«Курс на поддержку малого и среднего предпринимательства, объявленный Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым, - в числе приоритетных направлений политики в развитии нашей страны. Правительство Саратовской области предусматривает разнообразные формы поддержки малого и среднего бизнеса», - такую политически выверенную речь некогда произнес Дмитрий Лебедев. Тогда, в конце сентября 2010 года, он еще был министром экономического развития и торговли региона. А у предпринимателей еще была уверенность в получении грантов.
«Курс на поддержку малого и среднего предпринимательства, объявленный Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым, - в числе приоритетных направлений политики в развитии нашей страны. Правительство Саратовской области предусматривает разнообразные формы поддержки малого и среднего бизнеса», - такую политически выверенную речь некогда произнес Дмитрий Лебедев. Тогда, в конце сентября 2010 года, он еще был министром экономического развития и торговли региона. А у предпринимателей еще была уверенность в получении грантов.
Однако эта уверенность таяла день ото дня. Но сначала растаял министр. Лебедев покинул свой пост, и говорить неприятную правду о том, что денег нет и не будет, пришлось Александру Ульянову.
Дальнейшее развитие событий, по версии официального сайта Саратовской облдумы, выглядит следующим образом. В четверг, 9 декабря 2010 года, на заседании совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернском заксобрании первый замминистра экономического развития и торговли региона чистосердечно признался в отсутствии средств и посоветовал грантополучателям обращаться в суд. Во вторник, 14 декабря 2010-го, на вышеупомянутом интернет-ресурсе появилось официальное обращение придумского совета по развитию малого и среднего предпринимательства к губернатору с требованием выплатить обещанные субсидии. Видимо, для большей весомости письмо снабдили комментарием облдепа Олега Галкина. Примечательно: авторы обращения ссылались на то, что принято оно было 9 декабря, хотя некоторые утверждают обратное. Как бы там ни было, но 15 декабря стало известно, что «изысканы средства, и в ближайшее время начнется выплата грантов». Олег Галкин искренне порадовался за теперь уже не обманутых предпринимателей, однако отметил, что «проблема с налетом скандальности все же присутствует».
Судя по тому, что больше об этой неприятной истории никто не вспоминает, инцидент исчерпан. Но, памятуя о том, что верить следует не обещаниям, а исключительно делам, «Газета Наша Версия» решила выяснить, действительно ли ситуация разрешилась. И если да, то насколько благополучно.
От Галкина исходит
Александр Ульянов не стал скрывать, что «...губернатор в Минфине добился дополнительных трансфертов в наш областной бюджет (трансферты, субсидии там и прочее), что позволило нашу региональную долю выплатить. После этого мы раскассировали федеральные деньги и в общем-то всем желающим - почему я говорю «желающим», потому что за это время несколько отказов поступило. Шесть отказов было. Естественно, эти деньги никуда не ушли. Всем остальным были перечислены. До конца года однозначно, там еще оставалось дня три или четыре до конца года, их всех рассчитать должны были. Во всяком случае, все звонили, благодарили. Почему? Потому что те, кто на общей системе налогообложения, если бы деньги ушли за черту финансового года, они попадали на налоги. А так они успели их истратить и не влететь на налоги».
Конечно, все хорошо, что хорошо кончается, но осадок все же остался. Прежде всего - у самого Александра Александровича: «Во-первых, на совете, когда он состоялся, никаких обращений к губернатору принято не было. И вообще, об обращении никакой речи не было. Потом вдруг появляется обращение со ссылкой вроде бы на этот совет. Молодежный парламент возмущался по этому поводу, поскольку они тоже были на этом совете и ни о каких обращениях не слышали. То есть это чей-то пиар личностный, ну и связанный с реальным, скажем так, событием. Поэтому, если говорить про это обращение, то его во внимание я, например, не беру, потому что оно нелегитимно. На совете речь шла о том, что на сегодняшний момент денег нет и пока не предвидится, поскольку у нас собственные доходы не позволяли выделить средства, и я говорил это во всеуслышание и так далее. После чего пошла, естественно, волна: «Как это так, обещали, не обещали» и прочее... Ведь обращение появилось уже после того, как губернатор деньги получил. Потому что это было, по-моему, в четверг заседание. По дням недели, по-моему, так: в четверг было, а в пятницу губернатор в Москве встречался как раз по деньгам. А во вторник появилось обращение, когда уже мы ждали денег и начали выдавать соглашения на руки».
Ну, а по поводу того, кому было выгодно устроить ажиотаж, Ульянов высказал свое мнение: «Я думаю, что это Галкин - от него исходит».
Хронология здесь не хромает
У Олега Галкина свое видение ситуации: «Нет, немножко не так все было. Во-первых, губернатор вообще совершенно... нахождение губернатора в Москве и общение с Минфином вообще как бы в принципе не связано с этим вопросом. Проблема в том, что областные средства... федеральные средства были выделены еще... область конкурс выиграла еще в марте прошлого года, и тогда же федеральные средства были еще на том этапе определены и выделены. Другое дело, что область не находила своих средств. Область просила финансовую помощь у федерации, и получается, что выделенные областные средства опять являются федеральными. Они как бы пытаются дважды обмануть всех. Что касается обращения, то в четверг было заседание, на котором было принято решение написать это обращение. Обращение они писали... фактически, они написали его физически, как документ, в понедельник, и оно появилось в понедельник. Но сам ажиотаж, он возник еще в четверг, когда... начался шум, когда Ульянов сказал, что денег нет, судитесь. Поэтому хронология здесь не хромает».
Хромает другое - выполнение правительством области обязательств перед субъектами малого и среднего бизнеса. Субсидии начинающим предпринимателям действительно выплатили до конца 2010 года. А вот получатели грантов по другим направлениям остались на бобах. «Предоставление субсидий действующим субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций - эта форма поддержки вообще полностью не была профинансирована, - констатировал облдеп. - Еще одна сфера поддержки не прошла - это возмещение части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды лизинга. Или вот по направлению возмещения части процентной ставки по банковским кредитам, направленным на приобретение (создание) основных средств субъектов малого и среднего предпринимательства, возникла кредиторская задолженность».
Как считает Олег Галкин, без денег могли бы остаться и начинающие бизнесмены, если бы не волна, поднятая вокруг грантовой темы: «Я думаю, как раз это обращение, вкупе с обращением, соответственно, молодежного парламента, который ваша газета не очень любит, на самом деле они создали определенный политический ажиотаж вокруг этой темы. Именно поэтому средства и были выделены».
Ну что мы все о прошлом. Будущее куда важнее. Думаю, многим (и не только предпринимателям) интересно, как и в каком объеме в 2011 году правительство поможет представителям малого и среднего бизнеса. Галкин, например, смотрит в будущее с пессимизмом: «Честно говоря, я пока затрудняюсь прогнозировать эту ситуацию, потому что опять-таки тот факт, что область не использовала выделенные федеральные средства, наверное, может негативно повлиять на мнение МЭРТа относительно участия области в конкурсах на данную поддержку в этом году. Наверное, это скажется негативным образом, и касательно средств федеральных, по крайней мере, область скорее всего получит меньше. Это пока прогнозы. С учетом того, что сейчас опять идут разговоры о том, что будут сокращаться определенные затраты областного бюджета, то эти затраты тоже могут попасть в число тех, которые правительство предложит сокращать».
P.S. В общем, у нас все как всегда. В правительстве сидят сплошь жадные мизантропы, а парламентарии (особенно единороссы) - исключительно гуманисты-альтруисты. И никто, кроме них, не заботится о людях. Да вот беда, забота эта почему-то всегда запаздывает и больше напоминает наезд на исполнительную власть, чем искреннее беспокойство об избирателях. Мне, например, с трудом верится в то, что о ситуации с грантами в облдуме узнали лишь в конце года. Могли бы и раньше волну поднять. Глядишь, и не было бы обманутых предпринимателей. Ну, а членам правительства хотелось бы посоветовать быть честными и не бояться признаваться в своих ошибках. Возможно, тогда и недочетов в работе, и наездов со стороны, а главное - обманутых будет меньше.