И последние станут первыми

И последние станут первыми

Кто-то, возможно, думает, что выборы в органы местного самоуправления нам еще только предстоят в марте этого года. Однако в какой-то мере они уже прошли последним теплым субботним вечером 27 ноября прошлого года, когда был задержан глава Энгельсского района Михаил Лысенко, а в марте осталось только утвердить голосованием их результаты. И касается это утверждение не только Энгельсского района, но и значительной части других муниципальных образований области

без названияКто-то, возможно, думает, что выборы в органы местного самоуправления нам еще только предстоят в марте этого года. Однако в какой-то мере они уже прошли последним теплым субботним вечером 27 ноября прошлого года, когда был задержан глава Энгельсского района Михаил Лысенко, а в марте осталось только утвердить голосованием их результаты. И касается это утверждение не только Энгельсского района, но и значительной части других муниципальных образований области.

Утром 28 ноября в регион пришли не только зимние холода, но и новая политическая реальность, охладившая былой пыл многих политических игроков и убедительно продемонстрировавшая, что порой недостаточно быть успешным или богатым, а еще неплохо бы быть свободным. Даже не в пафосном смысле - свободным гражданином свободной страны, а хотя бы просто не быть заключенным под стражу. Никто не утверждает, что наша политическая элита состоит из преступников или трусов, напротив, в ней немало незапятнанных и, по чиновничьим меркам, храбрых людей, но они просто не смогли бы пробиться в элиту, если бы не умели взвешивать соотношение выигрышей и возможных потерь, отказывая себе даже в самом насущном, например, в реализации собственных амбиций.

Члены туда, члены сюда

Сегодня саратовцам предлагается только один реальный «выбор» - это «нерушимый» блок Радаева-Грищенко-Баталиной, разбавленный депутатами Государственной думы и сдобренный молодыми дарованиями из банно-прачечного и прочих городских хозяйств. Эта группа вынужденных единомышленников просто обречена на оглушительную победу в силу, по крайней мере, двух причин. Первое - это отсутствие реальных конкурентов, а второе - отсутствие у большинства саратовцев интереса к деятельности городской думы в целом и к выборам в нее - в частности. Так что, если бы ставилась только задача победы в марте, то уже сегодня избирательные штабы можно было бы распустить и начинать продумывать меню победных банкетов, однако поставленные задачи, видимо, не ограничиваются этими выборами и имеют несколько иные, более долговременные цели. Например, перемещение с Первомайской на Московскую, если с Охотным рядом что-нибудь не срастется.

Не нужно быть министром финансов, чтобы предположить: с деньгами у нас намечаются большие проблемы, как в области в целом, так и в отдельно взятом ее центре. Другими словами, уже в этом году средств может не хватить не то что на весеннее обновление кашпо, а даже на самое насущное, типа расчетов с СПГЭС или водоканалом. Просить у губернатора бесполезно, он сам в долгах неоплатных. Надеяться на партийную подмогу из федерального бюджета можно, но она целевая, и на сбычу всех мечт тратится с трудом и под визги всяких там СМИ. Вывод? Скорее всего, что-то вроде «спасибо этому дому…», и либо в декабре в Москву, либо в следующем году на Московскую. А для этого нужно продемонстрировать, кто тут в области настоящая, а не номинальная власть. Благо к этому есть все возможности, так как губернатор погружен в декриминализацию, а конкретно ответственные за результаты выборов лица озадачены иными проблемами. Поэтому если они что-то и предпринимают на выборной стезе, то руководствуются при этом чем-то наподобие политтехнологического пособия старухи Шапокляк «Как мелкими пакостями создать себе большие проблемы».

 Вице-губернатор области Александр Георгиевич Бабичев совершенно не похож на Генриха Гиммлера, а взаимодействующий с территориями министр Павел Петрович Беликов не имеет ничего общего с Генрихом Мюллером. Это совершенно очевидно. В это невозможно поверить, равно как и в то, что нацистская партия расставляла бы гауляйтеров без согласования с фюрером или выгнала бы того же Гиммлера из партийного руководства за поведение, дискредитирующее моральный облик истинного арийца. Впрочем, дело не в этом, а в том, что Беликов не похож на министра, способного организовать взаимодействие с территориями в интересах своего шефа, а Бабичев не похож на госдепа Панкова. Но главная проблема, скорее, в том, что Павел Леонидович не похож на Вячеслава Викторовича, особенно если дело касается вопросов постоянного взаимодействия с настоящими и потенциальными партнерами, желания общаться с людьми и способов получения удовольствия от жизни. Ипатов никогда не смог бы сделать карьеру ни в какой партии, что вовсе не умаляет его заслуг как технократа, ученого и руководителя, но, пожалуй, является главной причиной многолетнего противостояния с региональным отделением «ЕР» и методов участия правительственной команды в региональных и местных выборах. Вот на выборах федеральных - другое дело. Там имеет место скорее технологический процесс, и Ипатов демонстрирует отличные, а порой и лучшие в ПФО результаты. На выборах же местных, когда успех строится на числе проведенных переговоров и количестве личных контактов со всеми заинтересованными лицами - результат обратный, можно сказать, отсутствующий, если не считать результатом новые мелкие конфликты и недопонимание по партийной линии.

Таким образом, не нужно быть Панковым, чтобы предположить, что местные выборы губернатор оглушительно проиграет, а на ближайших федеральных не менее оглушительно отыграется. Значит, нужно или ковать пока горячо (в нашем случае - до лета), или смиренно ждать следующих региональных выборов, а именно - выборов в областную думу в 2012 году, когда Ипатов в очередной раз окажется в слабой позиции. Из этого следует вывод, что партийная атака на губернатора будет развиваться до лета этого года, а мартовские выборы - это лишь часть плана по демонстрации «неспособности» Ипатова консолидировать элиты и навести порядок в регионе. Если блицкриг срастется, то городская дума частично заменится на «второй состав». Туда попадут люди, которые сегодня занимают в списках «ЕР» по округам вторые-третьи места и на которых никто не обращает внимания, а лучшие пересядут в правительственные кабинеты. Если не удастся, то в качестве пряника для особо потратившихся может быть рассмотрен вариант предоставления места на декабрьских выборах в Госдуму. Для остальных - призыв активнее работать в следующем году, в надежде на попадание в думу областную, а потом, возможно, и в правительство. Таким образом, голосуя за список «ЕР» на мартовских выборах, мы не знаем не только реальную программу кандидатов от правящей партии, но и персональный состав будущих депутатов-единоросов, одним словом - «выбор Путина», ничего личного и ничего больше.

Имитаторы

Теперь несколько слов о подтанцовке, или, как ее называют верующие в многопартийность в нашей стране, - оппозиции. Она, прямо сказать, разочаровала.

Так или иначе, но большинство предвыборных списков оппозиции состоит или из бородатых мальчиков, не боящихся при случае крикнуть, что король-то голый, или из убеленных опытом приспособленцев, чувствующих себя в относительной безопасности, но не от того, что не имеют никаких скелетов в шкафах, а скорее потому, что ни их шкафы, ни сами они, по большому счету, никому не интересны.

По сути, не особо важно, кто именно будет представлять так называемую оппозицию из нескольких депутатов. Все равно от них ничего не зависит, и кроме дополнительных затрат для налогоплательщиков городу они ничего не могут дать. Только совсем наивный еще полагает, что они идут туда реализовывать свои программы, - оппозиция для этого не предназначена. Они идут туда, чтобы критиковать власть, находясь при этом с этой самой властью во взаимовыгодном симбиозе. Кто-то может привести обратные примеры? Хотя бы один оппозиционер когда-нибудь выполнил свои предвыборные обещания? Вернул городу деньги? Поднял уровень жизни народа? Остановил рост цен? Нет и нет. Для того чтобы попытаться это сделать, нужно, подобно Маркову, переходить в «ЕР», то есть перестать быть оппозицией. В противном случае вся их деятельность - это лишь сговор с властью или отдельными группировками на предмет обслуживания их интересов.

Нынешний гордумовский оппозиционер даже в страшном сне не может представить, что его партия действительно придет к власти, и уж конечно не делает ничего, чтобы его партия усилилась настолько, чтобы действительно претендовать на реальную власть. Примеров хотите? Допустим - КПРФ. Где вся социальная риторика? Где оформленные в качестве проектов нормативных актов планы по улучшению жизни и материального благосостояния горожан? Где всё, чем настоящие коммунисты отличаются от меньшевиков и эсеров? Скажете, «Единая Россия» зажимает любые их инициативы и не голосует ни за один их проект? Так вы хотя бы проекты таких решений предъявили бы широкой общественности, она бы, может, и оценила по достоинству. А то получается, что либо проектов нет, либо есть, но исключительно для внутреннего пользования, а для СМИ и общества - неустанная борьба с коррупцией, в лучшем случае. Дело, безусловно, важное, но чем КПРФ тогда отличается от «Яблока»? Те запросы пишут и с коррупцией борются, и эти тоже. Претендуют на один электорат, составляющий процентов эдак 15-20, пытаясь поделить между собой фантазеров, верящих, что коррупцию в России можно победить публикациями и запросами. Так и будет, КПРФ + «Яблоко» = в лучшем случае 20% на всех, а там уж кто окажется убедительнее. Про давний случай, когда, как говорят, Зюганов, узнав о своей победе на выборах, первым делом поздравил Ельцина, можно не поминать. Тогда это был шок, а теперь просто фарс. Так что как сидел в думе коммунист Турунтаев, вроде бы отвечающий за нормативное обеспечение деятельности ЖКХ, за тарифы и управляющие компании, так и будет сидеть. Как игрался в думский компьютер другой «защитник сирых», так и будет играться, а если повезет, то и не один, а со своим отпрыском. Тут чудес ждать не приходится.

Далее  везде 

Продолжая перечень невостребованных народных заступников, нельзя не вспомнить о самом миролюбивом лидере самой справедливой партии, который всем публично нараздавал авансов и, как шепчут в узких кругах, взял кругленькую сумму на выборы со своих новых спонсоров-однопартийцев. Тут расчет прост и гениален одновременно: деньги себе в округ, для победы над единороссом Малышевым, а щедрый спонсор, как второй в списке, в случае преодоления барьера - прямиком в депутаты. И никто никому не должен. А если с округом не выгорит, тогда списком можно подстраховаться. А что касается денег… Ну, может, и некрасиво, зато пять минут стыда, а потом - пять лет депутатства. Зачем все это нужно избирателям, можно не спрашивать, избиратель как всегда ни при чем. Можно и других проанализировать, только особого смысла в этом нет. Главное - это то, что ожидания отдельных аналитиков и оппозиционеров были перечеркнуты ноябрьским арестом Лысенко. Серьезные люди предпочли не вкладывать деньги в оппозицию, чтобы не нажить лишних неприятностей, а сама оппозиция оказалась совершенно не готова к выборам на собственные средства и собственными силами. Вся интрига переместилась внутрь местной ячейки правящей партии, а на тамошние расклады саратовский избиратель не может повлиять никаким голосованием.

Ситуация в других муниципалитетах не сильно отличается от саратовской. В Энгельсе, видимо, тщетные надежды на чудо, в Балаково - очередное усиление всех, кроме тех, кто ориентирован на правительство области, в Марксе - все по плану. В Петровске - велика сарынь, а послать некого, в Калининске… Впрочем, есть два района, где существуют и интриги, и реальное противостояние различных групп - это Балашовский и Аркадакский районы. Там эсеры выставили кандидатов по всем округам, а коммунисты и жириновцы - по многим, и результат далеко не всегда можно предсказать, особенно в Балашове. По странному стечению обстоятельств, все эти «мятежные» территории входят в избирательный округ облдепа Зинаиды Самсоновой, которой в декабре следующего года предстоит переизбрание. Так что активность ее однопартийцев, видимо, нельзя назвать случайной.

Терпите…

В этой тревожной ситуации губернатору остается как можно раньше начать подготовку к федеральным выборам. Например, повесить билборды, на которых Президент изображен с местным арбузом, а губернатор - рядом с Президентом. Вариант слогана: «Выбор сами знаете кого». Можно дать, наконец, городу денег. Лучше наличными - в руки, еще лучше, чтобы правоохранители это оценили. Еще можно поехать в Генсовет «ЕР», обещать любой результат декабрьских выборов, просить, чтобы региональный список возглавил Вячеслав Володин. Наконец, можно назначить вторым вице-губернатором Николая Панкова, поручив ему проведение этих выборов, потом в частной беседе с новым вице обмолвиться, что губернаторская служба стала сильно тяготить и пора об отдыхе подумать. По итогам выборов Панкова снять как не справившегося, а должность второго вице-губернатора ликвидировать для экономии средств на первого. Всем остальным и посоветовать нечего, кроме одного - терпите.