Разруха

Разруха

Саратовцы уже давно привыкли к облику родного города. Мусор на улицах, пыль, обшарпанные фасады домов и разбитые дороги - все это стало привычным. Каждый день мы проходим мимо разрушающихся особняков, построенных 100 -150 лет назад. То, что во всем остальном мире считают необходимым сохранить, в Саратове постепенно уничтожают

без названияСаратовцы уже давно привыкли к облику родного города. Мусор на улицах, пыль, обшарпанные фасады домов и разбитые дороги - все это стало привычным. Каждый день мы проходим мимо разрушающихся особняков, построенных 100 -150 лет назад. То, что во всем остальном мире считают необходимым сохранить, в Саратове постепенно уничтожают.

Достаточно подняться от Волги по любой улице, и перед глазами предстает безрадостная картина. Почти везде разрушаются и осыпаются особняки купцов и дворян, построенные в начале прошлого века. Разбитые окна и обшарпанные фасады - это только полбеды. Другая половина - протекающие крыши, треснувшие стены и гниющие трубы. Правда, на некоторых домах гордо красуются новые таблички: «памятник архитектуры, охраняется государством». Только вот государственная защита видна далеко не всегда.

На углу улиц Лермонтова и Октябрьской находится особняк купца Алексея Ивановича Дашковского. Битые стекла, угол дома заклеен объявлениями, под крышей уже начала кое-где сыпаться красивая кирпичная кладка. И конечно же, фасад местами изуродован вандалами: «мальчик и мальчик - это не норма», улыбающиеся рожицы и непонятные каракули. Дашковский был образованным купцом. Он зарабатывал извозом, лесной торговлей, был владельцем пароходов и торговых судов. Занимался и благотворительностью, помогал детским приютам и больницам. Вряд ли он когда-нибудь думал, что дом его простоит сотню лет и уже в XXI веке попадет под охрану государства, которое не способно даже заменить разбитые стекла и смыть со стен уродливые граффити.

В конце XIX века вдоль Волги одна за другой вырастали мельницы, оборудованные паровыми двигателями. Принадлежали они известным в городе купцам Зейферту, Борелю, Рейнеке и Шмидтам. Братья Шмидт построили свое производство в 1878 году, почти у самой Волги. Огромное и по размерам, и по производительности сооружение получило название «Большая мельница». Спустя три года оно сгорело дотла, но братья полностью восстановили его. Это здание стоит и по сей день. Адрес - улица Вольская, дом 2, прямо напротив академии права. Теперь это жилое помещение. Почти сгнившее и рассыпавшееся. Одна стена разрушена, и прямо под ней идет строительство. Здесь реализует свой очередной социальный проект партия «Единая Россия», об этом нам сообщает большой стенд. Совсем скоро здесь возведут малосемейный дом для аспирантов СГАП. А мельницы Шмидтов останутся в прошлом, они ведь даже не под защитой государства.

На Вольской еще очень много особняков начала прошлого века. Какие-то из них в хорошем состоянии. Например, дом саратовских губернаторов и здание губернской канцелярии (Вольская, д. 20 и 22). Сейчас здесь находятся диспансер и поликлиника. На домах, конечно, висят таблички, сообщающие, что государство защищает эти памятники архитектуры. Цел еще и особняк архитектора Каллистратова (Вольская, 30). Наверное, потому что и здесь находится муниципальное учреждение - коррекционно-диагностическая школа, а значит, время от времени областному бюджету приходится раскошеливаться на ремонт.

Очень много домов начала прошлого века сохранилось на Большой Казачьей. Половина из них в ужасном состоянии. Особняк Черномашенцева, расположенный в доме №21, потеснила огромная новостройка под номером 23/27. За красивым забором виднеется прибранный двор, цветы и скамейки. А в списке памятников истории и культуры, расположенных на территории Саратовской области, рядом с адресом усадьбы Черномашенцева значится флигель по ул. Большая Казачья, 23. Может быть, флигелем нужно считать элитный дом с дорогими квадратными метрами? Или он затерялся где-то во дворах?

На улице Московской почти все особняки теперь заняты магазинами и кафе. На одном из зданий рядом с манекеном в нижнем белье тоже висит та самая табличка - «охраняется государством». Впрочем, от магазинов памятникам архитектуры есть хоть какая-то польза - фасады ремонтируются, территория убирается.

Не в лучшем виде и известный дом Корнилова, построенный в 30-е годы XIX века архитектором Петровым. Краска на фасаде облупилась, колонны грязные. А если бы в Саратове по-настоящему ценили историю родного края, то до наших дней сохранилось бы и еще одно творение архитектора Петрова - здание Дворянского собрания. Да-да, было в нашем городе и такое. Располагалось на улице Московской, там, где сейчас находится здание бывшего института мелиорации. Дворянское собрание, построенное в 1830 году, было настоящим украшением города. Три этажа, а на последнем - многофигурные панно-барельефы. Да и колонный зал не уступал дворцовым столичным. Дворянское собрание уничтожили в 1970 году.

без названияНа улице Волжской тоже есть на что посмотреть. На отреставрированный для областных нужд особняк Шмидта горожане могут любоваться только из-за высокого забора. Красивейший дом мукомола Бореля, где располагается ЗАГС, долгое время нуждался в качественном ремонте. Наконец-то на него нашлись деньги. Только вот перекрасили здание в неприятный светло-зеленый цвет. Шедевр провинциальной архитектуры превратился в пряничный домик. Впрочем, радует то, что у саратовцев пока еще остается этот памятник.

Наверное, нет в центре города улицы, на которой год от года не ветшали бы старинные особняки и дома. Бывшая сыроварня товарищества Кизнер и Глок на пересечении Октябрьской и Челюскинцев, гостиница «Россия» на углу проспекта Кирова и улицы Горького, особняк вице-губернатора Адольфа Тилло на улице Сакко и Ванцетти. На пересечении улицы Мичурина и Князевского взвоза есть дом, построенный примерно в первой половине XIX века. Утопающий в саду дом с мезонином и балконом, который поддерживают шесть колонн, главным фасадом выходит к Волге. Долгое время особняком владел князь Баратаев, губернский предводитель дворянства в 1802-1806 годах. Сейчас дом окружен не только садом, но и высоким забором. За деревьями виднеются облупившиеся колонны, давно не видевшие ремонта. Балкон, кажется, вот-вот рухнет, а о потрескавшемся фасаде можно и не упоминать.

Неужели так и будут гибнуть памятники архитектуры? В какой-то момент они рассыпятся и на их месте можно будет с чистой совестью возвести еще один рынок, стоянку или торгово-развлекательный центр. А можно и не ждать окончательного разрушения и поступить с остальным саратовским архитектурным наследием так же, как с маслозаводом Александра Шумилина, построенном в 1897 году. Больше сотни лет на пересечении улиц Астраханской и Кутякова простояла и проработала маслобойная фабрика, не зная, что занимает такой лакомый кусок земли в самом центре Саратова. Теперь на ее месте ТРЦ.

В конце 2009 года теперь уже бывший главный архитектор Саратова Валерий Черепанов рассказал «Газете Наша Версия», что видит развитие города как центра, предоставляющего образовательные, рекреационные, культурные и музейно-выставочные услуги. «Поддерживать, лелеять индивидуальность Саратова, закрепляя ее в материальной среде города за счет создания памятных знаков, экспонирования исторических зон, строительства объектов, дополняющих многообразие архитектурных форм, декора, определяющих историческую идентичность города, не диссонирующих с нею, - рассказал тогда о целях своей работы Черепанов. - На сегодняшний день в городе назрела необходимость разработки охранных зон памятников истории и культуры, ужесточения регламентов строительства в центральной части города, а в дальнейшем - консервация исторического ядра Саратова. Одной из важнейших составляющих общего градостроительного потенциала города является его культурное наследие, формирующее неповторимый облик и дух города. Уникальность архитектурного наследия состоит в его невосполнимости, поэтому его самое бережное, рациональное и эффективное использование является одним из важнейших условий гармоничного и сбалансированного развития города». Но «бережное использование архитектурного наследия» и «экспонирование исторических зон» по-прежнему остаются лишь словами. А Саратов тем временем необратимо теряет свой неповторимый облик.