Ребята, а что это вы тут собираетесь делать?

Все-таки правда, что дыма без огня не бывает, а все тайное становится явным. Оказывается, не зря ходили слухи об особенном интересе Госкорпорации «Росатом» к нашей губернии. Теперь это уже и не слухи вовсе, а документально оформленные намерения. Вот только жители области вряд ли сочтут их благими

Все-таки правда, что дыма без огня не бывает, а все тайное становится явным. Оказывается, не зря ходили слухи об особенном интересе Госкорпорации «Росатом» к нашей губернии. Теперь это уже и не слухи вовсе, а документально оформленные намерения. Вот только жители области вряд ли сочтут их благими.

Напомню, в последнем номере «Газеты Наша Версия» за 2010 год была опубликована статья «Построение атома» о строительстве хранилища твердых радиоактивных отходов наземного типа объемом 5 тысяч куб. м на площадке Саратовского отделения ФГУП «РосРАО» (структурное подразделение Росатома) в Татищевском районе. В публикации речь также шла о планах РосРАО по возведению здесь же еще одного могильника. Тогда ни официальные представители ФГУП, ни иные должностные лица эту информацию не подтверждали. Правда, и опровергать ее не спешили. Но в канун Нового года все вдруг изменилось.

 О вновь открывшихся обстоятельствах нашему изданию сообщил председатель совета Саратовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», советник губернатора по экологии Игорь Шопен: «Появление материала в «Газете Наша Версия» стало своеобразным катализатором. Потом мы получили информацию из Москвы, из других источников, из Интернета. Видимо, этим мы подтолкнули москвичей прислать к нам документы. В правительство области бумаги пришли 30 декабря. Почему именно 30 декабря? Ну, наверное, это был подарок Саратовской области на Новый год. Сейчас официальные документы находятся у Стрелюхина Александра Михайловича на рассмотрении. Их рассматривал Горшенин, и он дал заключение, что в принципе Саратовской области это не надо. Губернатор сейчас обладает всей полнотой информации. Государственная корпорация по атомной энергетике «Росатом» в лице заместителя генерального директора обратилась к уважаемому Павлу Леонидовичу».

А теперь о том, от чего именно отказывается Саратовская область. Это - пункт захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) объемом 150 тыс. куб. метров. Срок пользования участка - не менее 300 лет. Продолжительность эксплуатации - 26 лет. По прогнозам, ежегодно здесь будет захораниваться 6 тыс. куб. метров. На данный момент рассматриваются 4 варианта создания ПЗРО: заглубленного котлованного, заглубленного приповерхностного, заглубленного с размещением в вертикальных стволах, наземного типов. Помимо технических отличий, эти варианты разнятся по цене и площади. Разброс в стоимости модулей - от 3,6 миллиарда до 18,6 миллиарда рублей. Потребность в земельных ресурсах - от 7,2 до 32,7 гектара.

Не буду вдаваться в технические подробности - они интересны и понятны только специалистам. К тому же велика вероятность того, что выбирать из четырех предложенных вариантов ПЗРО не придется. Ни у губернатора Ипатова, ни у членов областного правительства, похоже, нет желания «облагодетельствовать» регион новым могильником.

Да и поведение представителей Госкорпорации «Росатом», а также ФГУП «РосРАО» кажется, мягко говоря, странным. Зачем было все отрицать и напускать таинственность? Что это - ложь по долгу службы?

Вот и советник губернатора задается тем же вопросом, адресуя его руководству Росатома: «Почему втихаря, втихомолку у них готовилось это мероприятие с июня месяца? По документам можно примерно посмотреть, когда был выигран этот тендер, когда были выделены деньги».

И в самом деле, почему? К примеру, пояснительная записка к декларации о намерениях под названием «Разработка основных технологических решений. Выбор мест размещения ПЗРО», подготовленная ОАО «ВНИПИпромтехнологии», была подписана 30 сентября 2010 года. А ведь этому предшествовали ряд конкурсов, изыскательские работы и т. д., и т. п. В правительство же Саратовской области пакет документов направили лишь 21 декабря 2010 года. Да и то лишь после того, как всплыла радиоактивная тема.

 «Я думаю, толчком скорее всего стало то, что об этом узнали общественность и губернатор, - считает Игорь Шопен. - Росатому или РосРАО, наверное, стало стыдно из-за того, что Павел Леонидович сам позвонил им туда и говорит: «Ребята, а что это вы тут собираетесь делать?» И, видимо, после этого бумаги поторопились отправить нам. К Новому году пришло ходатайство с печатями, с подписями, ну внутренности те (техническая информация - прим. авт.), о которых мы уже знали».

Справка

«Площадка Саратовского отделения филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «РосРАО» (Саратовская область, Курдюмский МО, Татищевский район, 1,7 км к югу от д. Докторовка). Площадка расположена в 12 км от границы городского отвода земель областного центра по дороге Саратов-Татищево, в 3 км в.-ю.в. д. Курдюм (жителей 631 чел.) и в 2 км ю.-ю.в. с. Докторовка (жителей 15 чел.). Площадка является наиболее перспективной по всем рассмотренным в ходе анализа критериям...»

По информации ОАО «ВНИПИпромтехнологии»

Комментарий

Кирилл Горшенин, министр промышленности и энергетики Саратовской области:

В середине января в министерство промышленности и энергетики области поступило ходатайство о намерении ФГУП «РосРАО» строительства приповерхностного пункта захоронения низко и среднеактивных радиоактивных отходов на 150 тыс.куб.м. на территории Татищевского района. В настоящее время данное обращение анализируется.