Власть имущие наконец-таки вспомнили о тех, чья жизнь постоянно висит на волоске. На людей, сидящих на чемоданах и просыпающихся ночью от каждого шороха и скрипа, наконец обратили внимание те, кто обязан им помогать. Но пока это больше похоже на способ поддеть городскую власть, а не осчастливить простых граждан. Областные чиновники отметили, что программа переселения жителей из ветхого и аварийного жилья в Саратове реализуется не самым лучшим образом. И с этим не поспоришь
Низкий дом без меня ссутулился,
Старый пес мой давно издох...
Сергей Есенин
Власть имущие наконец-таки вспомнили о тех, чья жизнь постоянно висит на волоске. На людей, сидящих на чемоданах и просыпающихся ночью от каждого шороха и скрипа, наконец обратили внимание те, кто обязан им помогать. Но пока это больше похоже на способ поддеть городскую власть, а не осчастливить простых граждан. Областные чиновники отметили, что программа переселения жителей из ветхого и аварийного жилья в Саратове реализуется не самым лучшим образом. И с этим не поспоришь.
Почему региональное правительство вспомнило об аварийном жилье именно сейчас? Ответ прост. Как сказал на одном заседании губернатор Павел Ипатов: «Я не хочу выглядеть чудаком». Дело в том, что Павел Леонидович попросил у Президента Дмитрия Медведева еще два миллиарда рублей на искоренение аварийного жилого фонда, и если программа переселения будет плохо реализовываться в этом году, денег области не дадут. Ну, с Ипатовым все понятно. Ему не интересна любовь избирателей. У него один избиратель, перед ним-то Павел Леонидович и не желает опростоволоситься. А что же город?
А город натягивает цифры. В начале ноября в программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2010 году» постановлением администрации №2656 были внесены изменения. Объем финансирования увеличен на три миллиона. Приложение №1 «Система мероприятий» тоже претерпело изменения. Обозначено, что в 2010 году куплено 192 квартиры, или 10,5 тысячи квадратных метров жилья для обитателей аварийных домов. Благодаря этому в новые квартиры въедут 562 человека.Таким образом, число аварийных и подлежащих сносу строений сократится, по мнению начальника управления капитального строительства администрации г. Саратова Александра Задумина, на 23%. Теперь займемся арифметикой. Всего, по данным администрации, в Саратове 380 аварийных домов. 23% от 380 - это 87. Получается, что, купив 192 квартиры, мэрия расселила 87 домов. Из этого выходит, что в одном доме было по 2-3 квартиры. Стоп. Администрация ведь должна заниматься расселением не частных, а многоквартирных домов. Тут два варианта: либо чиновники не умеют считать, либо они притянули за уши процент, чтоб создать видимость реализации программы.
В распоряжении редакции оказались результаты проверки, проведенной прокуратурой Саратова в отношении реализации все той же программы. Из этого документа мы узнаем, что купленные 192 квартиры помогают избавиться лишь от пяти аварийных домов (Производственная, 7; Антонова, 6; Елшанская, 14 и т.д.), а это 1,3% от общего количества. Дальше прокуратура рассказывает об аукционах, проведенных мэрией с целью приобретения «жилых помещений в многоквартирном доме, строительство которого не завершено». Всего таких торгов было объявлено одиннадцать, но успешно завершились лишь пять. (Надзорный орган почему-то считает, что четыре.) 9 ноября состоялось четыре аукциона, по результатам которых приобрели 30 трехкомнатных квартир на общую сумму 46,5 миллиона рублей. Так как только один участник пожелал продать жилье, контракты достались ему по максимальной цене. Этот «счастливчик» (ведь Минрегионразвития установило норматив в 23 250 рублей за один «квадрат», а средняя цена на первичном рынке 31 105 рублей) - ООО «Поволжская строительная компания».
МУП «Саргоркапстройкомплект» стало единственным участником, а значит, и победителем аукциона №500, предметом которого являлись 33 однокомнатные, 53 двухкомнатные и 1 трехкомнатная квартиры. МУПу достались почти сто миллионов бюджетных рублей. Кстати, сейчас саратовские СМИ утверждают, что МУП привлекло в качестве подрядчика ООО «Кронверк». Строительство семи-десятиэтажного четырехподъездного дома на Энтузиастов, 88 только началось, хотя закончиться должно уже в декабре.
Некоторые аукционы не состоялись. №439, 440, 441 были отменены. Через них администрация собиралась приобрести 139 однокомнатных и 1 трехкомнатную квартиру. Прокуратура рассказывает о причинах отмены лишь одного из них - №441 (покупка 106 «однушек» и одной «трешки»). Как объяснил бывший начальник управления капительного строительства горадминистрации Андрей Блохин (опрос проводился 25.10.2010), мэрия сочла нужным закупить квартиры не в строящихся, а в уже построенных домах, так как «имелись основания полагать, что емкость строительного рынка Саратова недостаточна». И.о. главы горадминистрации Алексей Прокопенко объяснял это тем, что многие жилые помещения не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. В некоторых квартирах, например, отсутствуют окна на кухне. К тому же, по мнению и.о. сити-менеджера, очень сложно расселять коммунальные квартиры. Ведь там нежилая площадь (кухня, туалет, ванная, коридор) одна на всех, и на одного жильца порой приходится по 2 «квадрата», а новых квартир с метровым коридором не существует. Но тогда при чем тут емкость строительного рынка? Разве нет в Саратове 106 строящихся квартир? В торгах на покупку 63 квартир никто не пожелал участвовать. Еще два аукциона на покупку 12 квартир пройдут 9 декабря. Насколько успешно - вопрос пока открыт.
И.о. министра строительства и ЖКХ области Денис Филиппов утверждал, что в целом по всем программам переселения нужно было приобрести 706 помещений, а реально заимели в собственность только 397. Итого по муниципальной ведомственной программе мэрия собиралась купить 332 квартиры, по информации прокуратуры, куплено лишь 192. Однако, если опять заняться арифметикой, здесь можно найти нестыковки. Как уже было сказано, прошло пять аукционов. По четырем из них приобрели 30 квартир, и еще по одному - 86. Итого - 116. Где еще 76? Этот вопрос мы задаем администрации Саратова и городской прокуратуре.
А тем временем жители 375 аварийных домов продолжают вздрагивать по ночам, ожидая падения потолка, затыкают дыры в стенах, замазывают щели и выходят на митинги. И это только те постройки, которые признали аварийными. Есть еще и такие, как на Хользунова, 16/34 и на Заречной, 12. Дыры и трещины в стенах, отваливающийся торец, отсутствие свай в фундаменте при дислокации на засыпанном овраге не убедили местную власть в том, что дома аварийные. И на фоне этого собираются сносить новые постройки, потому что с документами не все в порядке. Похоже, что в нашем регионе разрушение домов не так страшно, как разруха в головах местных властей.