Редакция «Газеты Наша Версия»: мы с ментами заодно!

Редакция «Газеты Наша Версия»:  мы с ментами заодно!

В Саратове стоять на пешеходном переходе приходится очень долго. Можно, конечно, не переминаться с ноги на ногу, а смело побежать через дорогу, помня, что правила дорожного движения на твоей стороне, но в этом случае велика вероятность оказаться на больничной койке с переломами. Впрочем, встречаются и дисциплинированные водители, уважающие других участников движения. Но, к сожалению, общий уровень культуры на дорогах оставляет желать лучшего

знакВ Саратове стоять на пешеходном переходе приходится очень долго. Можно, конечно, не переминаться с ноги на ногу, а смело побежать через дорогу, помня, что правила дорожного движения на твоей стороне, но в этом случае велика вероятность оказаться на больничной койке с переломами. Впрочем, встречаются и дисциплинированные водители, уважающие других участников движения. Но, к сожалению, общий уровень культуры на дорогах оставляет желать лучшего.

По итогам прошедших восьми месяцев 2010 года количество наездов на людей на пешеходных переходах увеличилось более чем в два раза - 64 человека были сбиты прямо на «зебре», из них 8 погибли. Цифры значительные. И это несмотря на то, что борьба за жизнь и здоровье пешеходов ведется уже не первый год. Правда, как показывает практика, усмирить водителя можно только большим рублем. Как рассказал «Газете Наша Версия» заместитель начальника отдела ГИБДД УВД по городу Саратову Юрий Носов, в 2008 году аварийность по этому пункту снизилась из-за увеличения штрафов - со 100 до 1000 рублей. Но пешеходов пропускали недолго. За два года водители привыкли к выросшим «тарифам» и опять забыли, что перед переходом обязательно нужно сбросить скорость. Общее количество таких нарушений в городе растет с каждым годом. В 2010 году дэпээсники уже выявили 8000 случаев, когда водитель не пропустил пешехода. А каким было бы это число, если бы милиционеры стояли на каждом переходе? Думается, в разы больше.

«Мы проехали с инспекцией все перекрестки, где произошли ДТП, - рассказывает Юрий Носов. - После этого написали целый акт, где указали все недостатки: на каких-то перекрестках отсутствуют дорожные знаки, где-то они закрыты ветками или развернуты не в ту сторону, местами отсутствует разметка». По итогам проверки сотрудники ГИБДД подготовили задание для городского комитета дорожного хозяйства, который и выступает заказчиком всех работ на автострадах. Но, по словам Носова, на установку и содержание знаков и разметки раз в квартал выделяется определенная сумма, которую ГОССМЭП МВД РФ - организация, уполномоченная заниматься техническими средствами регулирования дорожного движения - «съедает» за несколько недель. В итоге на очередной запрос из ГИБДД чиновники администрации и сотрудники ГОССМЭПа отвечают, что уже выполнили все обязательства на определенную сумму и бюджетных средств больше нет.

Работы, судя по всему, и правда дорогие. В марте этого года саратовская мэрия объявляла аукцион «на услуги по обеспечению безопасности дорожного движения техническими средствами регулирования». Цена мероприятий - 18 миллионов рублей. На эти средства предполагалось демонтировать 40 светофоров и ровно столько же смонтировать, поменять 18 тысяч лампочек и 100 линз, установить 150 новых дорожных знаков со стойкой и 650 щитков. В ГИБДД данные немного другие. Так, по словам Носова, в инспекции определили около 30 мест, где необходимо установить светофор, и направили этот перечень в саратовскую мэрию. В списке - действительно опасные для пешеходов перекрестки: пересечение улиц Рахова и Большой Горной, Симбирской и Большой Горной, Рахова и Шелковичной, Тархова и Чехова, Мичурина и Октябрьской, Чапаева и Бахметьевской, Чапаева и Зарубина, Танкистов и Крайней. Но из администрации пришел ответ, что в 2010 году планируется после аукционов поставить светофоры только на трех перекрестках: Рахова и Большой Горной, Чапаева и Бахметьевской, Огородной и 5-го Динамовского проезда. Остальные предложения будут рассмотрены в следующем году. Кстати, жителей улицы Огородной появление светофора наверняка очень порадует. Они уже не раз обращались в редакцию «Газеты Наша Версия» после публикации статьи «Огородами с единороссом» (№28 (85) от 23 июля 2010 года). Граждане жаловались на то, что на Огородной нет ни одного светофора и отсутствует разметка даже возле школ.

С момента публикации ситуация на этой улице немного изменилась. Перед школой №5 нарисовали «зебру», но, как сообщают жители, водители не обращают на нее никакого внимания - дорогу детям никто не уступает, а машины паркуются прямо на пешеходном переходе. Возможно, если бы рядом стоял инспектор, автолюбители быстренько вспомнили бы о правилах дорожного движения. Но сотрудников ГИБДД на все «зебры» не напасешься. Возле школы №78 на той же Огородной улице пешеходного перехода нет совсем, как и предупреждающих знаков. По словам Юрия Носова, сотрудники ГИБДД объехали в этом году все школы, осмотрели подходы к образовательным учреждениям, определили, где и какая должна быть разметка. Результаты инспекции направили в администрацию Саратова Алексею Прокопенко. Но в этом году, по мнению Носова, внимания школам уделено гораздо меньше, чем в прошлом. Кое-где обновили разметку, поставили несколько знаков - и на этом остановились. Причину инспектор видит в сложной процедуре тендеров и аукционов. «Я считаю, что администрация просто опаздывает, - говорит Носов. - Работу надо начинать в мае, чтобы успеть провести все конкурсы, а мэрия вспоминает об этом только в июле, да и то, если мы постоянно напоминаем». Но, видимо, в Саратове слишком мало чиновников, и заниматься безопасностью детей просто некому.

Впрочем, и та забота о безопасности саратовцев, которую мы все можем наблюдать на улицах города, оставляет желать лучшего. Кое-где знаки повернуты скорее к пешеходам, а не к водителям. Если рискнуть перейти дорогу здесь, в лучшем случае можно отделаться легким испугом. На некоторых улицах ветки деревьев полностью закрывают знак. По поводу таких мест инспекторы ГИБДД уже неоднократно направляли в администрацию предписания. Но многие знаки по-прежнему скрываются за густой листвой. Как сказал бы Ландо, зимой заметивший, что можно снег не убирать, он и сам растает весной, - ничего страшного, придет осень, листья опадут.

Дело тут скорее не в деньгах, которых в Саратове почему-то всегда не хватает на благоустройство, а в обыкновенном безразличии к человеческой жизни. На перекрестке улиц Мичурина и Октябрьской ДТП случались чуть ли не раз в неделю. Но знак главной дороги, который по непонятной причине встречается в нашем городе не часто, здесь повесили только после серьезной аварии, в результате которой погиб человек. После этого, кстати, тут появился и знак пешеходного перехода.

Конечно, встречаются в городе и дикие «безлошадники», которые то из-за автобуса норовят выбежать, то совершенно игнорируют светофоры и «зебры». И ничего с такими не поделаешь. «Пешеходов сложно оштрафовать, потому что нужно установить личность, а паспорт есть не у каждого, - говорит Юрий Носов. - В большинстве случаев это пустая трата сил. Правда, есть у нас пережиток плановой системы - инспекторы берут и выписывают квитанцию водителю, а по бумагам проходит, что заплатил пешеход. Получается, у нас столько пешеходов не ходит, сколько инспекторы иной раз штрафуют. Но с этим мы боремся, и ряд инспекторов наказаны в дисциплинарном порядке, вплоть до увольнения». Воспитывают водителей и пешеходов специальной социальной рекламой. Например, в отделе ГИБДД по Саратову уже подготовили обращение ко всем участникам дорожного движения. Баннеры, правда, будут недорогие, но внимание они привлечь должны. А пока, шутит Юрий Носов, можно с собой на переход брать детскую коляску - с ней пропустят даже самые отъявленные нарушители.