Свободу Сергею Крайнову

Свободу Сергею Крайнову

Областные чиновники снова взялись за контролирование городского транспорта: провели рейд по трамваям и троллейбусам. Произошло это в минувшую пятницу, а в понедельник поехавшие на работу саратовцы уже заплатили по 10 рублей. Причем, для многих это стало полной неожиданностью, вряд ли горожане массово читают «Саратовскую панораму», где было опубликовано решение гордумы

без названияОбластные чиновники снова взялись за контролирование городского транспорта: провели рейд по трамваям и троллейбусам. Произошло это в минувшую пятницу, а в понедельник поехавшие на работу саратовцы уже заплатили по 10 рублей. Причем, для многих это стало полной неожиданностью, вряд ли горожане массово читают «Саратовскую панораму», где было опубликовано решение гордумы.

Как и в случае с городским автотранспортом, повышение стоимости проезда мотивировали невозможностью иными способами улучшить качество обслуживания, заменить устаревший подвижной состав и т.д. Мол, проблема давно назрела, и вообще, как можно спокойно жить, когда в соседних городах уже давно никто не платит за проезд меньше червонца. Что мы, нищие какие, чтобы довольствоваться подачками? Нет, конечно, у нас тоже деньги есть. Вот и выкладывают граждане свои кровные кондукторам, понимая значимость личного вклада в модернизацию электротранспорта.

Умрите в ожидании

Так что же увидели сотрудники министерства? Начнем, пожалуй, с пресс-релиза, выпущенного ведомством. Сообщается, что «городской электрический транспорт нуждается в обновлении». Со всей ответственностью могу сказать, что, появись подобная новость в газетах 20-летней давности, она уже тогда бы новостью не являлась. То, что трамваи ползают на последнем издыхании, знает каждый хоть раз воспользовавшийся этим средством передвижения. Тем не менее, это, пожалуй, единственный вид транспорта, которым можно добраться до окраин Ленинского и Заводского районов.

Мы уже писали о том, что для лучшего функционирования городской сети перевозок необходимо убрать с улиц дублирующие трамвайные и троллейбусные маршруты «газели». Но, похоже, повысить доходы МУПП «Саратовгорэлектротранс» гораздо проще с помощью увеличения тарифов, а не скрупулезной работы по изменению структуры движения. Так что мы имеем то, что имеем. Станет ли обслуживание пассажиров лучше, можно судить хотя бы по тому, как изменилось качество перевозок в городских автобусах. Никак. То же отсутствие кондукторов, та же невыдача билетов и прочее, и прочее. Министерство транспорта и дорожного хозяйства так же проводило рейды, чиновники записывали нарушения в небольшие блокноты, но дальше позерства перед объективами телекамер дело так и не пошло. Ясно, что и на этот раз никаких изменений ждать не приходится.

Картина, увиденная сотрудниками министерства в 11-м трамвае: «далеко не все транспортные средства смогли пройти по этому показателю проверку на профпригодность. Обследование подвижного состава на трамвайном маршруте №11 показало множество недоработок в работе перевозчиков. На данном маршруте с большим пассажиропотоком пущены старые вагоны, график движения не соблюдается. Несмотря на то, что исследования температуры воздуха в день проверки соответствовали нормам, пассажиры пожаловались членам комиссии на то, что салоны продуваются ветром, а зимой превращаются в «холодильные камеры».

Что тут добавить? Одевайтесь теплее, потому что вагонов с подогревом, по всей видимости, не будет. Тот же совет можно дать тем, кто по вине управляющих компаний предстоящей зимой будет вынужден греть руки над газовыми горелками. К тому же, как мы все понимаем, отсутствие тепла не освобождает нас от оплаты.

Одиннадцатый маршрут, наверное, один из наименее приспособленных для человека. Хотя он и идет из центра города до Солнечного через Сенной рынок и пользуется большой популярностью среди тех, кто не хочет терять время в пробке на проспекте 50 лет Октября. Похоже, что здесь наиболее старый транспортный парк, по крайней мере из дальних маршрутов. А указ о замене подвижного состава издавал, похоже, еще царь Горох.

Съеденные  «лимоны»

В 2008-м, когда Саратов закупил 23 новых вагона Усть-Катавского вагоностроительного завода, все они пошли на «тройку». Горожанам обещали, что через пару лет заменят все трамваи на этом маршруте, затем возьмутся за «девятку», а потом и за одиннадцатый. Но за два года никаких сдвигов в этом направлении не произошло. Единственное «нововведение» - повышение цены на проезд. В это время скорость, с которой стареют вагоны, постепенно приближается к космической. «Обновление» происходит путем списания еще движущихся машин с одного маршрута (как правило, речь идет о «тройке») и запуска их вместо уже отслужившего и развалившегося транспорта.

 Чиновники согласны с утверждением, что повышение платы не изменит ситуации, и новых трамваев в ближайшее время мы не увидим. Но не похоже на то, что генеральный директор МУПП «Саратовгорэлектротранс» Сергей Крайнов видит какие-либо перспективы развития электротранспорта, и трамваев в частности. Его объяснение повышения сводится исключительно к таким фразам, как «в соседних областях уже давно» и «себестоимость более 11 рублей».

Зато весьма и весьма интересные данные Сергей Сергеевич дает насчет бедственного финансового положения СГЭТ. На одной из последних встреч с журналистами (пресс-выезде 1 ноября) он сказал, что зарплатный фонд у предприятия составляет 23 миллиона рублей. А на продаже билетов МУПП зарабатывает 21 миллион в месяц, примерно 700 тысяч в день. Что ж, стоит только порадоваться, так как выходит, что зарплату сотрудники горэлектротранса зарабатывают самостоятельно, только реализуя «талончики». Далее Крайнов пожаловался: 60 процентов пассажиров - льготники. Так ведь надо радоваться, ибо, по идее, это самые надежные деньги, компенсируемые из разных бюджетов. То есть еще примерно 30 «лимонов» - с льготников. Плюс область давала 315 миллионов, правда, дошло до «потребителя» всего 170. В это время гендиректор МУПП говорит, что «...перед нами возникла реальная проблема обеспечения своевременности выплат заработной платы нашим сотрудникам». Ну, тут уж он явно загнул. На зарплаты-то хватает вполне. Правда, хотелось бы еще знать, сколько тратится на электричество и особенно на ремонт. Здесь, будем справедливы к г-ну директору, явная «черная дыра». Потому что ремонтировать вагоны можно до бесконечности.

Ну а кто мешает решить вопрос? Допустим, что один трамвай марки 71-619КТ (КТМ-19КТ) стоит примерно 8-9 миллионов. Только в этом году у СГЭТ под разные нужды «забрали» 145 областных миллионов. Два с половиной года назад на 175 миллионов приобрели 20 вагонов. Сегодня на те средства, что не дошли до предприятия, можно было бы купить если не 17 (по прежней цене), то хотя бы 14 новых трамваев. Но этого не произошло, деньги потрачены на другие цели. Зато есть итоги рейда областного транспортного ведомства, говорящие о том, что электротранспорт непригоден для эксплуатации зимой, есть финансовая пропасть в виде ремонта старого подвижного состава и есть люди, которые будут платить за некачественную услугу повышенный тариф.

Во время рейда Сергей Крайнов, помимо прочего, высказался таким образом: «Повышение тарифа на проезд в муниципальном электрическом транспорте Саратова было осознанно необходимым». «Осознанная необходимость», по Марксу, - это свобода. Какую свободу получил МУПП «Саратовгорэлектротранс» после роста цены проезда, пока непонятно.