В кои-то веки в облдуме говорили не о презренных металле, политике и внутрипартийной возне. И парламентариям, оказывается, ничто человеческое не чуждо - ни семья, ни материнство, ни детство. Правда, истинных ценителей всего этого среди депутатов набралось немного. Ничего, недокомплект народных избранников с лихвой компенсировали общественники, представители муниципалитетов, студенты СГТУ и ПАГС
В кои-то веки в облдуме говорили не о презренных металле, политике и внутрипартийной возне. И парламентариям, оказывается, ничто человеческое не чуждо - ни семья, ни материнство, ни детство. Правда, истинных ценителей всего этого среди депутатов набралось немного. Ничего, недокомплект народных избранников с лихвой компенсировали общественники, представители муниципалитетов, студенты СГТУ и ПАГС.
Основной докладчик - заместитель председателя губернского правительства Алексей Данилов - не только резво оперировал цифрами, но и поражал своей галантностью. Особенно по отношению к главенствующей в президиуме Марине Алешиной. Думаю, неспроста джентльменствовал Алексей Николаевич. Не откажись в свое время Марина Владимировна от должности зампреда облправительства, так и руководил бы Данилов территориальным управлением Роспотребнадзора. Контролировал бы качество колбасы и алешинского школьного молока, боролся бы с грызунами и нерадивыми торговцами. А теперь вся региональная социалка в его подчинении. Как не отблагодарить партийную подругу за такой подарок! Хотя бы - элементарной вежливостью.
Но сначала было вступительное слово Алешиной. Она говорила о важном: о послании Президента России, об очередности в детские сады, о том, что на подъезде еще один депутат Госдумы - Александр Соловьев (на тот момент в президиуме уже заседал госдеп Игорь Архипов). Марина Владимировна не умолчала о том, сколько за последние годы было сделано в области для семей, матерей и детей. «Все, что я сказала, - это, конечно, скажем так, вехи какие-то», - отметила она.
«Марина Владимировна уже задала совершенно справедливо тон сегодняшней встрече, сегодняшней дискуссии, - взял предоставленное слово Данилов. - Но Марина Владимировна деликатно напомнила о том, что в моем распоряжении всего 15 минут». Отпущенное ему время Алексей Николаевич максимально насытил информацией. И о внедрении здоровьесберегающих технологий рассказал, и об углублении диспансеризации 14-летних подростков, и о реконструкции коечного фонда, и об особом внимании к многодетным семьям, а также о пропаганде их счастливого семейного опыта. Высокий уровень очередности в детсады (13 тысяч человек - прим. авт.), 7,9 тысячи социальных сирот, реабилитация на дому для немобильных детей-инвалидов, увеличение охвата отдыхом, выявление и развитие одаренных несовершеннолетних, опережающее профобучение женщин, находящихся в декретном отпуске, - и об этом тоже поведал зампред. Цифр в его докладе было немногим меньше, чем слов - номера постановлений и законов, даты их принятия и подписания, разнообразные показатели в процентах, размеры субсидий и пособий.
В итоге получился этакий концентрат сведений о мерах господдержки семьи, материнства и детства на территории губернии. Главное же - в этом концентрате любой участник слушаний мог найти что-то для себя. Например, председатель правления детского благотворительного фонда «Савва» Ольга Коргунова обратила внимание на то, что количество безнадзорных детей в области - 4 250 человек. Ольгу Викторовну интересовало, много это или мало. Данилов немного порассуждал на заданную тему: «Любая цифра детей, находящихся в социальной опасности, - это цифра трагическая. Конечно, много. А сколько их могло бы быть, если бы мы ничего не делали?»
«Они бегают или живут дома?» - не унималась общественница. «Они дома», - успокоил ее Данилов. Министр социального развития области Владимир Чернышев тоже принял участие в разговоре. По его словам, в РФ уровень безнадзорности среди детей, находящихся в социальной опасности, - 2,4%, у нас же этот показатель - всего 1,03%.
Облдеп Ландо, видимо, ничего интересного для себя в прозвучавшем докладе не нашел, поэтому ему пришлось задавать Данилову дополнительный вопрос: «Сколько у нас детей курящих, пьющих, злоупотребляющих наркотиками?» Точной статистикой Данилов не располагал. Однако, сославшись на данные опросов, зампред сообщил, что «до 40% школьников подвержены курению». Больше Ландо несовершеннолетними пьяницами и наркоманами не интересовался.
В выступлении Данилова Ольгу Алимову привлеклацифра 19. По словам зампреда, в последние годы появилось именно столько законов области, улучшающих ситуацию в сфере защиты материнства и детства. Однако Ольга Николаевна напомнила о нескольких такого рода нормативно-правовых актах, действие которых приостанавливается вот уже два года подряд. Зампред правительства не смог не согласиться с тем, что у нас действительно есть законы отсроченного действия. А еще Алимову удивляет разница в официальных данных и тех, которые публикуют СМИ. Например, по ее словам, не всегда стыкуются показатели смертности, рождаемости и т.д. Данилов признался, что оперирует цифрами, которые дает орган госстатистики. «Про СМИ не скажу, что они пишут», - уклончиво ответил Алексей Николаевич.
Тогда Василий Синичкин процитировал неизвестного ему классика: «Есть ложь, наглая ложь и статистика». Затем он посерьезнел: «Почему по проекту партии «Единая Россия» «Качество жизни» Энгельс оказался обделенным?» Но, как выяснилось, ни Василия Павловича, ни муниципальный район обделять никто не собирался. «Неудовлетворенность существует, причем она существует не только в Энгельсском районе, - констатировал Данилов. - И если поднять любого главу администрации, присутствующего здесь, отсутствующего здесь, ни один из них не встанет и не скажет: «Я удовлетворен. Спасибо, что вы мне дали столько». «Хочу больше» - единственный вопрос, который звучит из уст всех, за исключением, может быть, очень корректного достойного поведения города Саратова. Вот они удовлетворены тем количеством средств, которые им выделили в рамках программы модернизации». Чтобы совсем уж не обижать Василия Павловича, Алексей Николаевич пообещал ему по возможности вернуться к вопросу программного финансирования Энгельсского района.
В 2009 году, по словам облдепа Дениса Фадеева, в области «потонуло восемь детей», в 2010-м - шесть. Причину бедствия он видит в «отсутствии комплексного решения этой проблемы». Поэтому Денис Владиславович предложил создать программу обучения детей плаванию. «Очень дельное предложение, - похвалил зампред народного избранника. - Дети, проживающие на Волге, не умеют плавать - абсурд. Такого не должно быть».
О том, чего еще быть не должно, очень проникновенно говорила уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области Юлия Ерофеева. Она заметно волновалась, ее переполняли эмоции. В итоге выступление Юлии Леонидовны порой напоминало не то стон, не то плач. Эмоции эмоциями, но в ее докладе прозвучало немало дельных предложений. Она, например, считает, что необходимо вывести из-под влияния регионального министерства образования органы опеки и попечительства, создав отдельную структуру. Ерофеева предположила, что минобраз кровно заинтересован в том, чтобы контингент в интернатах и детдомах не уменьшался. Логика очевидна: больше детей - больше денег из бюджета на их содержание. А это примерно 16 тысяч рублей на одного ребенка в месяц. По мнению уполномоченного, «за эти деньги можно сделать детей более счастливыми», если, конечно, отдать их на воспитание в семьи. Приведенные ею цифры неприятно поражали: за минувший год из интернатных учреждений было совершено 220 побегов, при этом 9 детей до сих пор не найдены. Юлия Леонидовна попыталась развеять миф о пресловутом «синдроме бродяжничества»: «Дети убегают из одних и тех же учреждений». За этим последовала еще более страшная статистика: за 11 месяцев 2010-го в области погибли 284 ребенка, причем пятеро из них были убиты. Это и многое другое, по мнению Ерофеевой, свидетельствует об отсутствии системной работы.
Ландо терпеливо ждал, когда выговорятся еще с десяток выступающих, а затем продолжил тему, поднятую Юлией Леонидовной: «Двести восемьдесят четыре ребенка погибших - это трагедия, трагедия, которая должна быть не только для семьи, личная семьи, ...но и должна быть трагедия для правительства Саратовской области. И до тех пор, пока лично министр Гарри Николаевич Татарков (министр образования региона - прим. авт.) не будет отвечать своей должностью за каждую смерть, ...ничего не будет. Не будет у нас ничего. Если двести двадцать побегов сделано, и опять никто не отвечает, никакого анализа нету, ничего у нас хорошего не произойдет». Заканчивая свою обличительную речь, Ландо обратился к Данилову и призвал его изменить оценку деятельности министров, поскольку сейчас каждый из них работает сам по себе, тогда как должен быть единый процесс. «До сих пор не дали ответ о трагедии, которая произошла у вас летом в лагере оздоровительном, - снова накинулся на зампреда облдеп. - Кто ответил? Где? ...Старшова сама по себе ушла, а не потому, что ее освободили. ...Министр ответил? Нет, не ответил». Ландо говорил, постепенно остывая, и к концу своего выступления уже почти миролюбиво внушал собравшимся, что главное - «это права, обязанности и ответственность каждого».
P.S. Уважаемые ректоры и преподаватели саратовских вузов! Пожалуйста, не посылайте своих студентов на подобные мероприятия - ваши подопечные на них скучают. Если же никак нельзя обойтись без приобщения молодежи к парламентским реалиям, то хотя бы объясните детям, как себя следует вести в присутственных местах.