Не успели утихнуть страсти вокруг пресловутого комплексного проекта модернизации образования, как в школах Саратовской области стартовал очередной масштабный эксперимент. На этот раз объектом для проб и ошибок чиновников стали первоклассники. С 1 сентября этого года в 123 школах региона началась апробация нового государственного стандарта начального образования
Не успели утихнуть страсти вокруг пресловутого комплексного проекта модернизации образования, как в школах Саратовской области стартовал очередной масштабный эксперимент. На этот раз объектом для проб и ошибок чиновников стали первоклассники. С 1 сентября этого года в 123 школах региона началась апробация нового государственного стандарта начального образования.
В лес не ходить
123 школы - это чуть больше 10% общеобразовательных учреждений области. На первый взгляд, немного. Однако доля первоклассников, участвующих в эксперименте, составляет порядка 25%. По-новому будут учить 5 636 детей из 22 400, впервые севших за парты в этом году. Как пояснил «Газете Наша Версия» и.о. заместителя министра образования области Михаил Орлов, в пилотный проект вошли в основном те школы, которые в результате КПМО приобрели статус базовых или ресурсных центров. «Для реализации нового стандарта нужны не только хорошие вложения в человека, но и в материальную базу. В рамках КПМО школы области получили 608 миллионов рублей. И теперь они должны отдать этот долг, проведя на своей базе эксперимент по апробации нового стандарта», - отметил Михаил Орлов.
Если в этом году переход на новые стандарты стал добровольным, то уже со следующего учебного года на новый стандарт будут обязаны перейти все общеобразовательные учреждения области. Итак, что же готовит нам новый стандарт? По словам чиновников, «реально реформа образования начинается только сейчас». В отличие от прежней, «наша новая школа» должна развивать не знания, а в первую очередь практические навыки и умения школьника. Для этого к 20 часам обычных уроков прибавят от 1 до 10 часов так называемой «внеаудиторной занятости». Экскурсии, походы, посещение музеев и театров - все это теперь войдет в учебный план.
- К этому, кстати, всегда стремилась советская школа, - говорит Михаил Орлов. - Прелесть нового стандарта заключается в том, что за внеклассные занятия учителям будут платить. Конечно, поначалу будет погоня за часами, поскольку это деньги. Но когда учителя начнут реализовывать стандарт на практике, они поймут, что это достаточно сложно. Нужно не просто сходить с детьми в лес, но и как-то оценить, что они увидели, и это потом проверить. Вопрос критериев оценки эффективности - пока дискуссионный. В этом смысле мы очень надеемся на «самодеятельность масс». Учителя - люди творческие, и иногда предлагают то, чего ни один академик не придумает. Наша задача - эти крупицы опыта мониторить, анализировать и распространять.
Ушлые троечники
Защитники новых стандартов противопоставляют их советской системе образования, в которой главным был объем полученных учеником знаний. Если по-простому, то главная претензия оппонентов советской школы формулируется при помощи известного риторического вопроса: если мы такие умные, почему мы такие бедные? «Хотя успехи советской образовательной модели неоспоримы, достигнуты они были в других социальных условиях. И сейчас мы не можем считать ее идеалом», - заявил на августовском совещании педагогов министр образования области Гарри Татарков.
Новый стандарт прежде всего ориентирован на становление личностных качеств выпускника. Школа вплотную займется духовно-нравственным воспитанием детей, что само по себе вызывает опасения родителей и возлагает большую ответственность на педагогов. Каким будет «портрет выпускника начальной школы» и чем он будет отличаться от ученика прошлых лет?
- Сегодня, в самом начале пути, можно только делать прогнозы, - говорит Михаил Орлов. - Пожалуй, он будет более коммуникабельным, будет легче адаптироваться в коллективе и быстрее применять полученные знания на практике. В советской школе у отличника был золотой ключик, золотая медаль, он шел к двери, и если ключик совпадал с замком, он эту дверь открывал. А был троечник, с какой-нибудь, условно говоря, «бумажной» медалью, но его жизнь так научила, что он открывал любую дверь. Он прекрасно знал, что не решит задачу, но думал, как это сделать. Обладая минимумом знаний, он добивался гораздо большего успеха.
- И что же, теперь нужно сделать всех троечниками, которые смогут в любую дверь войти?
- Дело не в этом. Задача в том, чтобы знания не были мертвым грузом. Мы все знаем законы физики, но мало кто из нас может отремонтировать утюг. Примитивно, но реально так и есть. Те, кто закончил советскую школу, обладают просто гигантскими знаниями. Но большей частью они уходят в разгадывание кроссвордов. Мы все большие интеллектуалы. А американец может Австрию с Австралией перепутать, но это не мешает ему добиваться успеха. Вот в чем парадокс. Мы вроде бы все знаем, а успеха не видно. Если говорить пафосно, стандарт должен помочь ребенку стать успешным.
- Но при этом и знающим, правильно?
- Обязательно знающим. Но вопрос не в накоплении знаний. Школьник должен обладать знанием, как это знание найти. Заметьте, за последние три года количество студентов, которые обучаются сразу двум-трем профессиям, выросло в разы. Уже сейчас молодые люди понимают, что нельзя ставить себя в одни рамки. Нельзя представить, что вам надо будет знать через год или два. Это не значит, что не надо знать ничего. Наоборот, нагрузка будет колоссальной. У них будут ключики не к одной, а к разным дверям и к разным замкам. Так что все разговоры о том, что стандарт ведет к сокращению образования как такового, что в школе учить будут только читать, считать и копать - это неправильно. Наоборот, виды учебной деятельности увеличиваются, и государство за это готово платить.
Приходящие и уходящие
А готовы ли к переменам учителя? Ведь только за последние двенадцать лет образовательные программы в российской школе менялись дважды - в 1998 и 2004 годах. И вот, в Год учителя, - опять все по-новому. Отныне, по словам чиновников, учитель должен стать не единственным источником знаний для ученика, как это было в советской школе, а своеобразным навигатором в огромном море информации. Однако наивно было бы ожидать мгновенного чудесного превращения Марьи Ивановны, привыкшей из года в год учить «от сих до сих», в «продвинутого» педагога, который может и в новых информационных технологиях разобраться, и воспитать достойного гражданина. Тем более что в педвузах продолжают учить по старинке.
На эту проблему в министерстве образования смотрят довольно здраво. «В Саратовской области около 20 тысяч педагогов, из них 4 800 учителей начальной школы - как они могут сразу измениться? - отмечает Михаил Орлов. - Но новые стандарты предполагают и развитие учителя». До конца года курсы повышения квалификации по стандартам пройдут 50% учителей, еще 50% - до мая следующего года. Причем учиться учить по-новому будут и педагоги, не работающие в начальной школе. Ведь, согласно новым стандартам, внеаудиторные занятия рекомендуется вести «приходящим» учителям. По мнению чиновников, это позволит решить проблему психологической усталости ребенка, на протяжении четырех лет ежедневно лицезреющего одну и ту же Марью Ивановну, а также проблему преемственности начальной и старшей школы.
Министерство образования планирует учить не только детей, но и их родителей. Уже в этом месяце начнет работать программа родительского просвещения по стандартам нового поколения. Она предусматривает девять уроков для мам и пап первоклассников.
Говорить о том, чем обернется эксперимент в реальности, пока слишком рано. Сегодня ясно одно - введение новых стандартов потребует существенного увеличения финансирования. Так, для дополнительных выплат учителям, участвующим в эксперименте, на 4 месяца этого года из облбюджета уже выделено 8,9 миллиона рублей. В 2011 году, когда новый стандарт будет введен повсеместно, потребуется 76,2 миллиона рублей. А вот сколько денег понадобится на приведение материальной базы всех 100% школ области в соответствие с новыми стандартами - пока не известно.