Старательные мазохисты

Старательные мазохисты

Не успел заняться день, на рассвете которого вышел свежий номер «Газеты Наша Версия», где с помощью экспертов и собственного опыта я размышлял о перспективах комфортных городских перевозок, как зазвонил мобильный телефон. Звонил пресс-секретарь министерства транспорта и дорожного хозяйства области Алексей Корж: «Сергей, мы прочитали материал. Ты задаешь правильные вопросы, но надо понимать…»

автобусНе успел заняться день, на рассвете которого вышел свежий номер «Газеты Наша Версия», где с помощью экспертов и собственного опыта я размышлял о перспективах комфортных городских перевозок, как зазвонил мобильный телефон. Звонил пресс-секретарь министерства транспорта и дорожного хозяйства области Алексей Корж: «Сергей, мы прочитали материал. Ты задаешь правильные вопросы, но надо понимать…»

Дальше разговор пошел о том, что министерство, равно как и все саратовцы, хочет навести порядок в общественном транспорте, к чему и прикладывает максимальные усилия. Я попробовал возразить, мол, не имею ничего против правительственной структуры и даже отношусь к ней с большей симпатией, чем к партийным функционерам «ЕР» (по крайней мере, чиновники, несмотря на «птичий язык», вызывают несравнимо меньше отрицательных эмоций), и буду только рад, если что-то удастся изменить. Короче говоря, итогом беседы стало приглашение на рейд минтранса по автобусным линиям. Я с удовольствием согласился.

Занято

Инспектировать решили 11-й и 18-й маршруты. Причина проста: на их работу приходит максимальное количество жалоб, коих с начала года зарегистрировали около шести тысяч.

В назначенное время на Музейной площади (конечная 11-го) собралась группа ревизоров, состоящая из представителей перевозчиков, директора МУ «Транспортное управление» администрации Саратова Юрия Галушко, и.о. первого заместителя министра транспорта Ивана Казаченко и прессы с телекамерами и без. Все выглядело взаправдашно: в автобусы садились без разбора, общались с водителями, пассажирами. Да и транспортники будто бы не успели подготовиться - к примеру, в первом же автобусе не оказалось кондуктора (водитель признался, что вообще-то кондуктор есть, но вот именно сегодня, как назло, заболела). Пассажиры, не привыкшие к министрам и телекамерам в салонах, терялись и говорили, что «ну, вроде бы все нормально…, а кондукторы, да, редко бывают». Лишь один мужчина высказал претензии и посетовал на вечно недоступную «горячую линию».

Тут Казаченко воскликнул что-то вроде «Не может быть!» и демонстративно набрал на мобильном телефоне 240-240, не забыв включить громкую связь.

- Хм, занято, - пожал в недоумении плечами Иван Александрович и пообещал в течение пары недель удвоить число операторов, потому что «граждане должны дозваниваться с первого раза». Интересно, сколько же человек работает на «горячей линии», если замминистра готов так легко решить кадровый вопрос. Если один, то действительно «удвоение» пройдет почти безболезненно.

Проследив интервал движения (3 минуты), отправились на следующий объект. Как автобусы ползут по Московской от Чапаева до Рахова, а затем до Астраханской, мы смотреть не стали, несмотря на настоятельные просьбы журналистов. Похоже, чиновники хотели скорее завершить неприятную процедуру рейда и вернуться в свои кабинеты. Мы распределились по служебным машинам и вскоре уже были на площади Орджоникидзе - конечной 18-го.

Сомнительное удовольствие

Заводской район оказался удивительно неприветлив к ревизорам: безлюдная площадь под серым небом напоминала о городах-призраках. Подходивший к остановке автобус, поскрипывавший всеми шестеренками, тоже не вселял оптимизма и навевал мысли о голливудских антиутопиях. Здесь-то и завязалась словесная баталия между журналистами и директором транспортного управления Юрием Галушко.

Речь шла о том, кто должен обеспечивать комфорт и порядок в автобусах - государственные структуры или перевозчики, получающие деньги в качестве оплаты проезда от потребителей услуги. Юрий Сергеевич настаивал на первом, журналисты - на втором. Галушко распалялся, мол, частник никогда не сможет этого сделать, потому что пассажирские перевозки сами по себе убыточны, и даже грозился предоставить цифры, которых, впрочем, у него с собой не было. По его мнению, данный вид бизнеса вроде как даже и не бизнес, а особый род благотворительности. На вопрос, приглашал ли он хоть раз насильно к участию в муниципальном конкурсе, например, господина Беликова (директор ОАО «Автокомбинат-2», обслуживающего треть городских маршрутов - авт.), начальник транспортного управления пошел в контратаку:

- Вот вы чем занимаетесь? - спросил он особо «назойливого» журналиста ТНТ-Саратов Евгения Пресса.

- Работаю на телевидении.

- Почему?

- Потому что мне это нравится.

- Вот и им нравится, понимаете? - возмущению чиновника не было предела.

Пока журналисты переваривали свежую информацию о том, что скандалы и митинги о якобы купленных результатах муниципального конкурса на перевозки, сотни публикаций (в т.ч. и заказных), судебные процессы - все это ради мазохистского удовольствия получить место в убыточном бизнесе, подъехал автобус №18, и мы все дружно в него погрузились, забыв минутные распри.

В салоне нас удивила кондуктор, сообщившая, что не только всегда присутствует на линии, но и даже ходит (!) по салону. А что она должна была сказать? Кстати, выяснилось, что наличие человека «с большою сумкой кожаной» вовсе не обязательно и их присутствие в автобусах не регулируется никакими нормативными актами. Все исключительно на совести перевозчика и из соображений безопасности. Об этом мне сообщил г-н Казаченко. Ну и что мы хотим, если работает один лишь принцип добровольности?

Футбол

На протяжении всего рейда журналисты пытались выяснить у представителей министерства, чего они хотят добиться этим рейдом? И.о. замминистра рассказал о том, что подобные мероприятия проводятся регулярно, и далеко не на все приглашают СМИ, затем составляются акты нарушений, которые впоследствии направляются в администрацию. И уж она, в свою очередь, решает, как «надавить» на перевозчика. Чего же тогда стоят слова министра транспорта области Ивана Панкова «…будем ставить вопрос о замене перевозчика»? Региональное ведомство может ставить какие угодно вопросы, но они, в соответствии с 131-ФЗ, носят скорее рекомендательный характер, и в транспортном управлении могут скомкать и лихим броском, достойным лучшего баскетболиста НБА Коби Брайанта, отправить его в корзину. Более того, расторжение договора с перевозчиком - дело непростое и, по словам Ивана Казаченко, производится в судебном порядке.

Есть вариант не допустить нерадивую фирму до следующего конкурса, но и тут сомнительно, тем более что администрацию Саратова, похоже, все вполне устраивает.

- Работа с предприятиями ведется, нарушения фиксируются… здесь много факторов, не зависимых от перевозчика… но исполнение идет, - начал пространную речь г-н Галушко на мой вопрос, готова ли городская управа избавляться от фирм, не обеспечивающих должный комфорт пассажирам, и есть ли претенденты на «вылет». - Работают все нормально, все стараются перевезти пассажиров. Плохо, что с транспортного управления сняли обязанности, которые сейчас возложены на исполнительную власть области, - «Положение об административной ответственности». У нас пока таких функций нет.

Вот такой «футбол». Одни не могут снять, другие - оштрафовать, третьи - стараются. И что, в конце концов, сказать людям, будут у нас нормальные перевозки после подъема тарифов? Или так и будем «стараться»?