Туалет в подарок

Туалет в подарок

В те далекие времена, когда в Саратове еще не было ни университета, ни консерватории, ни даже партии «Единая Россия», но был почти официальный статус столицы Поволжья, в ходу уже была поговорка: реклама - двигатель торговли. Авторство афоризма приписывали Людвигу Метцелю, основавшему во второй половине XIX века первое в России рекламное агентство. Когда в начале XX века художник Кузьма Петров-Водкин, знаменитый на весь мир земляк нынешнего спикера Саратовской областной думы, расписывал вывески столичных магазинов, реклама уже воспринималась как неотъемлемая часть городского ландшафта и даже феномен культуры... Однако история, как известно, ничему не учит. Сегодня рекламное «лицо» Саратова не блещет ни особой красотой, ни высоким интеллектом

без названияВ те далекие времена, когда в Саратове еще не было ни университета, ни консерватории, ни даже партии «Единая Россия», но был почти официальный статус столицы Поволжья, в ходу уже была поговорка: реклама - двигатель торговли. Авторство афоризма приписывали Людвигу Метцелю, основавшему во второй половине XIX века первое в России рекламное агентство. Когда в начале XX века художник Кузьма Петров-Водкин, знаменитый на весь мир земляк нынешнего спикера Саратовской областной думы, расписывал вывески столичных магазинов, реклама уже воспринималась как неотъемлемая часть городского ландшафта и даже феномен культуры... Однако история, как известно, ничему не учит. Сегодня рекламное «лицо» Саратова не блещет ни особой красотой, ни высоким интеллектом.

На заборе тоже написано

На фотографиях улиц дореволюционного Саратова можно увидеть невероятное количество вывесок, располагавшихся на фасадах домов сразу в несколько ярусов. На одной из них «Оптический магазин» громоздится на «Московском магазине бриллиантовых, золотых и серебряных вещей», который в свою очередь теснит некоего «Ювелира Красновского». Вывески были огромными, аляповатыми и очень похожими друг на друга.

Как и в начале прошлого века, в наши дни фасады многих саратовских домов сверху донизу облеплены вывесками и рекламными растяжками. На Вольской обувные магазины кричат о грандиозных скидках и очередной ликвидации товара перед очередным закрытием, салоны женской одежды предлагают обновить гардероб дамам любых габаритов, цветочный магазин выражает готовность озеленить все вокруг... За всей этой кричащей пестротой теряются старинные особняки - те самые памятники архитектуры, которые и формируют неповторимый облик города. Однако пока не принят федеральный закон, касающийся размещения рекламных конструкций на объектах культурного наследия, сделать с этим практически ничего не возможно.

Иногда рекламные растяжки на домах выполняют функцию картины, которая «дырку на обоях закрывает». Наверное, действительно лучше видеть очередное творение рекламщиков, чем обветшавшее, готовое в любой момент рухнуть здание бывшей гостиницы «Россия» на проспекте Кирова. По иронии судьбы, на гостинице сейчас висит огромный плакат, призывающий покупать строительные смеси. Будем надеяться, что владельцы аварийного здания услышат этот призыв и потратят деньги, заработанные за счет сдачи в аренду рекламной поверхности, на капитальный ремонт исторического дома.

Кстати, интересно было бы узнать, кто получает доходы от размещения рекламы на бетонном заборе, которым обнесен недостроенный ТЮЗ? Городской или областной бюджет? Или некое третье юридическое лицо? Правда, заборы вокруг стройплощадок не являются рекламоносителями, а «расклеивание объявлений и размещение реклам и афиш в неустановленных местах является нарушением действующего законодательства в сфере благоустройства, которое влечет за собой привлечение нарушителей к административной ответственности». Об этом нам недавно напомнила администрация Волжского района. Но до тюзовского забора, обклеенного разного рода объявлениями, как и до самого театра, похоже, никому нет дела.

Ласковая лажа

Изучение вывесок, билбордов, листовок и прочих творений саратовских рекламистов - занятие веселое и грустное одновременно. Порой сложно поверить, что они придуманы в городе, который, правда, уже не так часто, но все же претендует на звание культурной столицы Поволжья. Хочется считать их чьей-то диверсией, злым умыслом. Но нет - это наших, саратовских, рук и мозгов дело.

Замечено, например, что местные предприниматели предпочитают называть свои магазины либо совсем просто - отсюда эти многочисленные, набившие оскомину «Продукты», «Женское белье», «Мебель», «Стройматериалы», либо проявляют такую изобретательность, что остается лишь теряться в догадках. Так, на углу улиц Советской и Радищева не первый год работает салон офисной мебели «Фронда». Как известно, слово «фронда», пришедшее из французского языка, означает оппозицию чему-либо. Получается, членам «партии власти» вход в магазин заказан? Оппозиционные диваны и стулья не рассчитаны на их политический вес?

Все-таки Саратов действительно слишком политизированный город. Под стать фрондерствующей мебели продуктовый магазин «Фобос» на пересечении Чернышевского и 2-й Садовой. Владельцы хотели открыть комнату страха и передумали? Или предупреждают покупателей о пугающих ценах? А может, открыли словарь и ткнули наугад пальцем? Кто знает.

Особенно радуют слух и глаз вывески магазинов, торгующих шубами и дубленками. Иногда любовь к модным иноязычным приставкам или желание хозяйки непременно упомянуть свое имя пересиливают чувство вкуса и голос разума. Так, человеку, имеющему хоть каплю воображения, названия «Евромех» и «Меха Елены» навевают странные мысли о происхождении продаваемых там изделий. Другой магазин - дом меховой моды с вполне адекватным названием «Ласка» - отличился дизайном вывески. Из-за витиеватого шрифта буквы «с» и «к» издалека сливаются в букву «ж». Прочитайте, что получается? Правильно, какая-то лажа.

 Кстати, недалеко от упомянутой «Ласки» находится офис финансовой группы «Сосьете Женераль». Следуя букве закона, иностранная компания транслитерировала свое вполне невинное французское название. И тут открылся новый, совершенно неожиданный и, может быть, даже более точный, чем на языке оригинала, смысл названия. Оно заговорило. А главное - соблюден п. 1 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе», согласно которому не допускается «использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации». К слову, согласно этому же пункту многочисленные надписи «sale» на саратовских магазинах - вне закона.

Загрузим!

Впрочем, некоторые саратовские маркетологи хорошо изучили рынок и знают, чем завлечь местного клиента. Например, на проспекте Кирова можно получить дисконтную карту магазина одежды, находящегося в цокольном этаже торгового комплекса «Манеж». На первый взгляд - ничем не примечательная бумажка, какие десятками раздают на проспекте. Однако если перевернуть листовку, вас ждет сюрприз. Надпись на обратной стороне гласит (внимание, барабанная дробь!): «В цоколе ТК Манеж работает БЕСПЛАТНЫЙ ТУАЛЕТ». Вот оно, уникальное торговое предложение по-саратовски! Одежды в нашем городе пруд пруди, а вот бесплатный туалет - впечатляет.

Новая примета современного Саратова - появление в самом центре города невиданного доселе количества секонд-хэндов. Такого не было даже в менее благополучные девяностые. У власть имущих финансовый кризис заканчивается, а вот простые жители, судя по всему, пребывают в нем перманентно. Сетевые «секонды», пришедшие на место бутиков, на рекламные выдумки не очень горазды, а вот маленькие магазинчики, ютящиеся в полуподвалах на периферийных улицах, иногда проявляют чудеса креатива. Один из них призывает потенциального клиента: «Ройся, копайся, красиво одевайся!» Правильно говорят: голь на выдумки хитра.

«Гружу, вожу, копаю» - написано на билборде, установленном в районе аэропорта. Как вы думаете, кто дал такую рекламу? Разнорабочий? Гастарбайтер из Средней Азии? Нет, судя по всему, её дал... трактор. По крайней мере, на плакате с процитированным текстом изображен только он. Есть в рекламе и номер телефона, по которому, видимо, можно связаться с многофункциональным говорящим трактором. Другой плакат радостно обещает всем проезжающим по Усть-Курдюмской трассе: «Загрузим!» (реклама грузоперевозок). Впрочем, в нашем городе есть немало любителей «загрузить». Например, по городу нередко ездит синяя фирменная «газель» ОАО «Саратовгаз», на которой написано: «Саратовгаз. Ваши проблемы - наша забота». Вот спасибо за наши проблемы, а заодно и за честность.

Серое и грязное

Отдельная песня - реклама, заказчиками которой являются органы власти и партийные организации. Не так давно на улицах города можно было увидеть социальную рекламу, рассчитанную на молодежь. Один из плакатов изображал юного скейтбордиста, подпись гласила: «Быть здоровым - это круто». А если человек с рождения обделен здоровьем, каково ему читать такие «креативные» псевдомолодежные слоганы? Никому из наших чиновников это, похоже, и в голову не пришло.

К счастью, сроки размещения этой гуманной рекламы вышли, зато отличилась партия «Единая Россия». У дорожной развязки рядом с аэропортом, на которой успел попиариться каждый уважающий себя чиновник и политик, установлен очень странный билборд. На нем изображена не то дорога с высоты птичьего полета, не то какое-то поле, перепаханное вдоль и поперек - разобрать трудно. Одним словом, что-то серое и грязное. Если бы не подпись, проезжающему мимо автомобилисту ни за что не догадаться, что это - социальный проект партии «Единая Россия». Согласитесь, есть в этом нечто символическое: грязь, неразбериха и партия.

А может быть, все дело в том, что партийные пиарщики, как и некоторые саратовские рекламисты, руководствуются в своей деятельности известным афоризмом Черчилля, который утверждал: «Все, что не некролог - реклама». И эта статья, получается, тоже.