Палки в колеса

Палки в колеса

С Юрием Галушко, начальником МУ «Транспортное управление» Саратова, все понятно: он считает, что пассажирский транспорт - дело настолько затратное, что занимаются этим лишь энтузиасты и исключительно из любви к горожанам. Из-за этого же они готовы грызть друг друга, только чтобы доказать, кто сильнее «любит Пэжэ» (в нашем случае, рядового саратовца), а после вкладывать в эту любовь миллионы кровных. Но есть же еще и междугородные перевозки, на которые тоже повысили тарифы от 1,3 до 1,5 рублей за километр

без названияС Юрием Галушко, начальником МУ «Транспортное управление» Саратова, все понятно: он считает, что пассажирский транспорт - дело настолько затратное, что занимаются этим лишь энтузиасты и исключительно из любви к горожанам. Из-за этого же они готовы грызть друг друга, только чтобы доказать, кто сильнее «любит Пэжэ» (в нашем случае, рядового саратовца), а после вкладывать в эту любовь миллионы кровных. Но есть же еще и междугородные перевозки, на которые тоже повысили тарифы от 1,3 до 1,5 рублей за километр.

Почему-то когда растут цены на городские перевозки, начинается гвалт, за бедных и не очень граждан вступаются разные общественные организации - от малочисленных до партии «Единая Россия». А вот повышение стоимости пригородных или междугородных перевозок происходит как-то без шума и пыли. Тем временем, именно в районах области живут наиболее социально не защищенные и малоимущие жители, в силу географии и, как следствие, замкнутости поселков не способные противостоять все более ухудшающемуся положению. Людям приходится затягивать пояса и стойко переносить все тяготы и невзгоды районной жизни. Именно из районов губернии в Саратов ездят студенты, которым приходится снимать жилье, поскольку с местами в общежитиях нередко бывают трудности, особенно на младших курсах, когда молодые люди часто даже не могут устроиться на работу. Все затраты ложатся на родителей, и им вновь приходится лезть в кошелек.

Все это можно было бы свести к обычному жалостливому разговору о тяжкой жизни, если бы высокие цены на проезд были экономически обоснованы. Но поскольку никто никогда не поднимал тему пригородных и междугородных перевозок, считается, будто тарифы поднимаются честно и по необходимости. А в это время в Вольске 1 сентября появился новый перевозчик, который не посчитал нужным возить граждан по цене, определенной постановлением правительства. Нет, он не завысил стоимость, как могло бы показаться. Наоборот, он ее снизил, что, впрочем, не воспрещается. Мы уже писали о том, что скорее всего цены в городских автобусах повысили еще и с тем расчетом, чтобы низкой ценой поставить в выгодное положение саратовский электротранспорт. Такой же ход решил произвести и вольский перевозчик. Более того, он не оставил тариф на прежнем уровне в 195 рублей, а снизил его до 150. Студентов он посчитал возможным возить и того дешевле - за 50 рублей в один конец.

Такой вот, с позволения сказать, демпинг. Как бы то ни было, факт остается фактом: 150 километров до Вольска и обратно предлагают преодолеть на автобусе по цене всего 1 рубль за км, а если у вас имеется заветный студенческий билет, так и вообще за 30 копеек. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства области, узнав о таком перевозчике, сразу же обозвали его «пиратом». Мол, это нелегал, взявшийся устанавливать на рынке свои собственные правила. Однако, по нашим источникам, демпингует не кто иной, как официальный перевозчик ГУП «Автовокзал» - компания «Вольсктрансавто».

Давайте вернемся к предыстории вопроса, чтобы понять, с какой целью государственная компания могла бы предоставлять такие низкие тарифы. Помимо ГУП «Автовокзал», долгое время являвшегося монополистом на областном рынке перевозок и единолично диктовавшего ценовую политику, работала частная Группа компаний «Ной». Фирма честно пыталась конкурировать с государственным унитарным предприятием и, надо признаться, справлялась. По крайней мере, с точки зрения цены и качества она выглядела в более выгодном свете. Но когда повышение тарифов на проезд стало свершившимся фактом, частнику стали всталять палки в колеса. Нет, не в прямом смысле, слава богу, у нас достаточно проверяющих структур.

Но самое интересное, как вы понимаете, - это снижение цены до абсурда. Человек в здравом уме должен догадываться, что 150 километров дороги никак не может стоить 50 рублей даже для студента. Но нельзя отрицать очевидное: по такой цене возят, и маршрут наверняка пользуется спросом.

Существует хрестоматийная байка (уж не знаю, насколько она правдива) о двух пароходствах, работавших на Волге в конце XIX - начале XX веков. Чтобы привлечь пассажиров, то одно, то другое периодически снижало цены на билеты и улучшало качество обслуживания. Не помню точно, чем все это закончилось, кажется, всем ступившим на борт парохода сразу предоставлялось обслуживание по высшему разряду и за это чуть ли не приплачивали от фирмы. Нетрудно догадаться, что оба пароходства вскоре разорились в пух и прах. Но это было во времена, когда не существовало такого количества госмонополий и надзорных органов. Ну поссорились владельцы пароходств Иван Иванович и Иван Никифорович, ну доигрались до краха своих компаний - это было их личное дело. Но говорить о свободной конкуренции с государственной фирмой было бы по меньшей мере абсурдно, тем более, понимая, каким колоссальным административным ресурсом обладает последняя.

Но, с другой стороны, всяческие «надзоры» тоже не всесильны, особенно перед компанией, которая качественно и без нарушений предоставляет свои услуги. И тут в ход идут экономические методы. В нашем случае - демпинг. Не лишним будет напомнить, что перевозчики при поддержке сначала экс-министра транспорта Сергея Шейкина, затем нынешнего Ивана Панкова в течение полутора лет добивались повышения тарифов на проезд, уверяя губернатора в том, что работать при действовавших на тот момент ценах абсолютно неприемлемо, это влияет на безопасность, качество и тому подобное. И вот вам сюрприз! В Вольск возят по цене от 30 копеек до рубля. Может быть, в этом направлении более дешевый бензин? Или лучше дороги? Или водители - энтузиасты, которым «нравится» возить людей и не надо кормить семьи? Сомневаюсь. Тогда, по логике вещей, выходит, что цена 50-150 рублей за 150 километров адекватна. Но к чему, в таком случае, все эти разговоры, угрозы забастовками, письма Президенту? Возили бы по старой цене, если сейчас есть возможность опустить ниже прежней.

Видимо, «Вольсктрансавто» как перевозчик ГУП «Автовокзал» может получать дотации из бюджета или же имеет скрытые финансовые резервы для обеспечения дешевых перевозок. В таком случае вряд ли можно было бы говорить о честной конкуренции, тем более что частники утверждают: новая цена не конкурентна, а абсурдна. Получается, кто-то вкладывает деньги, чтобы «выжить» негосударственного перевозчика?

Пару лет назад по маршруту №491 «Саратов - ЗАТО Светлый» еще ходили автобусы, принадлежавшие ИП «Ментова Н.И.». Администрация поселка жутко завидовала и, наверное, даже комплексовала по поводу того, что такое прибыльное дело не в руках муниципалитета. Этот вид транспорта настолько нравился населению, что многие вскоре даже забыли о том, что до Саратова можно добраться электричкой, причем куда дешевле. Периодически управа пыталась вести конкурентную борьбу, пуская свои автобусы, но не могла обеспечить ни комфорт, ни своевременное прибытие. Уж очень это похоже на то, что Александр Лунев начал использовать методы административного воздействия. А затем оказалось, что дорога, по которой ходит автобус, непригодна для проезда, запрещали ездить то через один, то через другой КПП, затем несколько раз переносили остановки в Саратове. Итог: ура, ИП «Ментова» больше не занимается пассажирскими перевозками. Однако никаких социальных цен и прочего, о чем говорил в свое время г-н Лунев, не появилось. Полагаю, что и в плане комфортабельности перевозок особых перемен не произошло, т.к. они просто не могли произойти. Качество и было вполне удовлетворительным.

Похоже, в Вольске тоже недовольны наличием конкурента, поэтому было принято решение убрать его таким незамысловатым способом. К сожалению, нам не удалось получить комментариев от «Автовокзала», потому что директор предприятия Анатолий Мызин наотрез отказался от беседы с корреспондентом «Газеты Наша Версия», лишив себя таким образом права на выражение собственного мнения по данному вопросу.