Саратов постепенно превращается в одну большую парковку. Тротуары, площади, дворы - все забито транспортом. Практически у каждого третьего саратовца есть личный автомобиль. По данным на 1 января 2010 года, в Саратове зарегистрировано 273 тысячи машин. И с каждым годом это число увеличивается. Если проблема с парковками для личного транспорта решена не будет, через пару лет нам придется буквально ходить по машинам
Саратов постепенно превращается в одну большую парковку. Тротуары, площади, дворы - все забито транспортом. Практически у каждого третьего саратовца есть личный автомобиль. По данным на 1 января 2010 года, в Саратове зарегистрировано 273 тысячи машин. И с каждым годом это число увеличивается. Если проблема с парковками для личного транспорта решена не будет, через пару лет нам придется буквально ходить по машинам.
Стоянка имени Столыпина
Машина, стоящая на тротуаре всеми четырьмя колесами, - это уже привычная для Саратова картина. Водители ловко приспосабливаются к тому, что стоянок в городе почти нет, и смело паркуются кто на газоне, кто прямо на пешеходной дорожке. Пешеходы, в свою очередь, ругаются себе под нос, но обходят легковушки, оставленные на тротуарах. Имеющиеся в городе широкие улицы уже давно превратились в узенькие проезды - у бордюра, иной раз чуть ли не в два ряда, дожидаются своих владельцев автомобили. Из-за этого порой не могут разъехаться машины и случаются аварии. Да и пробки в Саратове теперь чуть ли не как в Москве. Разница, конечно, есть, но если количество автотранспорта будет расти прежними темпами, то совсем скоро она исчезнет.
Причина ясна. Застроенный под завязку центр города и узкие улочки просто не рассчитаны на такую прорву машин. Любой свободный пятачок городской земли пустует недолго. Его торопятся занять приехавшие в центр на работу или по делам горожане. Вот и частично освобожденная от торговли улица Сакко и Ванцетти оставалась нетронутой всего пару дней. Как только водители поняли, что теперь оставить свое авто можно и здесь, на месте ларьков появились машины. Пока они скромно теснятся лишь на перекрестке Мирного переулка и бывшей улицы имени торговли, но, думается, скоро водители осмелеют и отправятся дальше. Вот так улица, которую вернули городу, снова оказалась в оккупации. Кстати, в будущем здесь планируется сделать проезжую часть. Выглядеть это будет наверняка замечательно: ларьки с шубами, припаркованные на тротуаре машины и пешеходы, пытающиеся пробраться сквозь все это великолепие.
Водителей можно понять, им нужно где-то оставлять своих железных коней. А заботиться о парковках обязана городская власть. Но «хозяева» Саратова, судя по всему, способны устроить стоянку только для себя. Пример тому - парковка, оборудованная рядом со зданием областной думы. Здесь на тротуаре прямо под знаком, запрещающим стоянку, можно наблюдать самые разные автомобили - от дорогих иномарок до продуктов российского автопрома. На тротуар возле думы даже нанесена специальная разметка, свидетельствующая, что кто-то позаботился и создал все условия для удобной парковки. Ну а в будние дни машины можно увидеть прямо рядом с памятником Столыпину. В областной думе «Газете Наша Версия» сообщили, что паркуются здесь в основном сотрудники горадминистрации. Но, думается, и наши парламентарии, и сотрудники аппарата думы тоже не без греха. Правда, как пояснили в отделе ГИБДД по Саратову, правилами не запрещено парковаться на тротуаре, если машина не мешает движению пешеходов.
Стоянка имени Дзержинского
В городском отделе ГИБДД постоянно разрабатываются предложения для администрации. Несколько лет назад, как рассказал и.о. заместителя начальника отдела ГИБДД УВД по городу Саратову Евгений Клочков, было предложение обязать застройщиков, работающих в центральной части Саратова, возводить под жилыми домами подземные стоянки. «Без финансирования улучшить транспортные потоки нереально, - уверен Евгений Клочков. - А чтобы разработать проект стоянки и реализовать его, нужны большие деньги. Как правило, на наши предложения из администрации поступают ответы о недостаточном финансировании».
Есть и еще одна проблема. Построить многоэтажные парковки в центре города будет невозможно - нет ни одного участка свободной земли. Остается вариант с подземными паркингами. Но, честно говоря, с трудом верится, что в ближайшее время городская власть решит проблемы автолюбителей именно таким образом. Уж слишком большие средства потребовались бы на строительство стоянки под землей.
О попытках администрации разобраться с проблемой «Газета Наша Версия» писала в №32(89) от 3 сентября 2010 года в статье «В Саратове мест нет». Тогда комитет по архитектуре и градостроительству объявил открытый аукцион на разработку градостроительной документации - «Схемы размещения объектов временного и постоянного хранения автотранспорта на территории Саратова». В схеме должно быть указано, где уже есть стоянки и гаражи и сколько нужно парковочных мест, с учетом существующих и строящихся домов, расположения магазинов и так далее. Также разработчики документа должны определить, где можно разместить новые «места хранения» транспорта - открытые, закрытые, надземные, подземные, многоэтажные и другие. Помимо этого, в плане должно быть предусмотрено множество парковочных карманов по обочинам улиц. О судьбе этой схемы пока ничего не известно.
Зато есть реальные предложения от ГИБДД. Как рассказал Евгений Клочков, инспекторы, например, предлагали оборудовать стоянку около железнодорожного вокзала, руководство которого хочет убрать от здания все автомобили из-за террористической угрозы. «Мы советовали переделать зеленую зону рядом с памятником Феликсу Дзержинскому, - поясняет инспектор. - Там два маленьких сквера. Один, тот, который вокруг памятника, можно было бы оставить, а вот второй переделать под парковку. Сохранить зеленые насаждения по периметру, а внутри организовать стоянку примерно на 120 машин». И это предложение пока тоже осталось лишь на бумаге.
В цепях
Еще одна привычная для Саратова картина - парковка возле магазина, ресторана или банка с табличкой «Стоянка только для клиентов». Порой владельцы таких заведений идут дальше и огораживают парковочные «карманы» цепями и другими массивными сооружениями. Это, по словам Евгения Клочкова, незаконно. «ГОСТом запрещены такие таблички и ограждения, - поясняет он. - Вставать на такую парковку может любой гражданин, потому что эта земля принадлежит городу». Городской отдел ГИБДД совместно с прокуратурой даже проводил специальные рейды. Все ограждающие конструкции принудительно демонтировались, а владельцы заведений, пытавшиеся организовать «клиентскую» парковку, платили штраф в размере 5 тысяч рублей за умышленное создание помех для движения транспортных средств. «Когда приезжали с прокуратурой, нарушители сразу становились сговорчивей, - рассказывает инспектор. - А так после наших предписаний могли потом и назад поставить свои таблички. Но это проблема не только Саратова, борьба с подобными нарушениями идет по всей стране. В общем-то понятно, почему люди так поступают. Транспортный поток сильно увеличился, свободных мест для парковки очень мало. А в магазине, например, ждут машину с товаром. Вот и вешают цепи и ставят таблички, чтобы сохранить место. Да и клиент, который проезжает мимо, не зайдет в заведение, если рядом не будет места для машины».
Может быть, цепей в городе стало бы меньше, если бы у водителей была возможность оставить свою машину на специально оборудованной стоянке, пусть даже и за небольшие деньги. Только вот выяснить хоть что-то о работе городской администрации на благо автолюбителей не удалось. Комитет по архитектуре и градостроительству, который и занимается парковками, о своем труде молчит. Причем молчит в прямом смысле - ни один из комитетских телефонов не отвечает, и застать кого-либо из чиновников на месте невозможно. Видимо, общаться с ними можно лишь запросами, отвечать на которые чиновники будут месяцами. Хотя, может быть, зря я так? Может, все архитекторы и градостроители постоянно в разъездах по родному городу? Составляют планы и схемы, намечают места не только для парковок, но и для новых скверов и домов? Ну а пока они заняты своей работой, нам остается только жить в городе, переполненном машинами.