Полный круг

Полный круг

Сейчас чиновники всех мастей проявляют повышенный интерес к общественному транспорту. Но проблему они почему-то видят только в утреннем отправлении на работу. А вот как людям попасть домой вечером, на личном опыте власть имущие проверять не хотят. Может, боятся под покровом темноты выходить на улицы?

Полный кругСейчас чиновники всех мастей проявляют повышенный интерес к общественному транспорту. Но проблему они почему-то видят только в утреннем отправлении на работу. А вот как людям попасть домой вечером, на личном опыте власть имущие проверять не хотят. Может, боятся под покровом темноты выходить на улицы?

Думается, многим жителям Саратова знакомо такое чувство, когда стоишь на остановке, и время вроде бы еще не позднее, но нужный транспорт, похоже, уже не придет. Вот стоишь и с замиранием сердца вглядываешься в номер подъезжающей маршрутки. И угрюмо понимаешь: не то. Потом начинаешь пересчитывать людей в очереди с целью понять, сумеешь ли влезть в первую прибывшую маршрутку, или нет. Начинаешь перебирать варианты. Такси, естественно, никто не отменял. Но позволить себе извозчика могут не все. Тогда приходится идти пешком, если расстояние не очень велико. Есть еще вариант искать попутчиков и оплачивать услуги такси вскладчину. Согласитесь, что вечерняя прогулка в Ленинский или Заводской район - не самое приятное и безопасное занятие. Да и попутчики могут оказаться неадекватными людьми. «Нечего шляться по ночам» - на первый взгляд, вполне логичный совет. Но кто-то работает допоздна, а многие маршруты «умирают» уже в 21:00.

Это не просто наблюдения обывателя. Они подтверждаются официальной статистикой. Весной этого года на телефон «горячей линии» министерства транспорта поступило более тысячи жалоб. Львиная доля касалась нарушения графиков движения и отсутствия транспорта на маршрутах. Министерство сообщает, что по мнению предпринимателей, работающих на пассажирских маршрутах Саратова, эта ситуация является порождением многочисленных нарушений, допущенных в прошлом году при проведении конкурса по отбору перевозчиков. По его итогам несколько крупных предприятий, имеющих на своем балансе десятки автобусов и «газелей», не были допущены к работе. Даже комитет дорожного хозяйства администрации Саратова согласен с такой точкой зрения. По мнению мэрских чиновников, пассажирский транспорт движется с 5:00-6:30 до 21:00-00:10.

Сейчас в городе идет активная популяризация электротранспорта. Слава саратовских трамваев дошла до высшего руководства страны. Некий блоггер под ником Nikita просил самого Президента РФ Дмитрия Медведева обратить внимание на состояние подвижного состава трамваев. «Парк состоит в подавляющем большинстве из старых изношенных вагонов времен СССР, которые ужасно гремят, шатаются, имеют деревянные сиденья и ободранную обшивку с дырами. Зимой в таких трамваях (в особенности во вторых вагонах-прицепах) нет никакого отопления, в 25-градусный мороз пассажиры вынуждены мерзнуть. Состояние путей также весьма плачевно - трамваи часто сходят с рельс», - жалуется Nikita в блоге Президента. К тому же он выражает недовольство засильем «газелей» и старых импортных автобусов.

Областные депутаты Александр Ландо, Олег Галкин и Василий Синичкин, покатавшись на трамвае №3, в принципе согласны с блоггером. Они также нашли спасение города от пробок в электротранспорте.

Городской комитет дорожного хозяйства сообщил, что трамваи и троллейбусы могут избавить горожан от ночевки на остановке. Среди «рогатого» и «рельсового» состава существуют дежурные особи, которые курсируют по маршрутам с 10 вечера до 5 утра. Так, по данным комитета, по маршрутам трамваев №№7, 9 и 10 движется по одному дежурному вагону, а на маршрутах №№3, 8 и 11 - по два. Дежурные троллейбусы ездят по маршрутам №№1, 5, 10, 11, 15 и 16. Работа дежурных автобусных маршрутов не предусмотрена.

Все было бы замечательно, если бы не несколько «но». Во-первых, полный круг по маршруту трамвая №9 занимает примерно 1,5-2 часа. То есть, если вы не догнали трамвай в Мирном переулке в полночь, следующий шанс уехать появится у вас только около двух часов ночи. Во-вторых, на трамваях и троллейбусах можно доехать далеко не во все точки города. Существуют такие жилые районы, куда добраться можно только на ненавистных нашим властям и блоггеру Nikita «газелях». Например, 21-й маршрут, одна из конечных остановок которого находится в поселке Новый порт Заводского района. Только на маршрутках №№3 и 25 можно доехать в Затон (казалось бы, от центра недалеко, но, по словам местных жителей, там в 8 вечера - как в Заводском в полночь - прим. авт.). И в поселок Зональный ходят только «газели».

Побеседовав с водителями маршруток, удалось понять, почему вечером так трудно покинуть место дислокации. Оказывается, все они стараются занять места в транспортном потоке утреннего часа пик. Объяснение у всех одно и то же. С утра очень большой пассажирооборот, а вечером не факт, что будет полная «газель», да еще и много «кирпичей» (пассажиров, которые едут от конечной и до конечной остановки - прим. авт.). А иногда даже бывают стычки с таксистами, которые планируют подкормиться на конечных остановках. Как бороться с этой ситуацией - непонятно, но и оставлять все как есть нельзя.