Что бы вы хотели получить в подарок на Новый год? Плюшевого медведя? Джинсы, кеды, модный гаджет? А может быть, вас вполне устроит дорогой автомобиль или строка в бюджете, из которой вы сможете высосать столько денег, что хватит на все вышеперечисленное? Два года назад жительница Саратова Олеся Теплова получила «подарок», который она и ее четырехлетний сын запомнят навсегда, - 3 января 2009 года в 1:45 ночи в их однокомнатной квартире случился пожар
Что бы вы хотели получить в подарок на Новый год? Плюшевого медведя? Джинсы, кеды, модный гаджет? А может быть, вас вполне устроит дорогой автомобиль или строка в бюджете, из которой вы сможете высосать столько денег, что хватит на все вышеперечисленное? Два года назад жительница Саратова Олеся Теплова получила «подарок», который она и ее четырехлетний сын запомнят навсегда, - 3 января 2009 года в 1:45 ночи в их однокомнатной квартире случился пожар.
К счастью, в пожаре никто не пострадал, Олесе удалось вместе с ребенком выбежать из квартиры до того, как пламя охватило все помещение. Когда ушли шок и пожарные, выяснилось, что молодая мама осталась практически один на один с массой вмиг навалившихся проблем. Первая и, разумеется, главная - небольшая семья осталась без крыши над головой.
- А что случилось-то? Причину пожара выяснили? - интересуюсь у Олеси по пути к сгоревшей квартире, мне почему-то кажется, что этот момент должен быть очень важен, тем более для нашей бюрократической машины.
- Знаете, это нам до сих пор не известно. В последней бумаге, которую мы получили от пожарных, было написано: «Причина пожара устанавливается», - с печальной улыбкой отвечает моя собеседница.
- То есть прошло два года, а причина до сих пор «устанавливается»?
- Да. По крайней мере, мы не получали других документов.
Глядя на квартиру, расположенную на первом этаже старой (или уже старинной?) четырехэтажки, трудно сказать, что здесь когда-то жили люди. Мне даже не удалось с первого раза понять, где помещение, которое мы ищем. Вход с улицы засыпан снегом, дверь заколочена. Впрочем, и без того видно, что за ней мы вряд ли увидим волшебный сад - жить в такой «квартире» (к сожалению, теперь это слово приходится брать в кавычки) невозможно.
И отмахнуться бы нашим чиновникам от проблем молодой женщины, если бы на их пути не появилось одно традиционное «но»: сгоревшая квартира оказалась муниципальной, а следовательно, капитальный ремонт должен производиться администрацией на бюджетные деньги. Однако вместо того, чтобы постараться помочь молодой маме, начался обыденный «футбол».
- Сначала я была на приеме у Валерия Васильева (замглавы администрации Саратова по жилищно-коммунальному комплексу - авт.), - рассказывает пострадавшая. - После этого мне позвонили, пришли, составили смету убытков, отправили ее в нашу управляющую компанию «Жилкомплекс», оттуда направили в Кировскую районную администрацию. Когда я пришла в Кировскую администрацию, мне сказали, что смету отправят нашему депутату (округ №10, депутат Алексей Березовский - авт.), возможно, мы получим какую-то помощь. Но, насколько я понимаю, дальше администрации бумага не пошла, потому что там кто-то что-то не подписал. И саму смету мне на руки не дали и даже не показали.
Не помогло и обращение к Президенту Дмитрию Медведеву - из Кремля письмо снова спустили в наш многострадальный город, а решить вопрос на местном уровне оказалось нереально. Все письма из различных инстанций были как две капли воды похожи друг на друга.
«На учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в администрации Кировского района муниципального образования «город Саратов» Вы не состоите, в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального маневренного жилищного фонда, не значитесь. Жилое помещение, расположенное по адресу г. Саратов, ул. Киселева, д. 11, кв. 18, в котором Вы зарегистрированы, непригодным для проживания и неподлежащим ремонту или реконструкции в установленном порядке не признано. Для внеочередного предоставления Вам жилого помещения по договору социального найма или по договору найма жилого помещения маневренного муниципального жилищного фонда в настоящее время, к сожалению, законных оснований не имеется», - писала 28 октября 2009 г. тогдашний заместитель главы администрации Саратова по экономике Татьяна Хомутова. Через месяц то же самое слово в слово повторил заместитель председателя правительства области Александр Стрелюхин. Возникает закономерный вопрос: чем же более полугода занималась администрация, если Тепловы не оказались ни в одном списке? Тем более что постановка на учет носит заявительный характер, то есть погорельцам, грубо говоря, достаточно было выразить такое пожелание. Неужели люди ногами и руками отбивались от настойчивых просьб муниципалов взять семью на учет? И почему управление капстроительства не признало жилое помещение непригодным?
По большому счету, Олеся осталась на улице - жить в сгоревшей квартире нельзя, денег на аренду не хватает. Поначалу какое-то время скитались по друзьям-знакомым. Благо была еще бабушкина квартира в Энгельсе, которую сдавали квартирантам. Туда временно и перебрались погорельцы. Однако тут подкралась еще одна беда, может быть, даже пострашнее предыдущей - органы опеки выяснили, что двухлетний на тот момент ребенок находится без постоянной жилплощади, и забрали его от матери в реабилитационный центр - по сути, детский дом. Оттуда малыша не удавалось вернуть целый год, даже взять на выходные было невозможно. И если бы не бабушка, не ее помощь, так бы и жили мама с ребенком порознь. Тем временем, отовсюду шли отписки.
Из всех «бумажек», полученных от различных инстанций, пожалуй, больше всего Тепловых «порадовала» прокуратура города, куда они, естественно, тоже обратились. 15 мая 2010 года пострадавшим пришло письмо за подписью заместителя прокурора города Андрея Пригарова. Разумеется, никаких мер прокурорского реагирования он не усмотрел, что вполне укладывается в общую тенденцию и уже не вызывает удивления. Интересен один отрывок из письма, который необходимо процитировать: «В ходе проведенной проверки установлено, что включение дома №175 по улице Чилюскинцев (орфография сохранена - авт.) г. Саратова в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год будет принято администрации муниципального образования «город Саратов» после окончания ранжирования, которое проводится в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 24.12.2008 г. №430 Пр.». Уверен, Тепловы были счастливы, узнав, что после ранжирования дом на улице «Чилюскинцев» будет включен в программу ремонта. Но вот только выяснить, какое будущее ожидает их дом на улице Киселева, им, к сожалению, так и не удалось. Можно предположить, что представители надзорного органа даже и не думали ехать по указанному в заявлении адресу, а просто использовали когда-то подготовленный по похожему поводу документ. К тому же настолько небрежно отнеслись к обращению гражданки, что даже не удосужились вписать правильную улицу и номер дома.
Недавно Олеся Теплова была на приеме у зампреда областного правительства Дмитрия Федотова, и, по ее словам, тот открыто заявил, что по закону ей ничего не положено. Странное утверждение, не правда ли? Вот читаем у г-на Стрелюхина: «Гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации предоставляются для временного проживания помещения маневренного фонда». Никогда не поверю, что Дмитрий Александрович не знает Жилищного кодекса. Впрочем, зампред пообещал встретиться с и.о. главы администрации Саратова Алексеем Прокопенко, пообщаться с ним на эту тему и каким-то образом попробовать разрешить вопрос.
- Я была на приеме 11 января, и Федотов сказал мне, что в течение двух недель даст мне письменный ответ, будут ли они тут что-то делать или нет, - рассказывает Олеся Теплова.
А дверь в дом между тем остается заколоченной гвоздями и властным безразличием.