Дмитрий Козенко: «Пишите, гады, запрос...»

Дмитрий Козенко: «Пишите, гады, запрос...»

Средства массовой информации нередко сравнивают с зеркалом, в котором отражается действительность. Хотим мы того или нет, но власть разных мастей и уровней тоже имеет некоторое отношение к действительности. А значит, вполне может рассчитывать на отражение. Вот только на какое?

Средства массовой информации нередко сравнивают с зеркалом, в котором отражается действительность. Хотим мы того или нет, но власть разных мастей и уровней тоже имеет некоторое отношение к действительности. А значит, вполне может рассчитывать на отражение. Вот только на какое?

Местные СМИ предлагают публике широкий ассортимент ликов губернской власти - от карикатурно-уродливых до слащаво-приторных. Красок на подобную портретную живопись - как индивидуальную, так и групповую - медийщики не жалеют: то отдадут предпочтение черному цвету, то желтизны подпустят, а иной раз и до нежных пастельных тонов снизойдут. Белилами, впрочем, тоже не брезгуют. Казалось бы, вся палитра присутствует. И все-таки чего-то не хватает. Может быть, объективности?

А кому она нужна, эта объективность? В идеале - всем: и власти, и СМИ, и населению. С одной стороны, чиновной братии и прочим слугам народа необходимо заявлять о себе, чтобы электорат знал, благодаря кому он так хорошо живет и будет жить еще лучше. С другой - медийщикам без информационных поводов никак нельзя, ведь на криминале, происшествиях и скандалах далеко не уедешь. Да и гражданам должно быть любопытно, на каком свете они живут, кто, зачем и в какое будущее их ведет.

Это - в теории. На практике все иначе: объективность каждый понимает по-своему. Должностные лица постоянно путают ее с лакировкой действительности. Любая критика их очень расстраивает. В «отместку» они максимально ограничивают личное общение с журналистами, предпочитая вести диалог с помощью письменных запросов информации. Но наступает момент, когда представителям власти необходимо высказать свою позицию по тому или иному вопросу. А то и просто дать понять населению, что чиновники не даром хлеб едят - работают в поте лица. Тут уж без СМИ никак не обойтись.

Но и медийщики не лыком шиты, у них на такие обращения ответ всегда готов: «Любой каприз за ваши деньги!» Видимо, для удовлетворения такого рода «прихотей» и существует целевая программа «Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со средствами массовой информации». Следует отметить, что у программного партнерства есть четкие правила. И устанавливает их исполнительная власть региона, она же - заказчик.

Все начинается с ежегодного конкурса информационных проектов. Участвовать в нем может любое СМИ, зарегистрированное в области, - достаточно заявку правильно оформить и вовремя ее подать. При этом следует иметь в виду, что в данном соревновании главное не участие, а победа, которая и дает право на бюджетную поддержку.

Так уж сложилось, что из года в год основными грантополучателями становятся практически одни и те же СМИ. Например, «Саратовская областная газета», «Новые времена в Саратове», «Неделя области» и, конечно же, ГТРК «Саратов». По чуть-чуть достается и другим, не придворным изданиям, информагентствам и телеканалам. Кое-что получают районные газеты: должны же и в глубинке знать, что какая-никакая власть у нас есть.

На муниципальном уровне похожая ситуация. Здесь хоть и без специализированных программ обходятся, но тоже проводят конкурсы с заранее известными победителями. А дальше работают по привычной схеме: кто платит, тот и музыку заказывает. Разумеется, мажорных тонов.

По большому счету, победителям можно только посочувствовать. Деньги, конечно, лишними не бывают. Но с другой стороны, неизменный грантовый позитив восторгов у публики не вызывает. Скорее - отторжение и недоверие, причем и к власти, и к СМИ. Все это понимают, но продолжают играть по тем же правилам. Одни тратят бюджетные деньги, другие их отрабатывают. C одной психотерапевтической целью - убедить общественность в том, что все у нас хорошо. А объективность, судя по всему, и те, и другие считают обузой.

Почему СМИ не хотят бесплатно освещать деятельность власти? Нужна ли целевая программа «Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со средствами массовой информации», и насколько она эффективна? За ответами на эти вопросы «Газета Наша Версия» обратилась к экспертам.

без названияЛидия Златогорская, председатель Саратовского регионального отделения Союза журналистов России:

- Само собой разумеется, что власть стремится к закрытости, это совершенно понятно. СМИ по своему предназначению, наоборот, хотят все узнать, все разоблачить. Просто миссии разные. И те, и другие подконтрольны обществу. Нагнетать страсти власти ни к чему, потому что она всегда боится контроля со стороны общества. Даже не столько контроля боится, а боится бунта, не бунта даже, а нестабильности. Для СМИ, конечно, как бы мы ни хорохорились, самое страшное - потеря доверия. Вот тут и пересекаются наши интересы. Не одна я так думаю теперь. Методом проб и ошибок мы пришли к выводу, что для власти выгоднее раскрыться. Понятное дело, кому есть что скрывать, будет скрывать. Конечно, во власти должны быть чиновники и структуры максимально открытыми. К этому сейчас дело-то и идет. Например, тот же Шутов (когда еще был министром) и Есипова довольно жестко ставили вопрос: не надо нам красоты, не надо нас хвалить, ребята, дайте нам вообще-то правду. И находили примеры, когда в угоду или в силу непрофессионализма журналисты выдавали даже неправду - выдернули какой-то момент, небрежно и необъективно. А СМИ - те же журналисты, те же редакторы говорили: «да, да, мы будем стараться». ...Патоку уже никто не хочет. ...На очень многих уровнях с участием и чиновников муниципального уровня, и выше есть понимание, что надо рассуждать, надо обсуждать, и, по большому счету, эта похвальба - она в принципе ничего не дает, она даже раздражает. Кто поумнее, того раздражает. Люди ищут какой-то другой поворот событий. Конечно, бывает в этом лукавство, и мы сколько угодно... вы нас критикуйте, а попробуй тронь... И все-таки, конечно, понимание другой роли СМИ, оно происходит.

без названияДмитрий Козенко, главный редактор «Газеты недели в Саратове»:

- Тому есть две причины, я полагаю. Одна причина - СМИ вообще не хотят хорошо писать про власть. Во-вторых, мы живем в стране, где стараниями центральных СМИ столько меда намазано, что хочется свою ложку дегтя добавить. Это первый момент - общий, фоновый. Другой момент - о чем, собственно, писать? Понимаете, если Павел Леонидович Ипатов, предположим, спасет из проруби тонущего ребенка, то мы об этом напишем. Совершенно бесплатно. Если бы, например, сделали что-то, что заслуживает освещения, почему бы об этом не написать. Третий момент - власть не умеет и не хочет работать со смями. У меня есть сын, который работает в федеральном «Коммерсанте», и он рассказывает, что в Москве заполучить телефон корреспондента центральной газеты почитается за удачу у всякого рода чиновников. И самому позвонить и сказать: «Вот тут случилось нечто, я хочу это дело прокомментировать». А у нас, извините, типичная практика - пишите, гады, запрос, а мы вам на него, соблюдая все рамки закона, ответим через две недели в письменном виде, наложенным платежом и т. д., т. п. Ну а что мы хотим? Мы сами с мыслями. Они сами не хотят, чтобы о них писали. Плюс ко всему, они изначально ждут от нас гадости и не идут на сотрудничество. Или видят в нас, извините, многие пришедшие из районов руководители, видят в нас холопов. Видя такое отношение, на общем фоне негативного отношения к власти, возникают тоже какие-то такие стычки. Вот и идет такая маленькая холодная война. Как только... так пытаются заткнуть деньгами. ...Мне представляется, что эти отношения никогда не изменятся, не улучшатся. Нет, партнерство - это для своих, а настоящего партнерства не будет, потому что и с той, и с другой стороны нет желания делать какие-либо шаги навстречу. И все равно некое покровительственное сверху отношение присутствует, что это мы должны прийти и попросить: «Можно мы про вас напишем красиво?» Нет, не можно. Вот такая вот ситуация.

без названияАнтон Комаров, генеральный директор телекомпании «ТНТ-Саратов», экс-министр информации и общественных отношений Саратовской области:

- Странный вопрос. Почему не хотят? Мне кажется, когда что-нибудь интересное происходит... То, что интересно зрителям, читателям, подается бесплатно, а то, что интересно власти, - за деньги. И нет никакого противоречия. Если бы чиновники были поумнее, они бы сделали побольше интересного для людей, и тогда бы про них бесплатно все писали. Смотрите, Митволь - он никому не платит. Про него постоянно говорят и показывают. ...На самом деле надо работать. Не заставлять журналистов писать то, что тебе хочется, а то, что людям интересно. И все. Нормальная программа - повод для сотрудничества. Конечно, у власти там какие-то свои приоритеты есть, власть имеет право высказать свою позицию.

 

 

 

без названияНаталья Есипова, министр информации и печати Саратовской области:

- Я бы выделила тут несколько основных причин. Первая из них - это необходимость борьбы каждого издания за читателя. Редакции, как правило, уверены, что социалка или экономические новости для читателя малоинтересны. Вторым моментом является коммерческая составляющая в деятельности многих редакций. Публикации на бесплатной основе о деятельности областного правительства журналисты, видимо, рассматривают как упущенную прибыль. Третьим моментом я бы выделила, увы, зачастую невысокий уровень информационного сопровождения мероприятия, проводимого исполнительной властью. И эти недоработки мы будем исправлять. Программа «Развитие информационного партнерства органов государственной власти со СМИ» позволила обеспечить информирование населения о первоочередных действиях органов власти области в период кризиса, оперативных решениях, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в области и недопущение нарастания социальной напряженности. Тем не менее, мы ставим перед собой задачу совершенствования модели взаимодействия органов государственной власти со СМИ в целях обеспечения информационной открытости. Механизмы ее решения мы закладываем в новую целевую программу, рассчитанную на ближайшие три года. В общем, есть над чем работать.