Трехгрошовые

Трехгрошовые

- Скажите, пожалуйста, автобус заказным маршрутом идет? - пенсионерка с авоськами в руках заглядывает в двери транспортного средства. Услышав в ответ неопределенное «наверное», разворачивается и идет к остановке, подальше от старенького синего «мерседеса». Очевидно, женщине нужно в Саратов, но непосвященному человеку трудно понять такую избирательность населения, вроде бы надпись «Саратов - Светлый» есть, а люди не торопятся заполнять свободные сиденья. Должна же быть причина

без названия- Скажите, пожалуйста, автобус заказным маршрутом идет? - пенсионерка с авоськами в руках заглядывает в двери транспортного средства. Услышав в ответ неопределенное «наверное», разворачивается и идет к остановке, подальше от старенького синего «мерседеса». Очевидно, женщине нужно в Саратов, но непосвященному человеку трудно понять такую избирательность населения, вроде бы надпись «Саратов - Светлый» есть, а люди не торопятся заполнять свободные сиденья. Должна же быть причина.

Чтобы понять, почему люди игнорируют одни автобусы и пользуются другими, тогда как на всех начертано одно и то же направление, нужно обратиться к истории двухлетней давности, когда с рынка перевозок пытались сместить местного индивидуального предпринимателя Ментова (бизнес был оформлен на его супругу Нину Леонидовну). Все это было похоже на дележ прибыли между администрацией и дельцом, любой чиновничий почерк узнаваем. Перевозчику отказывали в проезде по различным участкам дороги, мотивируя это тем, что путь непригоден для пассажирского транспорта из-за его технического состояния, в Саратове тут и там отменяли остановки, но бизнесмен выкрутился и продолжал возить людей.

Еще раньше, на заре своего транспортного бизнеса (автобусные перевозки - не единственный вид деятельности предпринимателя, есть еще и торговля), Ментовы вытеснили всех конкурентов и стали монополистами на небольшом рынке. Железная дорога в расчет не идет, большинство светловцев быстро отвыкли от нее, оставив электрички студентам, которые испокон веков ездили на них «зайцем». И в принципе, никаких претензий к перевозчику не было. Качество вполне устраивало. Ну застрянет автобус в мороз в ангаре, всякое случается - форс-мажор. Население свыклось, что в сильные холода можно долго торчать на остановке, и как-то особенно и не роптало. Бывали редкие случаи, когда транспорт ломался в дороге и приходилось ждать следующего, но это тоже не беда. Все понимали - машины старые, новых нет, хозяин жадничает… Но кто ж ему указ? Удобное расписание - каждые 40 минут - компенсировало любые неудобства.

Так бы все и шло, если бы весной этого года у г-на Ментова не произошел очередной конфликт с главой администрации ЗАТО Светлый Александром Луневым, в котором при всей симпатии к предпринимателю трудно занять его сторону. Перевозчик наотрез отказался предоставлять скидки льготникам. Местная управа, давно точившая зуб на бизнесмена, не стала препираться и обратилась в министерство транспорта и дорожного хозяйства. Там провели тендер, по результатам которого контракт на перевозку пассажиров по маршруту №491 «Саратов - Светлый» выиграло ОАО «Саратовский автобусный парк», уже в апреле начавший работу.

В сентябре представители минтранса приезжали в городок инспектировать свою «креатуру» и выяснили, что жители вполне довольны нововведениями: оборудована остановка, соблюдается расписание и т.д.

Процитируем пресс-релиз ведомства: «Положительные изменения в качестве пассажирских перевозок отметила первый заместитель главы городского округа ЗАТО Светлый Людмила Ходаненок. По словам Людмилы Николаевны, раньше администрация муниципального образования получала огромное количество жалоб от жителей поселка на компанию-перевозчика. И претензии предъявлялись не только по поводу изношенного подвижного состава, подавляющее большинство обращений касались грубого обращения со стороны водителей и кондукторов, несоблюдения графиков движения». Будучи непосредственно знакомым с ситуацией, могу сказать, что слова чиновника можно поделить ровно на три: лишь претензия по возрасту подвижного состава справедлива. Да и остановка была не чета нынешней: просторная площадка с двумя широкими деревянными скамейками против сегодняшней пластиковой будки на троих.

Тем не менее, даже новые машины - серьезное достижение, потому что это и комфорт, и безопасность. Согласитесь, уже немало. И главное, разрешился вопрос, из-за которого и «поссорились» глава администрации и бизнесмен - «автобусный парк» предоставил все льготы: студентам - скидка, социальным пенсионерам - бесплатно.

Но хеппи-энд опять не получился, потому что экс-перевозчик отказался признавать себя проигравшим и решил продолжить свой бизнес, но уже под другим соусом. Ясно, что использовать бренд «№491» он уже не может. Но ведь просто возить граждан никто пока не запрещал. Изобретательный предприниматель, оставив на стеклах автобусов надпись «Саратов - Светлый», вместо номера приклеил надпись «заказной». И теперь бизнес выглядит как банальная частная инициатива - ну мало ли, заказали люди автобус, доехать до Саратова, неужели это противоречит закону? Разве что на площадке никто, кроме официального перевозчика, не имеет права останавливать пассажирский транспорт, но человек, столько лет живущий в небольшом городке, всегда найдет общий язык с местными гаишниками.

Вот и разгадана загадка пенсионерки, отправившейся восвояси, узнав, что автобус до Саратова - «заказной». Ей там «не светит» льготный проезд. Да и безопасность перевозок у предпринимателя, не имеющего контракта с исполнительными органами власти, проверить проблематично. Система «ГЛОНАСС», ремни безопасности… Это теперь не по их душу. Своего расписания у частника соответственно тоже нет - он приезжает за 5-10 минут до отправления 491-го и собирает его пассажиров. Тех, кому, по большому счету, все равно, кто их повезет.

В региональном министерстве транспорта и дорожного хозяйства сообщили, что знакомы с проблемой и знают, что прежний перевозчик осуществляет свою деятельность как заказной. Но сделать с этим ничего нельзя.

- Мы же не против того, чтобы на маршрутах работали дополнительные автобусы, - объяснил пресс-секретарь минтранса Алексей Корж. - Но существуют определенные требования к пассажирским перевозкам, которые у нелегалов никто не может проконтролировать. Неизвестно, проходит ли подвижной состав технический, а водители - медицинский осмотры перед сменой. Навигационные системы для них - фантастика. Проблема «пиратов», как мы их называем, ведь не только в Светлом, она существует и в других районах, но законодательной базы, чтобы навести порядок, у нас нет. Если Управление государственного автодорожного надзора (транспортная инспекция) выдает лицензию на заказные перевозки, предприниматель имеет на это право. Мы можем только вести информационную работу, разъясняя населению, чем им грозит нелегал - полной безответственностью перевозчика перед пассажиром.

В министерстве объяснили, что правительство не раз предлагало «пиратам» сесть за стол переговоров, чтобы прийти к соглашению по безопасности перевозок, но те отказывались от диалога. По словам Коржа, после череды крупных ДТП, произошедших в последние несколько месяцев на дорогах России, федеральное правительство озаботилось ситуацией в сфере пассажирских перевозок.

- Мы надеемся, что на федеральном уровне будут введены нормативно-правовые акты, позволяющие легализовать «пиратов», - заметил представитель министерства.

В Светлом же, как говорят местные жители, после смещения ИП «Ментова Н.Л.» и появления ОАО «Саратовский автобусный парк» началась полная неразбериха. Иногда на остановке можно увидеть аж по три автобуса, идущих в одном направлении. Выбирай на вкус. Кстати, у частника билет стоит на 3 рубля дешевле. Примерная цена безопасности.