Саратовские памятники давно стали притчей во языцех. Претензий к монументальному искусству у горожан предостаточно: то установлен какой-нибудь памятник не там, то поставлен не тому, а то и вообще неясно, что хотел выразить автор очередного бронзового «истукана» - свои творческие амбиции или же подсознательную нелюбовь к городу. Однако давно пора признать, что основная задача монументального искусства в Саратове - не украшение улиц и не увековечивание памяти выдающихся жителей, а попытка действующей власти «застолбить» территорию, оставить свой пусть неказистый, но все-таки след в городе
Саратовские памятники давно стали притчей во языцех. Претензий к монументальному искусству у горожан предостаточно: то установлен какой-нибудь памятник не там, то поставлен не тому, а то и вообще неясно, что хотел выразить автор очередного бронзового «истукана» - свои творческие амбиции или же подсознательную нелюбовь к городу. Однако давно пора признать, что основная задача монументального искусства в Саратове - не украшение улиц и не увековечивание памяти выдающихся жителей, а попытка действующей власти «застолбить» территорию, оставить свой пусть неказистый, но все-таки след в городе.
В Москву, в Москву!..
Экс-губернатор Дмитрий Аяцков «наследил» в нашей губернии основательно. Появлением большинства саратовских памятников из серии «удивительное рядом» мы обязаны именно ему. Следует отметить, что Дмитрий Федорович отдавал предпочтение в основном творчеству местных художников, и, пожалуй, только изваяние своего кумира Столыпина доверил столичному скульптору Вячеславу Клыкову. Нынешний губернатор Павел Ипатов в монументально-пластическом отношении менее активен, но некоторые тенденции в этой сфере все же наметились. В предпочтениях сегодняшнего руководства губернии заметен четкий московский след.
Речь, в частности, идет о скульпторе из Подмосковья Александре Рожникове, успешно совмещающем в себе не только заслуженного художника РФ, но и пресс-секретаря министерства культуры Московской области. Имя Александра Александровича хорошо известно в нашей области с 2009 года благодаря Дням славянской письменности. Многие тогда пытались сыграть в игру «найди три отличия» между памятником святым Кириллу и Мефодию работы Рожникова, установленным перед СГУ, и его же памятником святым Кириллу и Мефодию, установленном в Коломне.
И вот, спустя полтора года, имя скульптора снова зазвучало в нашем регионе. На сей раз в связи с 50-летием первого полета человека в космос. Как известно, в октябре был объявлен творческий конкурс на создание проекта галереи космонавтики на месте приземления Юрия Гагарина. Как сообщает министерство культуры области, до 15 ноября были одобрены и эскизные проекты 20 авторов - всего 21 предложение по созданию скульптурной композиции на «Гагаринском поле».
По решению конкурсной комиссии, «пальма первенства» не досталась никому. Как пояснил министр культуры Владимир Синюков, все проекты были настолько хороши, что комиссия, «очень авторитетная, между прочим», не смогла выделить из них самый-самый. А вот второе место поделили уже знакомый нам Александр Рожников и саратовский скульптор Андрей Щербаков, известный как автор «Сердца губернии», памятника студенту и некоторых других неоднозначных изваяний.
Однако, как рассказал нам член конкурсной комиссии, председатель регионального отделения Союза художников России Павел Маскаев, большинство членов комиссии высказывалось за проект Щербакова. «В нем есть элемент художественной эстетики, он более современный, интересный. А проект Рожникова - давно вчерашний день и эмоций никаких не вызывает», - отметил Павел Александрович. Действительно, на первый взгляд работа Рожникова напоминает доску почета, коих у нас в области хоть пруд пруди. А вот идею его саратовского конкурента трудно описать словами - космос, одним словом.
Прониклись
Накануне официального награждения участников и открытия выставки их работ корреспонденту «Газеты Наша Версия» удалось пообщаться с обоими претендентами. Александр Рожников поделился, что Саратов ему уже как родной, и поведал о своем новом проекте:
- Мне сообщили, пока неофициально, что первое место никому не присвоили, второе место досталось мне - с правом заключения контракта и созданием галереи, и вашему скульптору Щербакову - с некой перспективой. Мы привезли в Саратов совершенно реальный проект, который реально исполнить к 10 апреля 2011 года, то есть к юбилею полета и приземления Гагарина на саратовской земле. Я ни в одном из других проектов не увидел их реального воплощения к сроку. Так что второе место, третье, десятое - все это условно. Помимо проекта, мы представили смету и график исполнения работ в случае заключения контракта и начала финансирования в этом году.
- В чем ключевая идея вашего проекта?
- Есть три совершенно негативных фактора, которые определили идею проекта, как это ни парадоксально. Первый негативный фактор - до реализации проекта чуть больше четырех месяцев. Второй - у нас впереди зима. И третий негативный фактор: на месте приземления Гагарина уже стоит доминанта - уменьшенная копия ракеты со шлейфом и непосредственно сам памятник Гагарину Юрию Алексеевичу. Эта композиция с точки зрения архитектурной привязки стоит с точностью до наоборот, весь световой день находится тени. Исходя из этих трех факторов, мы предложили свой вариант.
По нашей концепции, все, что связано с космосом, там будет присутствовать. Что называется, не добавить - не убавить. Теоретик космоса Циолковский, практик космоса - Королев, первый отряд космонавтов - Волынов, Леонов и т. д. Первый космонавт Земли машет рукой. И непосредственно сама ракета, конечно, стилизованная, на которой был осуществлен полет. Все. Что еще нужно?
- Какие еще преимущества, по вашему мнению, у вашего проекта?
- Все архитектурные и скульптурные элементы делаются в Московской области в условиях наших цехов. Учитывая, что это не Москва, а Московская область, цены, соответственно, значительно ниже. Хотя мы себя не считаем новичками - я заслуженный художник Российской Федерации и буквально в марте награжден золотой медалью Российской академии художеств. Тем не менее, мы как люди из Советского Союза, в хорошем смысле слова, понимаем, что ложка хороша к обеду и к такому юбилею, как 50 лет полета в космос первого человека Земли, советского человека, причем человека, который приземлился на саратовскую землю.
Это вообще уникально - нет в мире больше такого клочка земли, куда приземлился первый космонавт Земли. Не обыграть это уникальное место именно к 12 апреля - грех. Тем более, я знаю, что у губернатора Саратовской области Павла Леонидовича Ипатова день рождения 12 апреля. Пусть довольно поздно началось проведение конкурса и дальнейшие работы. Но надо отдать должное и правительству Саратовской области, и общественности, и творческой интеллигенции, что люди прониклись тем, что именно на саратовскую землю приземлился первый космонавт, и вот такие работы ведутся.
Без бюстов
В отличие от своего конкурента, Андрей Щербаков не считает, что власти особо прониклись идеей торжеств и предложениями саратовских авторов.
- Какова концепция вашего проекта и чем она отличается, на ваш взгляд, от работы вашего главного соперника?
- Я вообще не увидел в проекте Рожникова ничего нового. Его проект под стать тому, что уже стоит на месте приземления. На мой же взгляд, появилась возможность реконструировать это место так, чтобы оно соответствовало третьему тысячелетию. Здесь нужно решать задачу современными пластическими средствами. Не бюстами, не портретами, не глазами-носами, а какими-то новыми, смелыми решениями. По моему глубокому убеждению, если бы люди, которые разрабатывали космическую программу, не рисковали, ничего бы у них не получилось. Так же и в искусстве - надо рисковать, искать новые формы. Если хотите, для Саратовской области - это национальная идея. Имя Гагарина связывает нас с миром, и это нужно понимать. И если у нас будет место приземления такое, куда будет стыдно водить гостей, зачем тогда оно нужно? Лучше тогда ничего не делать.
- Чиновники откликаются на подобные предложения?
- Чиновников всегда останавливает острота, новизна. Если бы на конкурсе судили только архитекторы и люди, разбирающиеся в искусстве, я бы непременно выиграл. И еще один недостаток конкурса - к работе надо привлекать большие силы, создавать авторские коллективы, в которые помимо скульпторов должны войти архитекторы, дизайнерские бюро нашего города.
- Как вы оцениваете тот факт, что московский скульптор Александр Рожников уже не первый раз пытается привнести свое творчество в наш регион?
- Не переходя на личности, хочу сказать, что власти должны кормить своих художников. Деньги можно освоить и в нашем регионе. На заработанные деньги художники творят, и если заказ куда-то уходит, область лишает своих же художников заработка, благодаря которому они могли бы дальше жить и развиваться. Гонорары московских художников несравнимо выше, чем у региональных. Это тоже надо учитывать.
Как стало известно вчера вечером, оба проекта, поделивших второе место, будут реализованы. Однако, по словам министра культуры Синюкова, в основу галереи космонавтики все-таки ляжет работа Рожникова, выполненная в духе соцреализма, а авангардный проект Щербакова дополнит ее. Вообще, конкурсная комиссия решила использовать все представленные идеи и предложения. Если «застолбить», то наверняка.