Чем больше украл - тем меньше срок. В общем-то, так оно и есть. Редко попадающиеся на воровстве и взятках чиновники легко могут отделаться штрафом, а вот за мешок картошки вполне можно отправиться за решетку на пару лет. Правда, теперь у искренне раскаявшихся и совершивших не тяжкое преступление может появиться возможность исправиться за минимальный срок, а то и вовсе отделаться исправительными работами. Недавно Госдума приняла в первом чтении президентские поправки в Уголовный кодекс, снижающие нижний порог наказаний во многих статьях
Чем больше украл - тем меньше срок. В общем-то, так оно и есть. Редко попадающиеся на воровстве и взятках чиновники легко могут отделаться штрафом, а вот за мешок картошки вполне можно отправиться за решетку на пару лет. Правда, теперь у искренне раскаявшихся и совершивших не тяжкое преступление может появиться возможность исправиться за минимальный срок, а то и вовсе отделаться исправительными работами. Недавно Госдума приняла в первом чтении президентские поправки в Уголовный кодекс, снижающие нижний порог наказаний во многих статьях.
Мне доводилось видеть судей, которые очень не хотели сажать своих подсудимых за решетку. Вроде бы по всему выходило, что парень оступился, потом сам во всем признался и раскаялся, да и вина его не велика. Но только вот по закону преступника положено было посадить. И человек, который мог бы отдать долг государству, выполняя общественные работы, отправлялся на нары. С принятием президентских поправок у таких людей появится возможность исправиться, не отправляясь за решетку.
Исключение нижних пределов сроков наказания в виде лишения свободы коснется 68 составов преступлений, среди которых - незаконное предпринимательство, клевета, нарушение тайны переписки и телефонных переговоров и другие преступления малой и средней тяжести. Комментируя президентские поправки в беседе с корреспондентом «Российской газеты», первый заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ВладимирГруздев пояснил, что законопроект предполагает большую вариативность в действиях судов при назначении наказаний, не связанных с лишением свободы. Санкции 11 составов преступлений, например, дополнены таким видом наказания, как штраф, еще 12 составов - исправительными работами. В ряде статей и вовсе исключен нижний порог санкций. Еще одна новация касается условного осуждения. Законопроект предусматривает, что в случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом. То же самое касается и условно-досрочного освобождения. В статью 79 кодекса вносятся изменения, предусматривающие, что в случае совершения условно-досрочно освобожденным осужденным преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения будет в компетенции суда. Проще говоря, это означает, что такого человека не отправят в тюрьму, и все будет зависеть от конкретной ситуации, разбираться в которой будет суд.
Естественно, изменения не затронут наказания по ст. 105 УК РФ «Убийство», преступления против свободы, чести и достоинства личности, несовершеннолетних, здоровья населения, нравственности и, конечно, основ конституционного строя и безопасности государства.
Президентские поправки, по мнению многих экспертов, должны значительно уменьшить количество граждан, отбывающих наказание в тюрьмах. Сейчас в местах лишения свободы находится около 830 тысяч человек. А так как законопроект будет иметь обратную силу, многие заключенные смогут рассчитывать на сокращение срока. Правда, зависеть все будет, в первую очередь, от судей, которым предстоит применять президентские поправки в своей практике.
Алексей Шельпяков, адвокат:
- Как практикующий юрист, я считаю, что эти поправки нужны. Дело в том, что речь идет о снижении минимального наказания, связанного именно с лишением свободы. На сегодняшний момент у нас в ряде статей Уголовного кодекса действуют санкции, предусматривающие лишение свободы за незначительное преступление. То есть, если суд приходил к решению, что надо дать лишение свободы, то он мог дать минимум 6 месяцев. Сейчас этот нижний предел снизился, и можно в воспитательных или профилактических целях наказывать гораздо меньшими сроками. Можно будет дать месяц или два. Тем более что мы не говорим об особо тяжких преступлениях, за которые дают не один десяток лет. Речь идет о незначительных преступлениях. Какую общественную опасность может представлять человек, которому суд дал 6 месяцев лишения свободы? Сейчас ему дадут, например, два месяца. Многие люди получат второй шанс. А у суда будет возможность лавировать и давать более мягкие наказания тем, кто этого заслуживает. Ведь наказание у нас - это не кара, а перевоспитание. По ряду статей, например, за кражу или незначительные экономические преступления, на мой взгляд, вообще не должно быть наказания в виде лишения свободы. Сюда же, кстати, можно отнести, например, клевету. Я уже давно считаю, что за экономические преступления не надо сажать. Наказывать можно штрафом, компенсацией причиненного ущерба, но не лишением свободы.
- Есть мнение, что под ряд экономических статей может попасть практически любой бизнесмен. А это попросту позволяет «закрыть» на некоторое время конкурента.
- Конечно. Возбуждаются дела, берется человек под стражу. Виновность его будет установлена через год-два, а то и через три, пока ведется следствие. В это время изымают все документы, предприятие хиреет, и его скупают. А если не будет наказания в виде лишения свободы по этим статьям, то не будет процессуальной возможности избирать такую меру пресечения, как заключение под стражу. А значит, человек останется на свободе и будет иметь возможность заниматься своими коммерческими делами, естественно, имеются в виду те дела, которые не связаны с уничтожением доказательств. Но человек будет участвовать в экономической деятельности своего предприятия. И лазейка, связанная с захватом предприятий, будет закрыта.
- Не появится ли очередная коррупционная составляющая? Ведь у судей будет возможность кому-то назначить срок поменьше...
- Но дело в том, что такая возможность у судей есть и сейчас. Ведь снижен только нижний предел. Если мы обратимся к некоторым статьям Уголовного кодекса, то всегда увидим там вилку, например, от двух до семи лет, или от года до пяти. Разве это не то, что вы называете коррупционной составляющей? Была вилка от шести месяцев, например. Сейчас будет, скажем, от двух месяцев. Что кардинально меняется? Для судей ничего не меняется. Более того, у судей всегда есть возможность дать ниже низшего предела с учетом раскаяния, признания вины и так далее. То есть как оставался этот зазор по определению наказания, так он и будет. Просто сейчас этот зазор увеличился.