Их было двое. Они держались за руки, чтобы не потеряться в бурлящем потоке. Дыхание сбивалось и временами переходило в хрип. Работая локтем свободной левой руки, он с трудом расчищал дорогу для обоих. «Главное - не потерять ее, только не потерять», - одна мысль крутилась в его голове, когда он крепче сжимал правую кисть. Крупные капли пота выступили на напряженном лбу. До цели оставалась всего пара шагов… и вот позади послышалось громкое шипение. Он повернулся и, хватаясь за поручень, краем глаза убедился, что она тоже забралась в автобус
Их было двое. Они держались за руки, чтобы не потеряться в бурлящем потоке. Дыхание сбивалось и временами переходило в хрип. Работая локтем свободной левой руки, он с трудом расчищал дорогу для обоих. «Главное - не потерять ее, только не потерять», - одна мысль крутилась в его голове, когда он крепче сжимал правую кисть. Крупные капли пота выступили на напряженном лбу. До цели оставалась всего пара шагов… и вот позади послышалось громкое шипение. Он повернулся и, хватаясь за поручень, краем глаза убедился, что она тоже забралась в автобус.
Региональное министерство транспорта и дорожного хозяйства объявило онлайн-опрос на тему: «Заметили ли Вы улучшения в работе автобусных маршрутов №…», а дальше идет перечень из девяти маршрутов. Причем в список попали как городские, так и рейсы из Саратова в Энгельс. Но даже это не предел: до кучи изобретательные работники ведомства добавили автобус «Саратов - Светлый» и загадочный, никому не известный, не существующий даже в сводном расписании движения автобусов на сайте минтранса маршрут №392.
Гражданам предлагается оценить работу автотранспорта, исходя из трех положений: «нет, не заметил», «да, заметил», «да, заметил, но не все маршруты стали работать лучше». Как всегда, инициатива министерства достойна уважения. Только неясно, как среднестатистический саратовец должен сравнить одновременно качество обслуживания в ненавистном ему (допустим) «одиннадцатом» и автобусе до Светлого, который черт-те где находится. Даже изначально предполагавшийся альтернативным вариант №3 здесь явно не подходит. Но суть не в этом, а в том, что подавляющее большинство никаких изменений не заметили. Я даже больше скажу - их нет. Три месяца назад, когда принималось решение о повышении цен на проезд, министр транспорта Иван Панков обещал улучшение через пару месяцев, а через полгода - кардинальные изменения. Прошел квартал, и ведомство, похоже, решило подвести краткие итоги. А они неутешительны: пустыня не зазеленела, а качество поездок не улучшилось. В этом и признались посетители сайта министерства (хотя мы допускаем, что они не очень многочисленны, иначе результаты еще более отличались бы от ожидаемых министерством), проголосовав за первый вариант почти так же, как обычно голосуют за «Единую Россию».
Не так давно региональные транспортники вели речь о том, что в ближайшее время произойдет автоматизация оплаты проезда. То есть в автобусах установят турникеты, и мы будем проходить в салоны по пластиковым картам. Это преподносилось нам как возможное величайшее достижение и вершина прогресса. Но до сих пор ничего подобного так и не было сделано. И слава богу. Потому что, как известно, все познается в сравнении.
Автоматизированная оплата уже давно введена в центральных регионах. Работает она и в небольшом подмосковном городе Егорьевск с населением в 67 тысяч человек. Во-первых, там реализована мечта саратовских перевозчиков, и проезд в городском общественном транспорте стоит 27 рублей. Но это для тех, кто случайно попал в автобус. Большинство же горожан предпочитает покупать карты на несколько поездок, и тогда стоимость проезда резко падает - 60 поездок по «пластику» выходит чуть больше 10 рублей за каждую. Впрочем, случайным гостям города нет резона пользоваться общественным транспортом, потому что егорьевское такси по сравнению с Саратовом стоит сущие копейки: через весь город можно проехать за 60 рублей. А комфорт несравним с общественным транспортом.
Почти в каждом автобусе установлен турникет. Есть машины и с кондукторами, но они воспринимаются как жуткий анахронизм. В Саратове считается, что отсутствие кондукторов и необходимость пассажирам пробираться через переднюю дверь значительно замедляет движение транспорта. Это говорят те, кто никогда не видел, как старушка с двумя сумками пытается пройти через два «шлагбаума», одновременно стараясь приложить пластиковую карту к магнитной поверхности. В это же время не имеющие заветного билета пассажиры выстраиваются в очередь в переднюю дверь, где прежде чем войти в салон, необходимо купить волшебный билет, а затем опять преодолеть двойной турникет. Если в нашем многострадальном городе ввести аналогичную систему оплаты, перевозки общественным транспортом превратятся в путешествие длиной в половину рабочего дня.
Можно ли подобный транспорт назвать «социальным» - большой вопрос, потому что он не является удобным или хотя бы дешевым, все-таки установка турникетов стоит денег. В наших палестинах об автоматизации оплаты за проезд при министре Панкове вроде бы речь не шла. Это были инициативы экс-главы ведомства Сергея Шейкина. Но, судя по тому, как активизирует свою деятельность (или создает иллюзию) в отношении общественного транспорта профильное министерство, не исключена вероятность, что вопрос рано или поздно вернется в повестку дня. Поэтому хотелось бы предостеречь чиновников от необдуманных поступков и попросить не перенимать у столиц бездумно все подряд.
Единственное, чем может похвастаться подмосковный общественный транспорт, - так это пунктуальностью. Но причина проста - в маленьких городах вовсе нет пробок. А в остальном наши автобусы даже приятнее. Хотя, разумеется, никаких улучшений в работе перевозчиков не произошло. Даже несмотря на старания и рейды министерства.