Детский фонд

Детский фонд

На прошлой неделе фонд «Саратовская губерния» определил победителей седьмого областного конкурса социальных и культурных проектов. В этом году финансирование будет предоставлено 33 некоммерческим организациям на общую сумму
2 миллиона рублей. В среднем на каждый проект выделено порядка 50 тысяч рублей. Суммы, скромные по сравнению с предыдущими годами, можно было бы списать на мировой финансовый кризис. Однако тернистая и извилистая история конкурса позволяет предположить, что причины не столь однозначны.

Детский фондНа прошлой неделе фонд «Саратовская губерния» определил победителей седьмого областного конкурса социальных и культурных проектов. В этом году финансирование будет предоставлено 33 некоммерческим организациям на общую сумму
2 миллиона рублей. В среднем на каждый проект выделено порядка 50 тысяч рублей. Суммы, скромные по сравнению с предыдущими годами, можно было бы списать на мировой финансовый кризис. Однако тернистая и извилистая история конкурса позволяет предположить, что причины не столь однозначны.

 

Касса взаимопомощи

Впервые идея спонсирования «третьего сектора» была воплощена в Саратовской области в 2003 году. Специально для этой цели был создан благотворительный фонд с политически грамотным по тем временам названием «Саратовская губерния». Своей миссией фонд провозгласил осуществление на конкурсной основе финансовой поддержки социально значимых некоммерческих проектов.
Главная гордость организаторов первого конкурса состояла в том, что казна области оставалась в неприкосновенности. Деньги на реализацию проектов выделяли компании, которым грезилось получить к своему названию звучную приставку «социально ответственный бизнес». Однако, несмотря на внушительный список партнеров, среди которых значились Приволжская железная дорога, ООО «Югтрансгаз», «Лукойл», ОАО «Саратовстройстекло» и другие крупные компании, грантовый фонд пилотного конкурса был довольно скромен - 600 тысяч рублей.
И без чуткой опеки губернской власти все же не обошлось. Попечительский совет фонда возглавлял губернатор Дмитрий Аяцков. Сопредседательствовал в совете вице-спикер облдумы Сергей Шувалов. В оргкомитете заседали чиновники из тогдашнего областного правительства. И очень скоро отеческая опека переросла в ненавязчивое, но твердое руководство. Поскольку область стала основным участником софинансирования конкурса социальных и культурных проектов.
По словам исполнительного директора фонда «Саратовская губерния» Ильи Чукалина, уже с 2004 года финансы стали поступать не только и не столько от предприятий, но большей частью из облбюджета. Специально для этого в области была принята программа, не имевшая аналогов не только в нашем регионе, но и в стране в целом. Суть ее заключалась в том, что субсидии на господдержку общественных организаций аккумулировались в благотворительном фонде, который в дальнейшем на конкурсной основе распределял деньги общественным организациям. В теории сам фонд тоже должен был определяться в результате конкурса, однако на практике соблюсти главное условие - привлечение средств бизнеса в размере, сопоставимом с размером госсубсидии, - могла только «Саратовская губерния». Илья Чукалин не скрывает, что целевая программа писалась специально под фонд и реальных конкурентов в объявленном правительством конкурсе у него не было. Потому-то областные деньги аккумулировались исключительно в «Саратовской губернии».

Гранты счастья

Из года в год конкурс уверенно набирал обороты. Росли как на дрожжах грантовый фонд (второй конкурс - 1,87 млн, третий - 3,5 млн рублей)и число участников (132 и 218 соответственно). Побеждали проекты с такими названиями, как «Нежность - селу», «Здоровье - здоровым», «Поволжье - котёл народов», «Позови меня, тихая родина» и т.п. За этими звучными названиями скрывалось любопытное содержание. Например, основной целью проекта «Сохраним природу родного края» Союза охраны птиц России, победителя II конкурса, стало «повышение социальной активности и гражданской ответственности жителей области по защите окружающей среды». На эту благую цель было потрачено 88 тысяч грантовых рублей. В частности, они пошли на анкеты и открытки, которые авторы проекта разослали по всей области и предложили жителям описать конкретную экологическую проблему их населенного пункта. Интересно, получал ли кто-нибудь из читателей такие открытки? Между тем, сообщалось, что составленный по итогам анкетирования список проблем был передан в комитет экологической безопасности и природопользования области и даже лично губернатору Ипатову, который в 2005 году сменил Аяцкова не только на посту губернатора, но и на посту председателя попечительского совета фонда «Саратовская губерния».
По словам директора фонда, вложения со стороны области обеспечивали более 50% грантового фонда. Интересно, что Илья Чукалин называет в качестве отправного 2004 год. Между тем известно, что впервые программа, предполагающая софинансирование общественных инициатив со стороны бизнеса и государства, была принята только в 2005 году. Называлась она «Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области» и была рассчитана на 2006-2007 годы. Главным разработчиком программы выступило министерство информации и общественных отношений области. На проведение конкурса социальных и культурных проектов, читаем в программе, «министерство информации и общественных отношений области предоставляет организатору конкурса субсидию на проведение конкурса в размере 2,2 млн рублей, из них 2 млн рублей - для финансирования проектов победителей конкурса, и 0,2 млн рублей - на расходы организатора конкурса».
Поэтому четвертый конкурс социальных и культурных проектов был проведен с особым размахом. Грантовый фонд, составивший 4 млн 10 тыс. рублей, экспертная комиссия поделила между 58 приятными её сердцу соискателями. Например, 80 тысяч рублей получило еще актуальное в то время Саратовское общество защиты прав избирателей на реализацию проекта «Школа молодого лидера». 90 тысяч достались полумифической организации под названием Саратовская ассоциация молодых журналистов, представленной в материализованном виде, пожалуй, только ее президентом Андреем Болкуновым.

Раздвоение

Не менее бурным, но менее удачным для «Саратовской губернии» стал 2007 год. Попечительский совет фонда постановил, что общественно полезный конкурс должен проводиться не один, а два раза в год. Однако успехи в руководстве общественниками с помощью раздачи грантов воодушевили областную власть на самостоятельные шаги. Зачем отдавать деньги в некий фонд, пусть и подконтрольный правительству, если можно самим распределять деньги среди наиболее лояльных власти защитников экологии и нравственных ценностей? Можно обойтись без посредников и лишней шумихи. В 2007 году была принята областная целевая программа «Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области» на 2008-2009 годы, инициаторами которой выступили комитет общественных связей и национальной политики и управление делами правительства области.
«Программа на 2006-2007 годы, несомненно, сыграла свою позитивную роль. Вместе с тем, в программе в значительной мере был сделан акцент на такую составляющую развития институтов гражданского общества, как содействие становлению системы негосударственных некоммерческих организаций в регионе (конкурс социальных и культурных проектов), что является, безусловно, важным, но не единственным направлением работы в сфере продвижения общественных инициатив», - отмечается в ОЦП. Однако от проведения конкурса комитет не отказался. Напротив, на его двухгодичное финансирование в программе заложено 8 млн рублей из облбюджета. В два раза больше, чем в 2006-2007 годах. Контролировать реализацию программы будут сам комитет и министерство экономического развития области.
«Комитет по общественным отношениям - это структура, состоящая из 8 человек, которые не специализируются на проведении конкурсов. Положение о конкурсе, составленное комитетом, один в один передрано из нашего положения. Чисто по-человечески для меня это несколько обидно», - посетовал Илья Чукалин. Кроме того, по мнению обойденного благотворителя, распределение средств между некоммерческими организациями носило скорее политический, чем конкурсный характер. «В комитете посчитали, что этим, этим и вот этим обязательно нужно дать, потому что они активные общественники и говорят на собраниях правильные вещи, а не потому, что у них самый лучший проект, - подчеркнул он. - Таким образом, комитет общественных отношений получил больше рычагов воздействия на некоммерческие организации».
Однако в состав правления фонда «Саратовская губерния» по-прежнему входят представители власти. Возглавляет его зампред правительства области Наталия Старшова. Среди членов правления - председатель комитета облдумы по культуре, общественным отношениям и информационной политике Андрей Россошанский, министр соцразвития Владимир Чернышев. Не менее показателен и состав экспертной комиссии, на основании заключений которых члены правления фонда принимают решение о выделении грантов. Из 29 экспертов, оценивших проекты для седьмого конкурса, 15 - чиновники областного и муниципального уровня. В качестве независимого оценщика выступил также помощник депутата Госдумы Светланы Журовой, председатель молодежного парламента области Виталий Храмушин. Только 10 экспертов - представители общественных организаций и учреждений социальной сферы. Еще 3 места в экспертном совете отвели на бизнесменов. Таким образом, «контрольный пакет акций», а значит - и последнее слово в определении победителей конкурса, по-прежнему остается за чиновниками.