Я никогда не любил лилии. Цветок сам по себе красивый, но запах от него исходит, мягко говоря, очень навязчивый. Так же, наверно, происходит и с вузом, которому уже было посвящено немало публикаций в нашей газете. Понимаю, что СГАП - кузница профессионалов, следователей, экспертов в своем деле, но... В структуре руководства этого высшего учебного заведения куда ни ткни, всюду присутствует какой-то противный коррупционный запашок.
Если голова долго не бьется об стенку, то стенка начинает биться об голову сама. И результат такого магического ритуала может быть очень непредсказуемым.
Я никогда не любил лилии. Цветок сам по себе красивый, но запах от него исходит, мягко говоря, очень навязчивый. Так же, наверно, происходит и с вузом, которому уже было посвящено немало публикаций в нашей газете. Понимаю, что СГАП - кузница профессионалов, следователей, экспертов в своем деле, но... В структуре руководства этого высшего учебного заведения куда ни ткни, всюду присутствует какой-то противный коррупционный запашок.
Там Лилия цветет
Казалось бы, чем может отличиться обычная студенческая столовая? Место приема пищи. Ну, разве что мелкими махинациями с кассовыми аппаратами, которые установлены только для вида? Ну да бог с ними. Ведь на то, чтобы следить за подобными вещами, есть целая федеральная структура - Роспотребнадзор называется. Мы же, как, наверное, уже успели заметить постоянные читатели, больше увлечены крупными бюджетными суммами, которые утекают в непонятном направлении через руки нерадивых исполнителей ФЗ №94 (о госзаказе). В этом, кстати, наши интересы очень совпадают с интересами государства и лично Президента РФ Дмитрия Медведева.
Так чем же может отметиться студенческая столовая СГАП в общем деле определенного круга лиц по освоению средств федерального бюджета? Для того чтобы понять это, необходимо немного познакомиться с директором столовой. Это - Тамара Степановна Дубицкая, успешно руководящая вузовским общепитом на протяжении нескольких лет. Однако кому-то эта женщина может быть больше известна как частный предприниматель, владеющий несколькими магазинами. Или как учредитель фирмы «Лилия-Д», занимающейся оптовой торговлей продуктами питания.
Так уж, видимо, в академии права повелось, что некоторые ее представители (в большинстве своем, из руководящего звена) помимо работы в СГАП занимаются предпринимательской деятельностью. Например, начальник информационного отдела вуза - Елена Столярова - по совместительству является учредителем некой «Группы компаний Р.И.М.». Это изредка заставляет ее в рабочее время заниматься весьма странными делами, мало совместимыми со службой в федеральной структуре, коей является академия. На такую тенденцию можно было бы обратить внимание учредителя Саратовской государственной академии права - Председателя Правительства РФ Владимира Путина, однако мы не станем этого делать, понимая, что у национального лидера и без того забот хватает.
А вот другим представителям исполнительной власти страны не мешало бы приглядеться к вузовским «многостаночникам». Хотя ректор СГАП Сергей Суровов, похоже, не видит ничего плохого в том, что его подчиненные, занимающие руководящие посты, подрабатывают на стороне. Может быть, это он сам им предложил такую схему - из-за того, что в вузе маленькие зарплаты?
Так или иначе, но наша сегодняшняя героиня - Тамара Дубицкая - несколько лет совмещает работу в студенческом общепите и предпринимательский труд. Благо, что сферы деятельности схожи: и та, и другая связана с едой. В столовой еды много, а в «Лилии-Д» - еще больше, ибо это оптовка. Из этой фирмы было бы очень удобно закупать продукты для вуза, поскольку денежки на это уходят бюджетные (ведь не из кармана директора столовой их достают), а прибыль идет своей компании. Опять же, у самой себя можно купить одно количество продуктов, а получить по факту - совсем другое. Кто это проверит, если заказчик и подрядчик - одно лицо?
Но тут появляется одна загвоздка в виде ФЗ о госзакупках, который обязывает госучреждения тратить деньги честно и, что самое главное, открыто. Пока остается непонятным, каким образом производится закупка продуктов для вузовской столовой, поскольку в системе госзаказа информацию об этом найти не удалось. А сама Тамара Дубицкая попросила корреспондента уточнить эти вопросы в отделе СГАП, занимающемся закупками для нужд академии, где нашему изданию уже дали понять: ответов не получите, даже в случае письменного запроса информации.
Бюджетное пропитание
В продуктовой истории вуза нужно упомянуть еще одно структурное подразделение - спортивно-оздоровительный лагерь академии права «Юрист», который находится в селе Подстепное Энгельсского района. На протяжении двух последних лет руководство СГАП было очень озабочено организацией питания в этом месте. Такая нужда в 2009-2010 годах обошлась федеральному бюджету почти в 3 миллиона рублей.
Так, в апреле 2009 года ректор академии Сергей Суровов подписал извещение о проведении открытого конкурса «на оказание услуг по организации питания в спортивно-оздоровительном лагере ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». В конкурсной документации к этому заказу можно почерпнуть много занимательной информации. Например, о том, что подрядчик должен был организовывать питание 80 студентов в течение трех смен (каждая по 12 дней) и питание 80 преподавателей в течение одной смены.
В документе, подписанном Сергеем Сурововым, особо был выделен пункт 1.6.2. «Обязательные требования к участникам размещения заказа». Приведем прямую цитату из этого пункта: «Чтобы претендовать на получение государственного контракта, Участник размещения заказа должен удовлетворять обязательным требованиям: отсутствие аффилированности с Заказчиком, а также с его сотрудниками...»
Итак, заказчик нам известен - это руководство СГАП. Соответственно, сотрудники академии права - это сотрудники заказчика. Кто же был единственным участником конкурса, подавшим свою заявку? Ну конечно, уже известная нам фирма «Лилия-Д», учредителем которой является директор столовой СГАП. Именно эта организация получила подряд Суровова стоимостью в 1 миллион 298 тысяч 952 рубля из федеральной казны! И никто из членов единой комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе не удивился тому, что сотрудница академии, несмотря на жесткие требования касательно аффилированности, стала единственным участником и победителем конкурса. Хотя достаточно лишь ввести в поисковой системе Интернета фамилию директора вузовской столовой - и вся исчерпывающая информация, для того чтобы не допустить до торгов фирму «Лилия-Д», будет у вас на руках.
Может быть, такое безалаберное отношение к обязанностям объясняется тем, кто именно возглавлял в 2009 году конкурсную комиссию? Когда торги были только объявлены, в документах указывалось: «Председатель единой комиссии - Китаев М.С.»
Здесь стоит оговориться, что полковник внутренних войск Михаил Китаев,до того, как стал проректором СГАП по организационной работе и председателем конкурсной комиссии, был помощником депутата Государственной думы РФ Сергея Суровова. Когда Сергей Борисович был спущен из Госдумы в ректорские апартаменты, Михаил Сергеевич проследовал за ним в лоно академии права.
Однако как раз весной 2009 года Михаил Китаев перестал упоминаться в качестве председателя конкурсной комиссии. Протокол рассмотрения заявок (а точнее, одной заявки - «Лилии-Д») на организацию питания в лагере подписывал уже не он, а и.о. председателя комиссии. Позже Михаил Сергеевич и вовсе оставил проректорское кресло, уволившись из СГАП. Возможно, он опасался того, что информация по этому конкурсу когда-нибудь станет достоянием гласности и придется отвечать за нарушение закона?
Скушать 2,7 миллиона
Кто же стал тем «смелым», взвалив на себя права и обязанности председателя конкурсной комиссии? Им оказался проректор СГАП по капитальному строительству, бывший директор крупной строительной фирмы «Легион» Георгий Хватьков. Этот человек и по сей день активно представляет интересы вуза в области госзаказа. Он же, в поддержку нужд ректора Суровова, дает свои пояснения правоохранительным органам, которые никак не могут возбудить уголовное дело по фактам, указанным в наших публикациях. Вроде бы сотрудников областного ОБЭП устраивают объяснения Георгия Хватькова. Вот только в официальных документах следователи почему-то называют проректора коротко (с намеком?) - «Хватько» (подробнее об этом можно прочесть на нашем сайте www.nversia.ru в рубрике «Наружное наблюдение»).
Так вот, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по организации питания в лагере «Юрист» был подписан г-ном Хватьковым 1 июня 2009 года. Как видно из этого официального документа, кормить студентов и преподавателей в лагере собирались... мебелью! Во всяком случае, в протоколе приведены два лота: на приобретение мебели и на приобретение стульев для нужд академии. Далее идет перечисление членов комиссии и информация о единственном запечатанном конверте, поданном в академию (от ООО «Лилия-Д»). Таким образом, фирма директора столовой СГАП получила подряд на 1 миллион 298 тысяч для организации питания мебелью и стульями в лагере СГАП. Все совершенно открыто, прозрачно и официально. Через государственный портал для размещения заказов www.zakupki.gov.ru, где и по сей день можно прочесть всю эту информацию.
После такого чудного успеха в сфере освоения бюджетных средств на еду наши герои не остановились. Весной 2010 года был объявлен аукцион с аналогичными запросами к подрядчику - организовать питание в лагере академии права «Юрист» (три смены по 12 дней для студентов и одну смену для преподавателей). Только вот начальная стоимость услуг возросла - 1 миллион 433 тысячи 520 рублей. Инфляция, наверное. Это ведь только в позитивных чиновничьих отчетах гречка не дорожает...
Гадать по поводу того, кто был единственным участником этого аукциона и получил контракт по его максимальной стоимости, нет смысла. Конечно, это ООО, принадлежащее директору столовой СГАП - «Лилия-Д». И председателем единой комиссии вуза опять же был проректор Георгий Хватьков. Только на этот раз аукционная документация, выложенная на федеральном сайте, оказалась... закрытой! Прочесть ее можно, а вот скопировать, распечатать или сохранить - нет. Некто Сидоренко установил на вузовский документ целую вереницу запретов. Для чего? Видимо, такова теперь политика руководства СГАП. Чтобы кто-нибудь лишнего не нашел. Только вот насколько такие действия законны?
Надеюсь, что в этом разберутся компетентные органы. А заодно и в том, как аффилированная сотруднику СГАП организация может получать подряды от вуза, при том что руководство академии само ставит ограничение на подобные сделки. Про съедобную мебель и говорить не стану. Может быть, когда прокурорские и милицейские работники поймут, каким образом за 3 месяца руководство академии умудрилось «скушать» 2,7 миллиона бюджетных рублей, мы сможем дать ответ на главный вопрос, мучающий руководство страны: «Каким образом бюджеты всех уровней в России теряют более ТРИЛЛИОНА рублей в год, проходя через систему госзакупок?!»
Этот вопрос очень беспокоит Президента РФ Дмитрия Медведева, поэтому не может оставлять равнодушными и нас. А вас что-нибудь беспокоит, прокурор Саратовской области Владимир Степанов?
Уважаемый руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Николай Ремезов! Уже нет сил выслушивать жалобы отдельных представителей прокуратуры Саратовской области и регионального ГУВД на то, что саратовское УФАС не помогает им расследовать дела, связанные с госзакупками! Более того, прокурорские (!) работники заявляют: «А вы сами попытайтесь в этот антимонопольный орган запрос отправить, и посмотрите, что будет!» Разве можно так измываться над милиционерами и прокурорами?! Даже нам, журналистам, за них обидно! Давайте уже жить дружно и работать рука об руку, чтобы раз и навсегда искоренить коррупцию на территории региона. Тем более что (смею вам напомнить) Постановлением Правительства РФ №94 от 20.02.2006 г. Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со своей компетенцией.
Удачи вам и побольше компетенции. А мы продолжим следить за тем, как и кем осваиваются бюджетные миллионы на территории Саратовской области.