Медвежьи уголки

Медвежьи уголки

Недавняя новость о том, что «Единая Россия» намерена направить в регионы антикризисных управленцев, стала одним из хитов политического сезона. Стремление партии контролировать всех и вся радует. Огорчает лишь, что в погоне за инициативой напрочь забываются уже имеющиеся институты. Мы решили напомнить о некоторых из них.

Медвежьи уголкиНедавняя новость о том, что «Единая Россия» намерена направить в регионы антикризисных управленцев, стала одним из хитов политического сезона. Стремление партии контролировать всех и вся радует. Огорчает лишь, что в погоне за инициативой напрочь забываются уже имеющиеся институты. Мы решили напомнить о некоторых из них.

 

Например, в единоросской фракции Саратовской облдумы прижилась практика кураторства депутатов над муниципалитетами. О ней и мы расскажем сегодня подробнее, тем более что в процессе пристального изучения «смотрящих» и вверенных им районов можно заметить несколько любопытных моментов.
Как известно, на выборах в облдуму применялась смешанная система: кандидаты выдвигались и по одномандатным округам, и по спискам. С одномандатниками все абсолютно понятно - они закреплены за теми округами, в которых победили. Но определенный дисбаланс наблюдается и здесь. Если в сферу ответственности «городских» депутатов - Писного, Чукалина, Синичкина, Шлычкова, Исаева, Соловьева - вошли территории, достаточно компактные по площади, то их «сельские» коллеги получили в нагрузку по нескольку районов, причем некоторые избирательные округа занимают достаточно большую территорию. Например, Виктору Щербакову досталось сразу 6 районов, Олегу Галкину и Павлу Большеданову - по 5. Разумеется, нагрузка несопоставимая, и нельзя исключать, что это не в лучшую сторону скажется на качестве работы. Даже если учесть, что по численности населения избирательные округа примерно равны, разница получится существенная. Держать в уме (хотя бы в общих чертах) один районный бюджет или пять, находить общий язык с одним главой муниципалитета или с шестью - это далеко не одно и то же.
Но, так или иначе, система работы одномандатников вполне понятна и прозрачна. А вот распределение по территориям депутатов, прошедших в облдуму по спискам, наводит на определенные размышления. Итак...
В среднем на одного депутата-«списочника» пришлось по три района. Но есть люди, которые из этого ряда выбиваются, причем как в ту, так и в другую сторону. Тяжелее всех, как и положено руководителю, пришлось председателю облдумы Валерию Радаеву - в его зоне ответственности оказалось сразу 7 территорий. Помимо 6 сельских - Аткарского, Балашовского, Воскресенского, Ершовского, Петровского и Ровенского, этот политик курирует дела в плотно окученном коммунистами и потому традиционно непростом для единороссов Заводском районе Саратова. Трудно даже представить себе, как спикеру приходится разрываться между муниципалитетами, расположенными в разных углах губернии. Скажем, протяженность маршрута Петровск - Ершов - Ровное - Балашов примерно 886 километров, то есть больше, чем от Саратова до Москвы. При этом показательно, что все эти районы находятся в разных одномандатных округах, то есть сотрудничать Радаеву приходится с шестью коллегами-одномандатниками, а вдобавок к этому в одиночку тащить на себе сложнейший Балашовский район, в котором единороссы бесславно проиграли представителю «СР» Зинаиде Самсоновой.
Но, как говорится, чего не сделаешь по заданию партии! Вот и Валерию Радаеву, похоже, пришлось пойти на немалые жертвы во имя общего дела. Ведь иначе как жертвой нельзя назвать то, что этот видный партиец не взял на себя кураторство над родным (во всех смыслах) Хвалынским районом, где практически безвылазно прожил с 1961 по 2005 годы. Да не просто прожил, а прошел извилистый путь от орущего почем зря младенца до руководителя муниципалитета, по мановению руки которого подчиненные были готовы свернуть знаменитые меловые горы. Но вот ведь - уступил дорогу юному коллеге по думе и однопартийцу Денису Фадееву, который формально к Хвалынску никакого отношения не имеет.
Помимо Радаева, еще два облдепа взяли на себя «повышенные» обязательства. Не хуже Радаева «распылен» по всей области Леонид Чернощеков, волею партии отправленный курировать одновременно Александровогайский, Советский, Екатериновский и Татищевский районы. Более компактно расположены «делянки» Сергея Суровова. Кроме Октябрьского района Саратова, где, как известно, находится главный корпус возглавляемой им СГАП, этот единоросс курирует Турки, Ртищево и Романовку.
Нельзя не заметить, что некоторые облдепы втягиваются в работу с населением в щадящем режиме. Таких обнаружилось двое. Оба - новички в парламентских делах, и поэтому неудивительно, что курируют лишь по 2 района. Алевтина Лосина получила под присмотр Аркадакский район области и Фрунзенский - Саратова. В первом ей придется взаимодействовать с Олегом Галкиным, во втором - с непосредственным начальником по ГТРК «Саратов» Андреем Россошанским. Под крылом более опытных товарищей всегда может спрятаться и самый юный облдеп - Евгений Ковалев. Его закрепили за Вольским и Краснокутским районами, на территории которых избрались Николай Семенец и Павел Большеданов.
А теперь - о других интересных совпадениях. На примере Валерия Радаева мы уже говорили о том, что далеко не все политики хранят верность своей малой родине, то есть тем территориям, на которых они родились, жили или работали. Некоторые, как спикер облдумы, упорно сторонятся знакомых мест. Помимо спикера облдумы, к таким депутатам можно смело причислить Евгения Ковалева, Дениса Фадеева, Галину Комкову, которые учились или работали в Саратове, но почему-то «сосланы» в качестве кураторов в районы области, а также Леонида Мажарова, дистанцировавшегося от Балаково, с которым связана немалая часть его трудовой биографии. Зато Семен Глозман и Марина Алешина не забывают места, где они родились (Базарнокарабулакский и Марксовский районы). А Михаил Кискин, Алевтина Лосина и Сергей Суровов «закрепились» за теми территориями, где работали (соответственно Балаково, Саратов и Ртищевский район).
Особого упоминания заслуживает еще один парламентарий и видный член «Единой России» - Александр Ландо. По иронии судьбы (или по воле партийных боссов) ему достались в качестве депутатской «вотчины» все три ЗАТО (закрытых административно-территориальных образования), расположенных в Саратовской области. Светлый, Михайловский и Шиханы - вот те режимные объекты, на которых Александру Соломоновичу поручено нести партийное слово в народ. Может быть, оно и к лучшему - зная неугомонный нрав этого депутата и его нетрадиционный подход к массовым мероприятиям, нельзя исключать, что к своим обязанностям он может относиться так же креативно, как и к различным увеселительным сборищам, которые он сам считает сугубо частными. Словом, пусть лучше работает на режимных объектах, подальше от греха и от объективов фотокамер.
Понятно, что «развертка» депутатов на местности не дает четкой картины того, кто из думцев-единороссов насколько влиятелен в том или ином районе области. Скажем, вотчина Радаева - Хвалынский район, а в Воскресенском, который по заданию фракции «ЕР» в облдуме формально курируют Евгений Ковалев и Николай Семенец, на самом деле правит бал совсем другой видный член «Единой России». Поэтому мы продолжим рассказывать о том, что связывает наших видных политиков и функционеров с городами и селами региона, где они работают по заданию партии, а где, следуя эпатажным заветам раннего Аяцкова, завели себе настоящие вотчины.

Продолжение следует.

 Медвежьи уголки