На прошлой неделе тиражом 300 экземпляров вышла в свет книга «Ансамбль саратовских гармоник: школа коллективной игры» (Саратов, ООО КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010). Событие, с одной стороны, малозаметное, с другой - очень символичное в незавидной судьбе саратовской гармоники, да и культуры города в целом.
На прошлой неделе тиражом 300 экземпляров вышла в свет книга «Ансамбль саратовских гармоник: школа коллективной игры» (Саратов, ООО КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010). Событие, с одной стороны, малозаметное, с другой - очень символичное в незавидной судьбе саратовской гармоники, да и культуры города в целом.
«Ой, Коля, грудь больно»
Авторы книги - доктор искусствоведения, профессор саратовской консерватории Дмитрий Варламов и руководитель ансамбля «Колокольчик» городского Дворца творчества детей и молодежи Сергей Самусенко - ждали этого почти 15 лет. Ведь пособие, задуманное как научно-практический труд по коллективной игре на саратовской гармонике, было готово еще в 1996 году. Однако то ли времена не располагали к песням и пляскам, то ли не в те двери стучались деятели культуры, но никто из представителей власти не заинтересовался изданием книги. Так и лежала она в столе, в то время как на различных совещаниях и «круглых столах» чиновники били себя кулаками в грудь и говорили, что возрождение саратовской гармони крайне важно и необходимо.
Не знаю, как чиновничьи груди, а вот областной и городской бюджеты от этих ударов и криков практически не пострадали. Памятник гармонисту был установлен за счет спонсоров. Так же безболезненно для региональной казны ведется обучение мастеров по изготовлению саратовской гармоники в СГТУ. Не стало исключением и данное пособие. В этом году наконец нашлись спонсоры, готовые поддержать нерентабельный проект. Приятно осознавать, что этому поспособствовало наше издание. Как рассказала координатор проекта Татьяна Пашкина, о неизданной книге она узнала из материала «Саратовские переборы», опубликованном в «Газете Наша Версия» 25 июня 2010 года.
В книге объединена теория и практика игры на саратовской гармони. В первую часть, подготовленную профессором Варламовым, вошли краткий обзор истории коллективной игры на саратовских гармониках, основы инструментального состава ансамбля саратовских гармоник, особенности инструментовки для ансамбля и пр. Большую же часть книги составляют партитуры, подготовленные Сергеем Самусенко. Здесь и русские народные песни, и произведения Глинки, Шуберта, Паницкого, и знаменитые, но уже мало кому известные «волжские страдания»: «Ах, в прощальный наш денечек/ Я дарю тебе платочек./ У платочка сини каймы,/ А утрешься - меня вспомни». Или вот, еще задушевнее: «Сирень цветет,/ Не плачь, придет./ Ой, Коля, грудь больно,/ Любила довольно».
По секрету для замминистра
На презентацию издания в Доме творчества детей и молодежи пришли замминистра культуры области Владимир Баркетов, заместитель председателя регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Людмила Бахарева, мастер по изготовлению саратовской гармоники, преподаватель профессионального лицея СГТУ Виктор Баксаляр и др. Присутствовал в зале и старейший мастер по производству уникального инструмента Петр Федорович Текучев. Было сказано много хороших и добрых слов и сыграно немало прекрасных мелодий на саратовской гармонике. Кроме традиционной гармони, на презентации можно было увидеть и услышать гармонику-сапожок и гармонику-пикколо. В общем, праздник удался.
Однако наивно полагать, что после выхода в свет этого пособия в Саратове изо всех окон и музыкальных киосков польются звуки гармоники. Как пластиковые горшки с цветами на столбах не способны сделать Саратов городом-садом, так и одна-единственная книга, как бы хорошо она ни была написана, не способна произвести революцию в деле возрождения саратовской гармоники. Авторы книги тоже не питают иллюзий на сей счет. По мнению Дмитрия Варламова, прежде всего необходимо популяризовать народную музыку, ведь ухо современного слушателя отвыкло от звучания саратовской гармони.
Кроме того, тираж «Ансамбля саратовских гармоник» столь невелик, а круг потенциальных читателей столь узок, что издание вряд ли можно назвать массовым. Большая часть раритетного пособия разойдется по библиотекам и коллективам саратовских гармоник, несколько десятков экземпляров поступят в специализированные музыкальные магазины. На презентации замминистра Баркетов заявил, что книга пригодится оркестру народных инструментов, который, по его словам, планируется создать в нашей области.
По секрету для замминистра: в Саратове уже существует ансамбль русских народных инструментов «Парафраз». Создан он три года назад при областной филармонии им. А. Шнитке. Правда, в составе оркестра нет саратовской гармоники, как нет ее и в других профессиональных ансамблях области. Причина, пожалуй, одна - для чиновников этот символ города сгорел еще раньше, чем филармония. Осталось только демонстративно посыпать голову пеплом от культурных пожарищ и говорить об утрате духовности. Но, видимо, по мнению властей, новый ТЮЗ должен с лихвой компенсировать все потери местной культуры.
Прощальный флеш-моб
«К сожалению, ни в городе, ни в области нет системного подхода к возрождению саратовской гармоники», - говорит руководитель народного ансамбля «Саратовская гармоника» Антон Глущенко. По мнению Антона Викторовича, в регионе должна быть принята комплексная программа по возрождению этого символа, в рамках которой необходимо создать культурный центр саратовской гармоники. Музей, цех по производству инструмента, реставрационная мастерская, фонотека с записями игры знаменитых гармонистов - и все это под одной крышей. Сотрудники центра могли бы проводить экскурсии, организовать кружки для детей, выезжать с концертами и лекциями в школы. «Пока не будет создан культурный центр саратовской гармоники, пока не будет специальной строки в бюджете, говорить о возрождении этого символа нельзя», - уверен Антон Глущенко.
Однако руководству города и области, похоже, не интересны подобные предложения. В прошлом году, когда о саратовской гармони не говорил только ленивый, экс-председатель общественной палаты Федор Григорьев написал письмо губернатору Павлу Ипатову с просьбой поддержать возрождение производства инструмента и оставшиеся исполнительские коллективы. Ответом была тишина. Видимо, гораздо дешевле и проще повесить памятную доску на здании, в котором раньше находился цех по производству гармони, а теперь располагается ипотечная корпорация области. Причем пригласить на открытие мемориальной таблички бывших мастеров цеха. Что это - особая забота или особый цинизм?..
Устраивать такие показательные акции саратовские чиновники умеют лучше всего. Еще об ансамблях гармонистов власти вспоминают тогда, когда нужно представить область на каком-нибудь конкурсе. Но как заставить их заниматься настоящим делом - для немногочисленных энтузиастов саратовской гармоники большой вопрос. «Все, что нам осталось - собраться перед правительством области и сыграть на гармошках», - считает Антон Глущенко. Этот флеш-моб руководитель ансамбля предлагает назвать «Прощай, любимый город!» Что ж, как писал Сергей Довлатов, ирония - единственное оружие беззащитных.