Синичкин и реформы

Синичкин и реформы

Областная дума по инициативе депутата Василия Синичкина внесла изменения в закон о выборах депутатов. В следующем созыве их будет не 36, а 45, и избираться они будут по «модернизированной» смешанной системе, предполагающей разбивку партийных списков на 22 региональных группы, при полном отсутствии общеобластной части списка. Приведет ли это к каким-либо заметным изменениям в проведении избирательных кампаний и скажется ли на качестве депутатского корпуса и укреплении его связей с избирателями, как о том заявляли инициаторы поправок? Имеется ли практика применения такой системы? Чем обусловлены и кому на самом деле выгодны внесенные изменения? На эти вопросы я постараюсь ответить в материале, предлагаемом вашему вниманию

Синичкин и реформыОбластная дума по инициативе депутата Василия Синичкина внесла изменения в закон о выборах депутатов. В следующем созыве их будет не 36, а 45, и избираться они будут по «модернизированной» смешанной системе, предполагающей разбивку партийных списков на 22 региональных группы, при полном отсутствии общеобластной части списка. Приведет ли это к каким-либо заметным изменениям в проведении избирательных кампаний и скажется ли на качестве депутатского корпуса и укреплении его связей с избирателями, как о том заявляли инициаторы поправок? Имеется ли практика применения такой системы? Чем обусловлены и кому на самом деле выгодны внесенные изменения? На эти вопросы я постараюсь ответить в материале, предлагаемом вашему вниманию.

Планы и кланы

Во-первых, о численности депутатов. В обществе преобладает искусственно навязанная точка зрения, что чем меньше депутатов в законодательном органе, тем лучше. Депутаты воспринимаются не как представители своих избирателей, а скорее как чиновники, которых у нас традиционно недолюбливают. Конечно, в этом есть доля правды, но существует и другая сторона проблемы, основанная не на эмоциях, а на вполне прагматическом подходе. На региональном уровне у власти сегодня находятся не партии, а политизированные группировки, которые могут быть оформлены как партийные организации, а могут и обходиться без партбилетов, хотя, в связи с федеральным курсом на партизацию, таких становится все меньше. Допущенных, которым приятнее считаться избранными, на жидковатых региональных харчах много быть не может. Как правило, таких групп в регионе с десяток, возможны, конечно, и существенные отклонения, но при наличии значительного числа крупных производств или иных условий, «питающих» такие группы.

 Они могут быть как относительно малочисленными, так и довольно крупными, имеющими сложную внутреннюю структуру. Примером сложной группировки может считаться сообщество лиц, ориентированных на Вячеслава Володина. Эти люди могут работать в бизнесе, в структурах исполнительной власти или исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления, в региональном отделении «ЕР» и других партий, в СМИ. Они могут иметь довольно сложные взаимоотношения, разный «доступ к телу», формировать свои временные подгруппы по интересам, но при этом всех их отличает ориентация на лидера группировки, и число таких людей не может быть слишком большим. На определенном уровне расширения «соратники» превращаются в простых «сторонников» и затем - избирателей. «Ближний круг» в этой группировке может быть оценен в пару десятков «особо приближенных». Далее следуют «младший обслуживающий персонал» вождя и «близкие» к входящим в первый круг, приблизительным числом несколько сотен человек по всей области. На третьем круге прямая связь между вождем и «сторонниками» фактически отсутствует. Другие группы, в том числе включающие членов «Единой России», которым не нашлось места в окружении Володина, еще малочисленней.

Какое все это имеет отношение к численности областного депутатского корпуса? На мой взгляд, самое непосредственное. При небольшом числе депутатов группа, контролирующая региональное отделение той или иной партии, может укомплектовать всю фракцию только наиболее приближенными людьми, а при большом - она будет вынуждена искать компромисс с другими группами однопартийцев, и состав фракции не будет столь однородным. Конечно, существует вариант рекрутирования лиц из второго или даже третьего круга приближения, но, во-первых, они могут оказаться ненадежными, а во-вторых, выглядит это слишком явно и перед столицами стыдно. Я не буду приводить примеры такого подбора из нынешнего состава думы, поскольку, на мой взгляд, они очевидны. Таким образом, даже Вячеслав Володин может изыскать не более двух-трех десятков потенциальных депутатов из числа доверенных и проверенных.

 Добавим к этому «квоту Ипатова» - это тоже с десяток, не больше, «кое-что для Грищенко» - еще пару-тройку проверенных человек. Пусть еще несколько, включенных по просьбе тех, кому трудно отказать, итого - около сорока человек. За пределами этой численности конфигурация работает не так четко, а при превышении значения в 80 депутатов, когда 40 верных перестают быть большинством, возникает совершенно другая картина. Правящая фракция уже не может полностью контролироваться одной группировкой и приобретает иной характер и свойства. Вот как бы и все.

Все споры о том, есть ли в нашей области два миллиона избирателей и что делать, если вдруг их станет меньше, совершенно беспочвенны и существуют лишь для отвлечения внимания.

Миллион - туда, миллион - сюда

Закон и при численности всего в один миллион избирателей, проживающих в области, предусматривает возможность наличия 90 депутатов, а при достижении двух миллионов дает возможность иметь 110 региональных законодателей. Что же мы видим? Дума, на основании информации, контролируемой одной из вышеописанных группировок избирательной комиссии, о внезапном росте рядов губернского электората за пределы двух миллионов, принимает изменения в закон, вводящие минимальное для такой численности избирателей количество депутатов, а именно - 45 человек. Возможно, делает это впопыхах, так как на рабочих группах приходится экстренно устранять очевидные ляпы законопроекта, а степень его проработки до сих пор оставляет желать лучшего. Главное - застраховаться от возможных случайностей и не допустить значительного увеличения числа депутатов. Даже на одного, потому что гораздо логичнее было бы делать не 45, а 46 депутатов поровну по округам и по списку, но мы и так балансируем на грани, и каждый лишний носитель мандата может изменить сложившуюся конфигурацию.

 Таким образом, минималистический характер внесенных изменений свидетельствует о большем желании сохранить клановый характер формирования думы, замаскированный под партийный. Выгодно это всем нынешним фракциям, за исключением, пожалуй, «Справедливой России», которая в нашей области, в силу особенностей формирования, больше похожа на партию, где поддерживается некий баланс между различными группами влияния, чем на клан, замаскированный под реготделение партии. Я убежден, что в рамках действующего законодательства переход к численности в 90 депутатов был бы наиболее рационален, во-первых, если применить методику, используемую западными законодателями для определения оптимального числа депутатов заксобрания региона, для нашей области мы получим 92 депутата; во-вторых, число 90 является максимальным для регионов с численностью избирателей до двух миллионов и входит в предоставленную законом вилку для более крупных регионов. И самое главное - при таком числе депутатов дума потеряет клановый характер и приобретет действительно партийный, который тоже, возможно, не идеален, но является шагом вперед применительно к нашей области. При этом количество депутатов, работающих на постоянной основе, не должно превышать 9-11 человек, а остальные не должны занимать руководящих постов в государственных или муниципальных предприятиях и учреждениях, что в наших условиях нередко становится формой подкупа депутатов. Но при нынешнем составе думы, без убедительной установки сверху, такая реформа не представляется возможной. Следовательно, характер новой думы вряд ли претерпит существенные изменения.

Города в оппозиции

Теперь об изменениях в проведении избирательных кампаний в областную думу. Одномандатные округа претерпят незначительные изменения в сторону уменьшения избирателей, соответственно самих округов станет на четыре больше. В Саратове появится один дополнительный городской округ, а Саратовский район будет, вероятно, исключен из состава бывшего шестого Ленинского округа. Но это техника, а суть изменений в другом: скорее всего, по спискам от Саратова в думу пройдут оппозиционеры, а от сельских районов области - единороссы. Новая методика разбивки на большое число региональных групп хотя и становится модной тенденцией, но опробована на сегодняшний день лишь в одном субъекте федерации. А именно - в Курганской области на выборах в марте этого года. «Единая России» там выступила, мягко говоря, бледно, набрав чуть более 41% голосов. В результате по округам областного центра по спискам в думу прошли только представители оппозиционных партий. У нас в декабре 2007 года «ЕР» получила более 60% голосов, что ей вряд ли удастся сделать на следующих выборах, так как те выборы проходили совместно с избранием депутатов Госдумы, а список «ЕР» возглавлял лично Владимир Путин.

Но в данном случае важно то, что если применить к тем прошедшим выборам новую методику, мы получим следующую картину: представители КПРФ прошли бы по спискам в округах Заводского района, если бы им досталось больше двух мандатов, то третий они получили бы в центральном (Волжский, Фрунзенский, часть Октябрьского) округе. Справедливороссы провели бы своих представителей в Ленинском и Балашовском округах. ЛДПР, если бы получила мандат, по списку должна была осчастливить депутатом тот же Заводской округ. При уменьшении числа полученных мандатов «ЕР» не сможет провести по списку своих представителей и в Кировском районе, и в Энгельсе, далее по убывающей числа городского населения в округах. То же самое, что и в Кургане.

В то же время, например, в Аткарском округе, где «ЕР» традиционно берет более 70%, списочным депутатом от этой партии гарантированно станет любой линдефадеев, даже если он ни разу не появится в округе и совсем не будет заниматься своей избирательной кампанией. Какое уж тут равенство шансов и состязательность кандидатов-списочников.

Горизонты и вертикали

Сегодня любой заурядный политический консультант положит на карту области результаты прошлых выборов и сразу продемонстрирует вертикаль как бы горизонтального партийного списка. Очевидно, что некоторым можно ничего не делать, а другим - ни на что не рассчитывать, разве что на чудо. Так что заверения про активизацию работы кандидатов-списочников верны лишь на стадии формирования списков, то есть распределения районов между своими и не очень.

Как это отразится на Саратове? Приблизительно следующим образом: главный формирующий милостиво предложит Грищенко все городские округа для выдвижения любых списочников. Ушлые технологи обуют доверчивых кандидатов на деньги за включение в списки по саратовским округам. В результате «ЕР» не проведет в Саратове по списку никого или почти никого, в зависимости от организации контроля за работой избиркомов. Впрочем, оппозиция, реально оценивающая свои силы, сосредоточится на контроле в Саратове и, скорее всего, не даст легко подправить результаты выборов.

Относительно одномандатных округов не все так однозначно. Например, в Кургане из шести городских округов в трех победили оппозиционеры. В Саратове таких везунчиков тоже может оказаться два-три из семи, но даже если ни одного, Грищенко придется обращаться за помощью в выделении средств городу к представителям оппозиции, возможности которой в лоббировании чьих-либо интересов крайне малы.

 Следовательно, вопрос хронического недофинансирования Саратова приобретет устойчивый характер. Партия снова разведет ручками и скажет: как проголосовали, так и получили, и пошлет к Рашкину. Конечно, у городского головы есть шанс в 2011 году выбраться, например, в Госдуму, переложив тем самым проблему областных выборов-2012 на чужую шею, или использовать «паровозы» во главе списков по городским округам. Новая редакция закона вовсе не исключает применение «паровозов». Например, ставим первым по списку в Заводском округе суперпопулярного госдепа Панкова, в центральном - сверхизвестного Лобанова, а в Ленинском - звезду русской журналистики Хинштейна. Избиратель умиляется и голосует за «ЕР» в базарно-карабулакских количествах. В результате оппозиционеры проходят по спискам в Энгельсе, Балашове и Балаково и становятся проблемой тамошних глав. Загвоздка в том, что популярности этих лиц может быть недостаточно, а других не предвидится, так что остается смириться и страдать или сосредоточиться на организации оппозиционной деятельности в сельских районах, вербовать глав и председателей избиркомов, объяснять, внушать, грозить, но пусть и на селе как следует голосуют за оппозицию.

Избирательная арифметика

Особое внимание следует сосредоточить на руководителях избиркомов, в Кургане, где обкатывали такой вариант закона, разница между прошедшим по списку и не прошедшим кандидатом доходила до 2% голосов. Например, идет от «СР» первым по списку по Ленинскому району какой-нибудь крайне неприятный кандидат Затрещиков, а по Заводскому совсем не плохой кандидат Еслитопов, набирают в среднем по 15%. Еще есть в центральном кандидат с ориентировочными 18% голосов. Допустим, «СР» претендует на два мандата по спискам, в других округах у нее результат хуже, чем в рассматриваемых, следовательно, у избиркома есть возможность выбрать, кто милее - Затрещиков или Еслитопов, путем незначительных манипуляций с количеством избирателей на день выборов или числом недействительных бюллетеней, можно относительно законно сделать одного более приемлемого кандидата депутатом.

Раньше, когда были списки с общеобластной частью, таких возможностей не было, и чтобы не допустить ненужного Затрещикова, приходилось исхитряться и делать что-то с голосами, поданными за список по всей области, что не так эффективно и сильнее ущемляет права сторонников этой партии. А теперь все технологично, наноманипуляции на недоказуемом уровне способны дать желаемый результат.

В целом особых изменений не произошло, вертикальный список стал горизонтальным, но от этого не менее прогнозируемым. Возросли роль и возможности избирательных комиссий, а точнее - тех, кто их контролирует. Малые партии, не представленные в думе, получили дополнительные гарантии, которыми, скорее всего, не смогут воспользоваться по причине недостаточного числа сторонников, особенно в сельских районах. Состав новой думы изменится незначительно, даже если там появятся депутаты с другими фамилиями, а механизмы принятия решений и вовсе останутся прежними. Главный смысл принятых изменений - не допустить реальных перемен.