Прощай, любимый город

Прощай, любимый город

Саратов меняется с каждым годом. Правда, если присмотреться, далеко не в лучшую сторону. Разрушаются памятники архитектуры, на маленьком пятачке в центре города пытается вырасти очередная новостройка, а в спальных районах, словно грибы, появляются до ужаса одинаковые дома. Прямо на тротуарах и площадях паркуются автомобилисты, о которых городская власть, кажется, совершенно не думает. Вроде бы изгнанные с улиц незаконные ларьки как будто никуда и не исчезали. И, конечно, мусор - с ним в нашем городе бороться бесполезно

без названияЕду я на родину,

Пусть кричат - уродина,

А она нам нравится,

Хоть и не красавица,

К сволочи доверчива,

Ну, а к нам - тра-ля-ля-ля...

Эй, начальник!

Группа ДДТ, «Родина»

 

Саратов меняется с каждым годом. Правда, если присмотреться, далеко не в лучшую сторону. Разрушаются памятники архитектуры, на маленьком пятачке в центре города пытается вырасти очередная новостройка, а в спальных районах, словно грибы, появляются до ужаса одинаковые дома. Прямо на тротуарах и площадях паркуются автомобилисты, о которых городская власть, кажется, совершенно не думает. Вроде бы изгнанные с улиц незаконные ларьки как будто никуда и не исчезали. И, конечно, мусор - с ним в нашем городе бороться бесполезно.

Возможно, кто-то, возвращаясь из дальней поездки в родной Саратов, радуется. Может быть, кому-то саратовские улочки кажутся ухоженными и красивыми. Ну а я, выходя из здания вокзала, прихожу в ужас. На что похожа Привокзальная площадь? Огромное количество лотков и ларьков, блошиный рынок и, как следствие, - грязь и мусор. Таким город предстает и перед теми, кто попадает сюда впервые. Отправляясь дальше по улице Московской, можно увидеть множество старинных особняков, нуждающихся в реставрации. Некоторые дома вместо ремонта просто обвешаны вывесками и рекламой. И везде грязь и запустение. На центральной площади города часто торгуют мясом и прочими продуктами. Как будто нет для торговли другого места. Площадь возле областной думы превратилась в стоянку. Памятник Столыпину окружен разномастными иномарками депутатов и сотрудников законодательного органа. Проспект Кирова перестал быть местом для прогулок. Здесь кругом торговля и кричащие музыкальные ларьки на каждом шагу. И даже тут, в историческом центре города, ведется строительство.

Временщики

«Посмотрите, какую малую часть города занимает исторический центр на карте Саратова, - призывает эксперт по развитию градостроительства Саратовской некоммерческой организации «Союз архитекторов России», доцент кафедры архитектуры СГТУ Лариса Тарасова. - Но эта малая часть определяет лицо города. При слове Саратов посещавшие его вспоминают Волгу, мост, набережную, консерваторию, Крытый рынок. Но никто не вспомнит новостроек или высоток на Предмостовой площади, а если вспомнит, то недобрым словом». Так и есть. Порой многоэтажки в самом центре Саратова возводятся даже без отступа от красной линии застройки. Может быть, сами по себе они и не плохи, но, согласитесь, такие массивы неуместны на наших узких улицах. Лариса Тарасова рассказала, как однажды профессор из Москвы, архитектор, любуясь с яхты видами Волги и панорамой Саратова, все время заклинал: «Ну не стройте, пожалуйста, больше небоскребов, ну не портите красоту!»

И действительно, разве мало места для строительства? «Почему нельзя было оставить этот маленький участок городской территории в покое, не превращать его в площадку для демонстрации своих амбиций, финансовых возможностей, не выжимать из него все новые и новые квадратные метры жилья? - спрашивает архитектор Лариса Тарасова. - Строить в центре можно только по необходимости, в связи с ветшанием старой застройки, и строить так, чтобы новой архитектурой не снивелировать значимость исторической, доформировать незаконченные комплексы, отреставрировать, благоустроить, вылизать, так, чтобы все достоинства нашего города засверкали. Но для такого подхода надо быть патриотом, а не временщиком».

С таким мнением сложно не согласиться. Саратов продолжает жить по принципу «что имеем - не храним, потерявши - плачем». Разрушаются красивейшие особняки, например, на улице Волжской, прямо рядом с шикарным бутиком дорогих часов, вот уже который год разваливается двухэтажный старинный дом. Его заботливо обнесли заборчиком, наверное, чтоб никого не пришибло кирпичом, когда покосившиеся стены окончательно рухнут. Что самое удивительное, в этом доме живут люди. Тем временем множатся высотки в самом сердце Саратова. «Самое главное, что нашему центру с его частой сеткой узких улиц было противопоказано это многоэтажное строительство, да еще по существующим красным линиям, - считает Тарасова. - Центр катастрофически переуплотнен, на многих участках просто нагромождение разномастных разновысотных объемов. Наивными и непрофессиональными выглядят в такой ситуации попытки с помощью архитектурных излишеств - аттиков, башенок, металлочерепичных имитаций скатных крыш на уровне девятого этажа - примирить новостройки с исторической тканью центра. Конечно, есть и неплохие новые объекты, стоящие на месте, но они не определяют современный облик центра».

А чего стоят конструкции, призванные огородить место, где ведется стройка? Горожанам часто приходится обходить эти ограждения по проезжей части, поскольку пройти по прогнившим и ломающимся деревяшкам очень сложно. Кстати, такие заборы должны строиться исключительно по границе земельного отвода. А порой кажется, будто строитель оттяпал пол-улицы. К тому же эти уродливые деревянные или бетонные заборы портят внешний вид города. Часто на такие ограждения вешают рекламу, которой в нашем городе и без того слишком много. «Такого безобразия не встретишь ни в одном другом городе, - удивляется Лариса Тарасова. - Реклама разрушает исторический облик центра, бьет по глазам, и при этом приносит минимум пользы рекламодателям. Есть множество других более эффективных способов сообщить о себе, кроме как, например, вывешивать свои плакаты на стендах по оси проспекта Кирова или завешивать весь фасад «Детского мира» гигантским портретом ребенка. Все это только подчеркивает провинциальность города и свидетельствует об отсутствии фантазии у рекламодателей и дизайнеров». Достаточно прийти к парку Липки, чтобы насладиться торжеством безвкусной рекламы. Вид на церковь «Утоли моя печали», к которой привозят редких туристов, пожелавших посетить наш город, перекрыт рекламной тумбой. А от обветшалой и устаревшей панорамы Саратова взгляд отвлекает расположенная выше рекламная растяжка. Завешено рекламой и горевшее здание гостиницы «Россия» на проспекте Кирова, а ведь это был особняк генерала Македонского. Кажется,  дом этот навсегда потерян для Саратова.

Мусорщики

На этой неделе ребята-активисты проводили на проспекте Кирова акцию «Мне не фиолетово». Призывали саратовцев не мусорить. Но народу вокруг себя они собрали немного. Большая часть горожан проходила мимо. И многие по привычке бросали себе под ноги окурки и рекламные листовки. Почему же мы сами так относимся к своему городу? Наверное, оттого, что большинство жителей воспринимает городские пространства как ничейные. Нет у саратовских площадей и проспектов хозяина. А если и есть, то это уж точно не мы. А кто? Может быть, торговцы, которые оккупировали практически всю центральную часть города. Все уже давно переведено на язык денег. Кто-то скажет, что и на европейской улице с большой историей можно встретить лотки. Но чем торгуют там? Сувенирами для туристов, а не обувью и продуктами питания. По мнению Ларисы Тарасовой, ларечная торговля - это вообще нонсенс, которым давно переболели все крупные российские города, она осталась уделом небольших районных центров, хотя и там поставлена под контроль. «Ведь мы живем не только для того, чтобы постоянно что-то покупать, мы еще хотим и гулять по улицам центра, и общаться, и созерцать красивое, - уверена архитектор. - Любой центр города хорош тем, что предоставляет огромные возможности выбора деятельности, знакомит человека с культурными событиями. Торговля, конечно, должна быть, но надо понимать, что если строишь торговый комплекс - должны быть стоянки. А есть ли возможности их здесь устроить?»

Такой возможности, похоже, уже давно нет. В последнее время автотранспорт прирастал на 15 тысяч единиц в год. И сегодня городской автопарк составляет уже 273 тысячи автомобилей. Получается, что у каждого третьего жителя города есть автомобиль. А вот стоянок для этих машин пока не создано. Отсюда и ужасное засилье транспорта. И совершенно не приходится удивляться, увидев припаркованные прямо на площадях и тротуарах машины. Город, которым раньше восхищались приезжие архитекторы, говоря, что у нас как нигде развита система общественных пространств, становится другим. Где тут любоваться на архитектурные красоты старинного купеческого города, когда приходится обходить заехавшие на тротуар автомобили! Например, памятник Столыпину мог стать центром живой и людной площади, собирать вокруг себя людей. Но саратовские законодатели, похоже, не в силах организовать другую стоянку для своих авто.

«Город - не картина, которую можно увидеть и оценить единовременно, город познается в процессе жизнедеятельности и воспринимается не только зрением, но и через звуки, запахи, тактильные ощущения, - говорит Лариса Тарасова. - Понятие «красивый город» часто означает для людей комфортный город, город, по которому приятно гулять, получать разнообразную и значимую информацию. Безопасный город, где не надо постоянно шарахаться от надвигающегося транспорта, где есть возможности укрыться от дождя или солнца». Остается ли наш город таким? Мне кажется, нет.

Могильщики

Нет, и хорошее в Саратове, конечно, тоже встречается. Вот, например, на Князевском взвозе построили монумент «Памяти погибших воинов спецназа». Перед открытием улицу, которая очень давно не видела ремонта, привели в порядок. Положили асфальт, отремонтировали тротуар, посадили новые деревья. Замечательно! В Ленинском районе наконец благоустроили такие дворы, куда асфальтоукладочный каток не заезжал с советских времен. Тоже хорошо. И даже улицу Сакко и Ванцетти, которая, казалось бы, навсегда останется под игом варваров, немного расчистили. Пусть не до конца, а лишь частично, но хотя бы так. По крайней мере, это позволяет надеяться, что и другая торговля через какое-то время исчезнет из исторического центра Саратова.

В последнее время городская власть старается облагораживать Саратов. Правда, представления о красоте у власти свои, особенные. Не будем сейчас вспоминать о кашпо, которые в свое время вызвали массу насмешек. Поговорим о заборах, которые буквально наводнили весь город. Странная тенденция огораживать все и вся, наверное, впервые проявилась при организации территории вокруг здания областного правительства. За кованым забором любой житель может наблюдать аккуратные дорожки и красивые газоны. По словам Ларисы Тарасовой, ни в одном другом российском городе такого нет. Видимо, власть других регионов не торопится отделиться от горожан. И такая страсть к ограждениям, по мнению многих специалистов, действительно присуща именно Саратову. У нас даже православные храмы часто прячутся за заборами.

Но вернемся к замечательным сооружениям, которые очень сильно напоминают могильные оградки. Городская власть стремится огородить все: выжженные солнцем газоны, дряхлые петунии, просто участки земли, где уже давно не растут цветы... Понятно, что это что-то вроде антивандальных сооружений, защищающих редкие газоны, например, от автолюбителей в поисках парковки. Но ведь это не выход. Однако градоначальники, кажется, уверены, что забор спасет нас от всех бед. По крайней мере, ничем иным нельзя объяснить появление летом чудесного ограждения на автобусной остановке на перекрестке улиц Астраханская и Большая Горная. Можно было бы убрать оттуда массивные торговые павильоны и оборудовать для саратовцев нормальную остановку. Но благоустраивать решили, как всегда, с помощью могильной оградки.

А между тем, город нуждается в настоящей заботе и в реальных делах. То, что происходит с Саратовом сегодня, можно сравнить, пожалуй, вот с чем. Иногда молодые люди в период самоутверждения старательно пытаются выделиться из толпы - делают наколки по всему телу, прокалывают брови, нос и пупок, красят волосы в экстремальные цвета. Но потом, когда проходит время, человек понимает, что лишь изуродовал себя - татуировки не смоешь, а дырки на лице быстро не зарастают. Так и саратовцы сегодня уродуют свой город. Хочется торговать там, где много лет был сквер? Плевать на все! Я понастрою тут страшные «ракушки», а потом еще и накрою их жутким навесом! Хочется заработать побыстрей и побольше? Отлично! Там, где когда-то был целый комплекс старинных зданий, мы возведем современный торгово-развлекательный центр. Только вот такие шрамы точно не заживут еще очень долго. Прощай, любимый город.

Продолжение темы в материале Ольги Козловой «Великое русское болото».