Губернатор-трансферстит

Губернатор-трансферстит

Жители Саратова, наверное, не раз могли наблюдать такую картину на улицах города: по дороге несется что-то мигающее и сияющее под сопровождение трескотни и пугающих выкриков из рупора. Это не инопланетное нашествие или набеги орды. Это - кортеж, проносящий перед глазами саратовцев первого человека Саратовской области, губернатора Павла Ипатова. Назовем такое перемещение модным словом «трансфер»

без названияЖители Саратова, наверное, не раз могли наблюдать такую картину на улицах города: по дороге несется что-то мигающее и сияющее под сопровождение трескотни и пугающих выкриков из рупора. Это не инопланетное нашествие или набеги орды. Это - кортеж, проносящий перед глазами саратовцев первого человека Саратовской области, губернатора Павла Ипатова. Назовем такое перемещение модным словом «трансфер».

Итак, трансферят главу нашего региона довольно часто. То он в район какой-нибудь поедет, то в аэропорт соберется... Но это так - от случая к случаю. Есть и постоянные маршруты. Один из них - из Октябрьского ущелья (где находится дом приема официальных делегаций, в котором, по заверениям чиновников, Павел Ипатов не живет) прямиком на работу в здание облправительства (Московская, 72).

И вот такое совпадение: утром кортеж с мигалками и прочими прибамбасами пугает людей, проносясь по дороге из Октябрьского ущелья, а вечером - обратно. Можно предположить, что Павел Леонидович в доме приема официальных делегаций действительно не живет, а так - ночует. Или вообще где-нибудь в лесу между ущельем и Кумысной поляной кантуется. Однако речь сейчас не об этом.

Дело в том, что утром 18 января мне довелось наблюдать необычную картину. На пересечении улиц Слонова и Аткарской (по маршруту следования кортежа губернатора), напротив ворот стадиона «Локомотив», образовался затор. Причиной тому стал автомобиль ВАЗ-2114, раскорячившийся поперек дороги недалеко от перекрестка. А напротив ворот стадиона стояла милицейская машина, присыпанная грязным снегом. Было видно, что она столкнулась с припаркованным на обочине возле ворот «Локомотива» грузовиком с большой красочной надписью «Единая Россия». В центре перекрестка несколько милиционеров пытались что-то доказать девушке (водителю «четырнадцатой»), на что та заявляла: «Да вы сами видите, куда несетесь?!»

Такая «чудесная» картина не могла не привлечь внимания. Пока фотографировал место происшествия, удалось зафиксировать и слова одного из стражей правопорядка (а на место аварии выехало сразу два наряда милиции). Итак, он докладывал кому-то по рации: «Дорожная колонна ехала по встречной полосе. Водитель «четырнадцатой» не уступил дорогу...» Вот, собственно, и все, что удалось узнать с места проиcшествия.

Честно говоря, у меня словосочетание «дорожная колонна» ассоциируется исключительно с чем-то связанным с тяжелой дорожной техникой. Поэтому как-то на автомате подумалось, что авария произошла из-за того самого «грузовика единороссов» (а по факту, принадлежащего МУП «Городские дороги плюс»), который в составе некой уборочной колонны двигался против движения. Однако при рассмотрении снимков все встало на свои места. Похоже, что это милицейская машина двигалась по встречке. И не одна. А сопровождала она кортеж главы региона.

На то, чтобы выяснить подробности аварии, ушел целый день. Городские и областные службы ГИБДД в один голос заявляли, что такими «незначительными» происшествиями (без пострадавших и госпитализации) они вовсе не интересуются. Но ближе к вечеру оказалось, что происшествие на Слонова/Аткарской - это все-таки довольно значительный случай. Договорились до того, что только руководство может на такие важные темы комментарии давать. Вот что настырность животворящая с милиционерами делает!

 В итоге первый комментарий по произошедшему был дан дежурным областного батальона ГИБДД Князевым. Приведем фрагмент этой беседы:

- Да. Так... На перекрестке Слонова/Аткарская... По встречной он не ехал. Вот - водитель передо мной стоит. Так-так-так. Журбина Алла Александровна, 1974-го, управляя ВАЗ-14... Номер не надо?

- Да у меня есть на фотографии.

- Не уступила дорогу транспортному средству, пользующемуся преимуществом, в результате чего старший инспектор - наш, то есть, водитель - старший лейтенант Яковлев, уходя от столкновения, допустил наезд на припаркованную у края проезжей части автомашину КамАЗ. Вот и все. Он ее бить не стал, а заехал в КамАЗ.

- Ясно.

- По встречке он не ехал.

- Не ехал?

- Нет.

- Просто очень странно расположены автомобили. Я же сфотографировал на месте происшествия.

- Ну, разлетелись.

- Как же это он так? Но у них же нет никаких видимых повреждений, кроме как у КамАЗа немножко там погнуто. Как же они так разлетелись?

- Скользко.

- Это он с какой скоростью передвигался?

- Скользко. Чуть тормознул, ударился, отскочил - вот и все.

- А ударился, получается, обо что?

- Об КамАЗ.

- Нет. Он как раз рядышком с КамАЗом совсем. То есть, как будто по встречной полосе ехал.

- Нет. По встречной не ехал.

- А кортежа не было? То есть, отдельно автомобиль ехал?

- Да. С кортежем ехал.

- Ну, с губернатором, получается.

- Да.

(...)

- Дело в том, что я тоже там присутствовал в это время, но не в сам момент аварии. Там как раз вот докладывали по телефону о том, что колонна двигалась по встречной полосе. И что женщина вот эта не уступила дорогу. То есть, расхождения небольшие такие, да? То есть, двигались они по встречной или не двигались?

- Это что... столь важно вам, что ли? По встречной, не по встречной...

- Конечно, важно, поскольку есть же приказ Нургалиева, который запрещает в кортежах ездить по встречным полосам. Мы поэтому и спрашиваем.

- Там присутствует схема ДТП...

 Потом г-н Князев посоветовал связаться с заместителем командира батальона по технической части Василием Храмовым. Тот, мол, выезжал на место ДТП и сможет более конкретно объяснить, ехал кортеж по встречке или нет. Но прежде чем позвонить этому милицейскому начальнику, мне захотелось услышать мнение об аварии руководителя ГИБДД по Саратовской области Павла Рогова. Он поведал, сколько стоит рядовому водителю въехать в кортеж губернатора и еще много всяких интересных вещей. Приведем опять же фрагмент беседы:

- Нет, вы от меня что хотите услышать-то, я не пойму? Я вам докладываю так, как все оформили, и так, как все было. Вы что от меня хотите услышать, я не пойму.

- То есть, так вот оформили...

- Он ехал, все нормально. Там свидетели есть. У него, кстати, стоит, мы ему установили даже видеокамеру. У него теперь в машине стоит видеокамера. Где запись ведется, когда он сопровождает.

- Есть запись...

- Ну конечно, я же не буду вам просто так говорить. И что такого? Это его работа. Поэтому она в риске всегда, эта машина, потому что она сопровождает. А у нас губернатор, ему законом обязано сопровождение. Указом Президента Российской Федерации.

- Но не потому, чтобы переезжать из дома на работу? Там, по-моему, специальное разграничение есть.

- Любое передвижение, когда находится в машине. Это - указ президента есть. И где ему разрешено с мигалкой и спецсигналами.

- Но на встречную полосу не разрешено выезжать. Я вот хотел как раз по этому вопросу узнать. То есть, официально сейчас то, что на встречке не ехала эта колонна, да?

- Ну конечно, не ехала.

без названия- Просто зачем же тогда докладывали с места происшествия, что по встречной полосе ехали?

- Знаете, я тоже могу сказать, что кто-то что-то докладывал. Откуда я знаю, кто там что докладывал? Есть факты, наверное.

- То есть, эта видеозапись уже просмотрена?

- Конечно! Вчера. И служебная проверка назначена. И все-все остальное. Потому что эти случаи мы сразу докладываем в Москву. Поэтому мы установили...

- Ясно. А вот по отношению к этой женщине, которая выехала и там не пропустила...

- А что ей сделаешь?

- Что это будет? Судебное заседание какое-то или что?

- Ну, сейчас на нее протокол составлен. Она сама участница, создала аварийную ситуацию.

- То есть, будет административное правонарушение?

- Ну конечно. Она согласна, что она виновата.

- И будет проходить суд, да?

- Она опыт, говорит... только получила водительское удостоверение. Ну какое судебное? Административное. Она не возражает: да, я виновата.

- Там не будут предоставляться записи с камеры?

- Ну, а кто там? Там все как ясное небо ясно.

- Ну просто фотографии - несколько непонятно...

- Фотографии почему... Потому что она вылетела там на встречку, он уходил от нее, и получилось как все равно... Да, действительно, мнение складывается, что он ехал по встречке. Потому что ему деваться некуда было, и он уходил от столкновения. Ушел на встречку. Это - да.

- Но его машина стоит так, как будто его толкнули туда, на эту встречку.

- Правильно. А ему куда деваться? Он говорит - он, водитель-то, говорит: если я ее пойду сейчас на таран, тогда и ту машину изуродую, и свою, и еще неизвестно что бы получилось. Поэтому. Тут, кстати, еще будет интересно. Мы и его, наверно, тоже будем привлекать. Если по логике, он, уходя от столкновения, ушел бы в правую сторону. Вот если бы он ее на таран пошел, там более тяжкие, может, были бы, то его вины вообще никакой нет. А тут...

- То есть, ему нужно было просто вправо уйти, а не влево, да?

- Ну конечно. А он пошел... Но он говорит, что не ожидал, что она так резко. Парень-то у нас самый опытный работает.

- Ну это опять, получается, та же самая «тойота», которая постоянно попадает...

- Ну она только одна сопровождает его. У нас же нет их. У нас всего одна «тойота» на сопровождении.

- Ясно.

- Только уже сейчас мы троих сняли водителей оттуда... Вот сейчас вот этот попал. Но этот-то, хоть вины его нет. Тем более - шел с маячками, как положено. Ну что теперь? Судьба. Это просто человеческий фактор. Все живы. А это что - металл - все починится. Никто не пострадал. Что здесь? Какая тут?..

- Ну, кроме этой женщины, которой административный штраф...

- Да что ей? Ничего ей не будет! Что ей? Что мы ей сделаем? Ничего ей не сделаем.

- Да? Ну ей штраф какой-то выпишут, наверно, да?

- Ну посмотрим там еще. Я, честно сказать, документы еще не видел. Мне как доложили вот. Там еще в административной практике все.

- Просто интересно: сколько стоит вот так въехать в кортеж губернатора? Это же, наверно, наказание должно быть какое-то такое, суровое. Нет?

- 250 рублей. От 150 до 500 рублей. А при чем тут кортеж - не кортеж? Они приравниваются не к кортежу. Они представляются, приравниваются - так же «скорая помощь», так же пожарная машина, так же машина любая, оборудованная спецсигналами, которые разрешены. Это не кортеж губернатора. При чем тут кортеж губернатора?

- Ну, он же при исполнении был. То есть, сопровождал в этот момент.

- При чем тут? Она же не в машину губернатора. И она не врезалась же. Что она? Ну, не пропустила...

А теперь самое время ознакомиться с тем, что рассказал нам зампотех облбатальона ГИБДД г-н Храмов. С ним я разговаривал спустя несколько минут после беседы с Павлом Роговым.

- Она выезжала с левым поворотом. Соответственно, он-то ее видит, а она не видела, может быть. Ну как там, не знаю. Скорее всего, что она не увидела, поэтому так получилось. Он от нее уходит влево, а она продолжает двигаться. Он еще левее уходит, и в итоге вот так и вышло.

- Ага. Ясно. Просто еще там, случайно, - я в таких случаях диктофон включаю - просто при мне докладывали как раз по телефону руководству о том, что кортеж двигался по встречной полосе, и тут выехала женщина и не пропустила их.

- Насчет этого я не в курсе...

- Почему они могли так сказать? Не знаете?

- ...

- Ошиблись, может, просто?

- Может, ошиблись... Там, не знаю, не было такого. Он просто уходил влево. Чтобы не ударить ее. Если бы он ударил ее, гораздо бы тяжелее последствия были.

- Ну да. Да. А почему влево, а не вправо?

- Ну, потому что всегда водитель уходит влево. Она же выезжает справа от него. Как он может вправо уходить? Потом, сзади идут машины, кортеж идет, поэтому он и уходит влево.

- Ясно. А были включены вот эти все проблесковые, кричащая вот эта штучка?..

- Конечно. Да-да-да.

- А как же она могла не заметить такого?

- Ну кто знает? Девушки как ездят? То по телефону говорят, то губы красят.

- То есть ей теперь грозит какое-то судебное разбирательство, нет?

- Там у нее «уступи дорогу» просто. То есть, там не написали, что он двигался со включенными проблесковыми маячками, в протоколе. То есть, у нее чисто - «уступи дорогу». Ну, ответственность за столкновение, как там. У нее-то столкновения с ним не получилось. Поэтому ее машина нашу машину не коснулась.

- Получается, что она тут, собственно...

- Она создала помеху, вот и все.

- Ага. Ясно. То есть, это будет суд какой-то, или что? Там же есть, на этих машинах, камеры, наверное, наблюдения. Да? На кортеже. Ну, что и как происходило. Наверное, будут предоставлять эти записи?

- Нет, на нашей, на этой машине нет камеры наблюдения.

- Нет камеры?!

- На этой машине нет.

- Точно?

- Точно.

- Я просто вот с Роговым разговаривал сейчас, и он уверен, что она есть там. Он даже говорит, что запись какую-то с нее видел. Ему что-то другое показывали?

- Нет, во время сопровождения ее не включают.

Как вам такой поворот событий? Павел Алексеевич почти убедил меня в том, что кортеж не несся по встречке, ведь есть же запись, которую «уже просмотрели вчера». И тут такая новость - и камеры никакой нет, и запись не ведется во время передвижения кортежа губернатора... Да, еще обратите внимание на то, в какую сторону ушел бы от столкновения здравомыслящий человек, если бы в этой ситуации двигался не по встречке.

Таким образом, как мне кажется, дело стараются всячески замять, при этом обманывая журналистов (а значит, и наших читателей). А ведь проблема вовсе не в том, что водитель «четырнадцатой» теперь заплатит 150 - 500 рублей, как я понимаю, по общему сговору с милицейским руководством, которое решило не включать в протокол с места ДТП такие «мелкие» подробности, как наличие кортежа губернатора или проблесковых маячков на авто сопровождения.

Проблема здесь более серьезная. Ведь понятно, что ни руководству ГИБДД, ни самому водителю милицейской «тойоты камри» не выгодно создавать условия для нарушения правил дорожного движения. Есть и соответствующий приказ министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева, где прописано, как именно необходимо осуществлять сопровождение кортежей губернаторов. Там черным по белому написано: «При осуществлении сопровождения не допускаются отступления от требований Правил дорожного движения, связанные с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, на запрещающий сигнал светофора, превышением установленной скорости движения, движением через железнодорожные пути».

А тем временем, подобный случай в Саратовской области уже далеко не первый (из тех, что преданы огласке). Так, 20 июля 2010 года в 8:20 на пересечении улиц Московской и Астраханской (похоже, опять по пути из «дома» на работу) при продвижении кортежа губернатора области произошло столкновение патрульной автомашины сопровождения с трамваем маршрута №3. Пресс-служба Павла Ипатова тогда сообщила, что «автомашина получила незначительные технические повреждения. Причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия выясняются. По предварительным данным, причиной ДТП стала обоюдная вина водителей автомашины и трамвая».

Я даже не берусь задаваться вопросом: почему г-н Ипатов одарен такой привилегией по быстрому трансферту на работу, а остальные жители Саратова должны в страхе жаться к обочине, чтобы не стать «причиной аварии»? Ведь раз от раза, для более успешного передвижения нашего губернатора-трансферстита по улицам города, машины ДПС и вовсе перекрывают движение по той или иной дороге. В итоге образуются огромные пробки, в которых стоят сотни людей, так же спешащих на работу. Зато Павел Ипатов приезжает в правительство, думаю, ровно к 9 часам утра.

С такой практикой трансфертов пора заканчивать, иначе эта вседозволенность может вылиться в какое-нибудь более страшное ДТП. И тогда уже полетят чьи-то головы. Только вот сомневаюсь, что головы эти будут с Московской, 72. А для Павла Леонидовича есть один совет: выезжайте из дома пораньше, часов эдак в 6 утра. Тогда можно и по встречке не ехать, и людей трескотней не распугивать, и дороги не перекрывать.

P.S. Поскольку журналисты «Газеты Наша Версия» убеждены в том, что обманывать - нехорошо, я предлагаю руководству ГУВД Саратовской области до вечера сегодняшнего дня позвонить и извиниться за историю с несуществующей видеокамерой и рассказать о том, что же действительно произошло утром 18 января 2011 года у ворот стадиона «Локомотив». В ином случае ровно в 20:00 (по Москве) записи беседы с милицейским начальством и их полные расшифровки можно будет послушать и прочесть в блоге (http://timofey-butenko.livejournal.com). Поскольку скрывать от общественности реальное положение дел нельзя. Думаю, это будет логичным продолжением столь обсуждаемой сейчас темы по поводу вольностей авто с мигалками на дорогах, часто приводящих к гибели людей.