Раньше был Володин

Раньше был Володин

В Саратове более десятка спортивных мотоклубов. В одном из них тренируется будущий двукратный чемпион мира. Кроссменам постоянно предоставляют новую технику и форму. Большую часть финансирования берет на себя государство. Проводятся не только обычные гонки на специальных трассах, но и ипподромные соревнования, и даже «ледянка». К сожалению, такая радужная ситуация складывалась только до начала 90-х годов

без названияВ Саратове более десятка спортивных мотоклубов. В одном из них тренируется будущий двукратный чемпион мира. Кроссменам постоянно предоставляют новую технику и форму. Большую часть финансирования берет на себя государство. Проводятся не только обычные гонки на специальных трассах, но и ипподромные соревнования, и даже «ледянка». К сожалению, такая радужная ситуация складывалась только до начала 90-х годов.

Историю становления и развития саратовского мотокросса поведал нам мастер спорта, бывший председатель Саратовской областной федерации мотоспорта, многократный призер разнообразных соревнований и «пожизненный» чемпион области в гонках на ипподроме Александр Бургучев, так как он стал победителем последней гонки на ипподроме. Именно он начинал тренировать чемпиона мира в командных гонках «Трофей наций» и «Кубок наций» 1978-1979 годов, мастера спорта международного класса Валерия Корнеева в клубе Саратовского политехнического института.

Замечен в истории саратовского мотокросса и Вячеслав Володин. Спокойно - это всего лишь тезка нынешнего зама премьер-министра страны. Упомянутый Володин - по отчеству Васильевич и был он преподавателем-инструктором Саратовского автоклуба и главным судьей многих областных соревнований.

Бургучев рассказал, что раньше основная трасса располагалась на Соколовой горе, когда там еще не было «Журавлей» и Парка Победы. Посмотреть на заезды собиралась не только вся округа, но и жители отдаленных районов. Клубы тогда существовали почти что при каждом вузе и при многих заводах («Тантал», «Контакт» и т. д.), и не только в Саратове, но и по всей области (Вольск, Энгельс, Балашов и пр.). В каждом была первичная организация ДОСААФ. С завидным постоянством составлялись запросы на экипировку, запчасти, мотоциклы, которые практически полностью удовлетворялись. Чем ярче проявлял себя спортсмен, тем лучше мотоцикл ему выдавали. Члены клуба, конечно, платили взносы, но они были копеечные.

«Не надо думать, что не было больше талантов, схожих с Валерием Корнеевым, - говорит Александр Бургучев. - Он добился таких успехов, потому что посвятил всю свою жизнь мотокроссу». Сам Александр Васильевич, несмотря на увлечение спортом, всего себя отдать ему не смог. Жена согласилась родить ребенка только после того, как он оставил карьеру кроссмена. Однако его воле к победе нужно отдать должное. Одну из гонок Александр Васильевич заканчивал со сломанной ногой, причем занял второе место. Надо заметить, что на кроссовом мотоцикле спортсмен не сидит, а проходит большую часть гонки, стоя на подножках. Александра Васильевича на пьедестале с наложенной на ногу лангеткой и костылем запечатлел фотожурналист Александр Земляниченко. Фотографию оценили на московской выставке. Фотографа пригласили работать в Москву, в «Комсомольскую правду». Земляниченко прислал тогда Бургучеву фотографию с подписью «Спасибо за успех». Сейчас он обладатель двух Пулицеровских премий.

Начиная с 1964 года, в Саратове проходил Всесоюзный мотокросс памяти Юрия Гагарина. Однако вместе с распадом СССР пал и саратовский мотоциклетный спорт. Но в 2007 году на чистом энтузиазме был проведен межреспубликанский мотокросс памяти Валерия Корнеева. Основным организатором гонок стал Владимир Хрипунов. В первом кроссе участвовали спортсмены из 20 городов России. Проведение соревнований чуть не разорило фирму Хрипунова, но инициатива все же была подхвачена. Новые организаторы решили вернуться к истокам и посвятить гонку Гагарину. Она проходит уже два года.

без названияТем не менее, до былого величия еще очень далеко. Глава РОО «Саратовская мотоциклетная организация» Алексей Веселов рассказал, что сейчас у них всего лишь 15 воспитанников в возрасте от 7 до 15 лет. Проблема в том, что занятия детей полностью оплачиваются родителями. На первый год требуется около 100 тысяч рублей - на подержанный мотоцикл (новый стоит значительно дороже), его обслуживание и ремонт, защитную форму для ребенка (хорошая защита может обойтись и в 50 тысяч), бензин и пр. ДОСААФ выделило помещение на Соколовой горе, там же, где раньше располагался мотоклуб, и специальный транспорт для перевозки мотоциклов. РОО может помочь родителям юных кроссменов с доставкой мотоциклов до трассы («кроссачи» не допускаются к движению по городу), их хранением и, конечно же, с обучением навыкам вождения. Помимо этого, часто необходим простой совет. Например, какой мотоцикл купить, какая экипировка лучше защитит ребенка и так далее. Сейчас тренировки проходят в основном на Вольском тракте в районе поселка Дубки. Есть еще трасса в Энгельсе. Но они не дотягивают до мирового уровня. Там слишком много глины, и обыкновенный дождь может сорвать гонки, поскольку трассу просто развезет. Например, в этом году пришлось переносить соревнования, из-за чего многие заявившиеся участники не приехали. Сейчас строится трек неподалеку от места приземления Гагарина. Гагаринский кросс-2011 планируется проводить уже там.

И все же надежда на возрождение мотокросса есть. 15 декабря прошлого года вступило в силу постановление Правительства РФ №973 от 28 ноября 2009 года. В нем сказано, что, помимо прочего, Общероссийская общественно-государственная организация ДОСААФ (так она называется сейчас) должна развивать авиационные и технические (а в них входит мотокросс) виды спорта, а Министерство спорта должно этому всячески содействовать. Председатель саратовского областного ДОСААФ Сергей Баканов не считает, что мотокросс находится в печальном состоянии: «Мы федерацию создали, зарегистрировали ее. У нас есть действующий мотокроссовый полигон. Мы проводили соревнования уже не раз». Но с тем, что денег не хватает, он совершенно согласен. На сегодняшний день никаких субсидий правительством не выделено. Областное правительство обещало выделить 20 миллионов на авиаклуб. Первый транш ожидается к пятидесятилетию первого полета человека в космос. Финансирования мотокросса стоит ждать только в 2012 году, 2011-й отведен под подготовку будущих призывников к армии. Собственно постановление №973 появилось потому, что юноши приходят в армию, не умея водить машину. Спецтехника стоит, а ездить на ней не могут, и научить времени уже нет, так как служба занимает всего год.

Мотоспорт заложен в программу 2012-2014 годов. Сергей Баканов подсчитал, что на годичное содержание одной секции нужно примерно 5-7 миллионов рублей. Он очень надеется, что в 2011 году постановление начнет исполняться. А глава саратовского минспорта Владимир Пашкин просто сказал: «А почему вы за них («Саратовскую мотоциклетную организацию» - прим. авт.) хлопочете? Пусть сами обращаются. Мы со всеми спортивными ассоциациями взаимодействуем».