один скандал хуже другого.
После этого начинаешь задумываться: а может быть и слава Богу, что никто из ныне действующих управленцев в «список Медведева» не попал?
Собственно говоря, кадрами у нас никто не занимается. Даже наоборот, в регионе сложилась удушливая атмосфера, когда всё хоть сколько-нибудь талантливое начинают травить, выжигать каленым железом или, в лучшем случае, делать вид, что не замечают. Иногда самым талантливым вручат по грамоте и какой-нибудь побрякушке, но дальше парадного подъезда не пустят.