Гарнир к медведю

Гарнир к медведю

В знаменитой сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» есть такой диалог. «Разве имя должно что-то значить?» - удивляется заглавная героиня, и Шалтай-Болтай фыркает в ответ: «Конечно, должно! Возьмем, к примеру, мое имя - оно выражает мою суть! Замечательную и чудесную суть! А с таким именем, как у тебя, ты можешь оказаться чем угодно... Ну просто чем угодно!»

Гарнир к медведюВ знаменитой сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» есть такой диалог. «Разве имя должно что-то значить?» - удивляется заглавная героиня, и Шалтай-Болтай фыркает в ответ: «Конечно, должно! Возьмем, к примеру, мое имя - оно выражает мою суть! Замечательную и чудесную суть! А с таким именем, как у тебя, ты можешь оказаться чем угодно... Ну просто чем угодно!»

Слова эксцентричного персонажа Льюиса Кэрролла вполне можно отнести не только к английской девочке Алисе, но и к саратовской газете «Земское обозрение»: оба слова, вынесенные в ее заголовок, мало что означали и в 1994 году, в момент рождения еженедельника (в современной России земств нет и не предвидится), а уж теперь, после ликвидации Саратовского земского союза, они не означают вообще ничего конкретного. И поскольку газета продолжает упрямо выходить под старым брендом, он, очевидно, призван не раскрывать замысел издателей, а, скорее, его затушевывать, маскировать...

Чтобы разгадать тайну «ЗемОбозрения», развернем пару последних номеров упомянутого издания. Около года назад мы пролистывали эту газету, и с тех пор ничего кардинально не поменялось: из 24 газетных полос к Саратову и здешним делам по-прежнему имеют отношение - хотя бы косвенное! - в лучшем случае, не больше трети. Остальные страницы заняты анекдотами из Интернета (в каждом номере - три подборки), сканвордами (в каждом номере их не меньше двух штук), гороскопами, календарем, прогнозом погоды и перепечатками статей нездешних авторов - тех, что обычно не размениваются на мелочи, а сразу замахиваются на масштабное.

Контраст, конечно, велик. Простодушный читатель только-только изучил свежие рекомендации для Рыб («угодить тем, кто окажется рядом») и прогнозы для Козерогов («может почувствовать влияние потусторонних сил»), радостно вписал в три свободные клеточки сканворда слово «Яга» (то есть «Баба с костяной ногой») и настроился на волну новой цирковой программы («обезьянье шоу, дрессированные шимпанзе, гориллы и гамадрилы»), как вдруг...

Бац! «В РФ также неизбежно установление диктатуры... Задача - сделать такую диктатуру национальной, умной, нацеленной на развитие страны (...) На повышение рождаемости коренного народа и на прекращение его дебилизации с помощью СМИ. На сохранение единства страны и воссоединение РФ с другими русскими государствами - Украиной, Белоруссией и Приднестровьем».

Понятно, что козероги, гамадрилы и Костяная Нога забыты, теперь не до них, проблемы иные: «Настала пора концептуально заменить иудейско-протестантскую модель развития мира, доминировавшую последние 500 лет и приведшую к двум мировым войнам...»

Судя по некоторой сумбурности перепечаток и космической всеохватности тем статей, позаимствованных редакцией откуда ни попадя, «ЗемОбозрение» все-таки существует в природе не ради этих текстов. То есть да, конечно, учредителю газеты Игорю Сухареву и главному редактору Владимиру Палагину, быть может, и хотелось бы поменять пару запчастей в модели развития мира и даже присоединить к Саратову Тирасполь, но... Все же глобальные мечтания не наполнят местную продовольственную корзинку. Статьи столичных «пикейных жилетов» - это, скорее, обильно рассыпанная приправа. Соль, перец, горчица или, в лучшем случае, хрен. Основное блюдо не здесь. Но где же оно? Продолжаем листать.

 Постоянную полосу-вкладку «Житель Саратова» редактирует Сергей Перепеченов. А вдруг эта вкладка и есть главное блюдо, искомая котлета? Читаем: «Первую заметку о стоянии в очереди на оплату коммунальных услуг на саратовском главпочтамте я написал, будучи рабкором, еще в 80 годы прошлого столетия...»

Что ж, С. Перепеченов сегодня - не тот малоискушенный автор «заметки о стоянии», однако и по сей день молодая страстность определяет стилистику нынешних заметок: «Начинают не выдерживать нервы, глядя на суету, которые создают «тетки» - так я про себя называю ставших многочисленными особей обоего пола...» Да, это явление пострашнее «иудейско-протестантской модели». И все-таки мы сомневаемся, что «ЗемОбозрение» продолжает выходить ради борьбы с суетливыми «тетками», которые нагло занимают сразу несколько очередей, тем самым нервируя бывшего рабкора...

 А что если издателями газеты движет, прежде всего, неуемная тяга к изобразительному искусству? Ведь для чего-то ведущий культполосы журналист Борис Глубоков то и дело напоминает (самолично или через ближайших посредников) читателям о творчестве художника Б. Глубокова: «Работы Бориса роскошны, легки, театральны». И еще, о нем же, в другом номере: «нежен его холст», «хороши цветочные натюрморты», «вы будете любоваться прекрасными картинами Зотова, Коблова, Глубокова...»

Увы, версия эта слишком живописна, чтобы быть истинной. Но тогда, быть может, еженедельник издается ради того, чтобы саратовцы могли оценить вклад в копилку мировой литературы Ассоциации саратовских писателей (АСП)? Иначе с какой целью в мае напечатана обширная, на полторы полосы, рецензия Анны Хрусталевой на хрестоматию «На главной улице России»? Книга, кстати, увидела свет больше года назад.

Однако и эта версия крайне сомнительна, поскольку рецензент безжалостен по отношению к современникам, по воле составителя угодившим под зеленый переплет. Вряд ли Е. Грачев, М. Муллин, Н. Куракин, В. Вардугин и другие члены АСП будут счастливы узнать, что критик зачислил их в ряд «второстепенных, третьестепенных писателей», что факт публикации увязал не с талантом авторов, но с их пропиской, а составителю отвел незавидную роль офисного делопроизводителя: «провинциальный составитель хрестоматии, по крупицам собирающий историю родного края, должен протоколировать материал с педантичной точностью секретаря...»

Впрочем, статья А. Хрусталевой - скорее, эпизод (хотя и очень растянутый). Между тем в «Земском обозрении» есть один писатель, который присутствует в каждом номере, в любое время года. Речь идет о бывшем члене местной Общественной палаты, кавалере многочисленных медалей имени усопших классиков, руководителе АСП Александре Борисовиче Амусине (он же, по слухам, - интернет-деятель «Борис Орлов»). Из номера в номер в газете публикуются его «геополитические» детективы, в которых автор отважно борется с ЦРУ, тайными происками Казахстана и ползучей экспансией Китая. К сожалению, первой жертвой этой бескомпромиссной борьбы стал русский язык.

Если бы в недрах Совписа вдруг измыслили медаль имени Игната Лебядкина, стилист Амусин получил бы награду заслуженно. «Васятка страшился утратить благосклонность тестя, отчетливо осознавая, что никто, кроме него, не сможет создать долларовое светило, которое интенсивно озаряло Васяткино существование». Еще цитаты: «глаза, утлые, беспомощные, испуганно мечущиеся по ее лицу и рукам», «случайно обронила взгляд на лицо девушки, точнее на ее надменную ухмылку», «тоскливое ожидание беды полосовало его израненную последними событиями душу», «ярость, подожженная гордыней, не только обожгла ее тело, а раскаленным жалом вспыхнула на кончиках ногтей»...

Увы! Как ни соблазнительна догадка о том, что «ЗемОбозрение» существует ради публикаций опусов про Васятку, нам придется расстаться и с этой версией. И все потому, что некоторые фразы А. Амусина находятся вообще за гранью понимания. «Упоение сладострастностью женщины наглухо затмили Васяткины крохотные глазки». Глазки затмили упоение? «Постоянным приложениям к этим странам служила тень ее мужа Васечки». Тень служила (кому? дательный падеж?) приложениям?.. Отбросим версию о сознательном шифре. Не хочется верить, будто публикация повести «Оригами для палача» - всего лишь способ связи местных Юстасов с импортными Алексами...

 Наши поиски ответа на главный вопрос между тем уже близки к завершению. При внимательном чтении газетной подшивки вдруг замечаешь, что, помимо ребусов Амусина, в газете есть еще кое-что постоянное, неизменное в любую погоду: это украшенные фирменной «медвежьей» эмблемой (а иногда и портретом самого В. В. Радаева) информационные сообщения от местной «Единой России». Пожалуй, ни в одном из местных еженедельников не найдешь такого редкого постоянства. И, кстати, никакая другая политическая партия в Саратове не делится с «ЗемОбозрением» своими еженедельными новостями...

Неужто разгадка найдена? Неужто сканворды, анекдоты, гороскопы, глубоковские красоты, перепеченовские «тетки», амусинский Васятка - это лишь приложение к медведю?

Все точки над «i» расставляет недавняя майская публикация о торжествах в СГУ. «Вряд ли победа была бы возможна без замечательных партнеров и друзей СГУ - руководителей регионального отделения партии «Единая Россия», депутатов областной Думы, бизнесменов, политиков... - пишет некто  Зиновий Вольский. - Присутствующий на заседании вице-спикер Госдумы РФ, секретарь президиума генсовета партии «Единая Россия» Вячеслав Викторович Володин напомнил всем, как права поговорка: под лежачий камень вода не течет». Удивительно, что в последней из приведенных цитат полужирным шрифтом выделены все должности Володина, его имя и отчество... но только не фамилия. Впрочем, для «земцев» это и символично: боги в фамилиях не нуждаются. Володиных в стране много, а Вячеслав Викторович - он один.