Виктор БАКСАЛЯР: «Люди меняются, а склока остается»

Виктор БАКСАЛЯР: «Люди меняются, а склока остается»

В послужном списке нашего сегодняшнего собеседника множество приставок «экс». Экс-начальник отдела культуры Саратовского района, экс-глава Октябрьского района, экс-заммэра Саратова по социальной сфере Виктор Баксаляр вошел в историю прежде всего как человек из команды мэра Юрия Аксененко. В общем-то, сегодня Виктор Васильевич с историей тоже накоротке - правда, совсем в другом амплуа. Бывший чиновник посвятил себя возрождению саратовской гармоники. Об особенностях политической кухни минувших и нынешних лет, о чиновниках бывших и настоящих, о судьбе музыкального символа города - наша беседа с Виктором Баксаляром

без названияВ послужном списке нашего сегодняшнего собеседника множество приставок «экс». Экс-начальник отдела культуры Саратовского района, экс-глава Октябрьского района, экс-заммэра Саратова по социальной сфере Виктор Баксаляр вошел в историю прежде всего как человек из команды мэра Юрия Аксененко. В общем-то, сегодня Виктор Васильевич с историей тоже накоротке - правда, совсем в другом амплуа. Бывший чиновник посвятил себя возрождению саратовской гармоники. Об особенностях политической кухни минувших и нынешних лет, о чиновниках бывших и настоящих, о судьбе музыкального символа города - наша беседа с Виктором Баксаляром.

«А Я НЕ БОЮСЬ»

- Интересно, как творческий человек, профессиональный баянист с консерваторским образованием попал в бюрократическую машину? Почему вы стали чиновником?

- Попал по одной простой причине - хотел сделать лучше для культуры области, хотел развивать производство гармони. И если откровенно сказать, то сделал немало. К сожалению, так получилось, что Юрия Николаевича Аксененко «ушли», и я решил не оставаться там, потому что рядом с этими людьми не то что работать, я и стоять не буду. Да, не все было хорошо, но Юрия Николаевича я уважал и буду уважать, потому что культуре он помогал всегда.

- Вы с самого начала работали в команде Аксененко. Как вы туда попали?

- Меня судьба с Юрием Николаевичем свела в Саратовском районе. Мне тогда и в голову не приходило занять руководящую должность. Мы с Евгением Михайловичем Наховым как раз занимались коллективом саратовских гармошек «Серебряные колокольчики» и на хлеб с маслом зарабатывали. И вдруг меня неожиданно пригласили на место начальника отдела культуры Саратовского района. Я подумал пару недель и приехал к Юрию Николаевичу, а его тогда тоже только назначили, и поставил ряд условий. Он был ошарашен: «Вообще-то условия ставят руководители, а вы и дня здесь не были». Но место это я получил. И через 4 года наш район стал лучшим в области. А через некоторое время Юрий Николаевич перешел работать в Саратов. И он пригласил с собой всего двух человек из большого штата. В том числе и меня. Сначала меня направили заместителем главы по социальным вопросам Октябрьского района. Я посчитал, что там много было музыкальных школ, и есть над чем работать. Потом стал главой района. И продолжал решать вопросы. Вынужден был закончить два высших учебных заведения - ПАГС и СГАП. Кандидатскую защитил.

- Вам такие трудности пришлось преодолеть ради муниципальной службы. Стоила ли овчинка выделки?

- Во-первых, я это трудностями не считаю, образование еще никому не помешало. Во-вторых, была востребованность. Я мог больше помогать. Откровенно говоря, все, что сейчас после Юрия Николаевича существует, - все на наших заделах работает до сегодняшнего дня. Памятник Панчулидзеву поставили. Летнюю площадку в городском парке сделали. Создали Доску почета у входа в горпарк. Вообще, горпарку я уделял большое внимание. Здесь и хозяйственной работы было много. К тому же надо было привлекать спонсорские деньги. Там же ни копейки бюджетных денег нет. Потом мне поступило предложение возглавить социальный блок города. И я попал как кур во щи.

- Все-таки у чиновников есть реальная возможность решать городские проблемы. Что лично вы, будучи чиновником, сделали, к примеру, для развития саратовской гармони?

- Я в свое время объездил чуть ли не полстраны и подготовил технологию производства гармони. Тогда все уже шло к развалу. Поездил по музыкальным фабрикам. Нашел все сырьевые базы, всех производителей оборудования, которое можно использовать в производстве гармони. Я все это записал и положил на стол тогдашнему министру культуры Вере Батаниной. Сказал: «Вот, Вера Михайловна, памятников у нас много в центре города, но если все это вы выполните, там будет и вам памятник». Ей труда особого это не составляло, но она деликатно все мои разработки положила под сукно. А потом мне сделали операцию - одну, вторую. И все заглохло... Я и с Юрием Николаевичем оговаривал вопрос возрождения гармони. Убедил его, что это визитная карточка, что надо работать в этом направлении. Но тогда готовились следующие выборы. Мы решили после выборов заняться гармошкой. Но случилось то, что случилось.

- А сам Юрий Николаевич любит гармошку?

- Естественно. Вообще, к культуре он относился с большим уважением, можно сказать, с благоговением. Мы его воспитали, кстати, так, что он не пропускал ни одного концерта, ни одного творческого мероприятия. Я всегда запросто заходил к нему со своими проблемами. Нужно, например, решить вопрос: ребенок сирота, но очень талантливый, нужна помощь - помогали. Нужно на конкурс свозить - свозили. Я с искренним удовлетворением вспоминаю об этом.

- Сегодня, оглядываясь на свою работу в администрации, вы думаете, что тогда надо было поступить по-другому, что-то сделать иначе?

- Я не думаю, а знаю, что надо было сделать по-другому. Во-первых, я очень много и серьезно думал о проблемах ЖКХ. Что-то мы уже начали воплощать в жизнь. Например, идеи по организации уборки мусора. Я запланировал на территории района 25 пунктов приема вторичного сырья. Мы хотели организовать переработку этого сырья и его утилизацию, складирование и потом реализацию на предприятия. Но на это надо было время и инвестиции. А получилось, что я только начал решать проблему, и Аксененко выдернул меня замом мэра в город. Я поставил все задачи перед преемником, и тут через полгода мы ушли. Я сейчас наблюдаю, что трепят с экрана, какие потуги там осуществляются. Надо просто сравнить, какой бюджет был, когда работал Юрий Николаевич, и какой теперь. Этого же никто не знает и не хочет знать. Это несравнимые деньги. Да, инфляция, может, прошла, но я сужу по объемам финансирования. Да если бы тогда были такие деньги!

- Все равно часть денег разошлась бы по чиновничьим карманам. Или раньше такой практики не было?

- Вы знаете, воровали тогда меньше. Если откаты были в ЖКХ, то где-то 10%, ну максимум 15%. А сегодня до 30% и даже до 50% доходит. Бюджетные деньги просто разворовывают. Взять хотя бы федеральные программы. Замечательное дело - чтобы люди занимались спортом. Но под эту идею такое вранье подсовывают! Собираются строить 7 спортивных площадок, привозят сразу своих подрядчиков, несмотря на то, что конкурс должен проводиться. И недодают трети суммы, которая запланирована на возведение этого объекта. Говорят: «Ребята, вот вам». Я говорю: «Да нам не надо». Ну хорошо, навязали, взяли. А денег-то не хватает. И начинается в газетах: да вот эти чиновники, они не хотят для народа ничего сделать. Знают, на каких жилках играть. И нам приходилось выкручиваться, изыскивать эти средства вне бюджета, чтобы довести объект до конца, чтобы народ так не думал хотя бы, понимаете? А ведь эти объекты еще содержать надо. И так поголовно. И знают, чьи тут денежные строительные мешки работают, конкретно какого человека. Но все боятся правду сказать. А я не боюсь. Я, слава богу, уже пожил, и мои дети на ногах крепко стоят.

- Может быть, сейчас, с вашим опытом и пониманием ситуации, стоило бы вернуться во власть?

- Мне Грищенко сказал: «Заходи...». Я сказал: «Спасибо, не надо». Без куска хлеба я не останусь. Вы уж извините, я с ним пообщался. При всем «уважении» к Грищенко, но я не понимаю, как вдруг  человек стал таким гениальным политиком, выдающимся руководителем, конкурсным управляющим, который может вывести город из кризиса. Вот, уже вывел, как и обещал, через пять лет.

«Продолжается вечная грызня...»

- За последние пять лет политическая ситуация в городе и области очень сильно изменилась. Как вы ее оцениваете?

- Сейчас продолжается грызня между губернатором, городом и вообще единороссами. Коррупционеры борются с коррупцией, преступники борются с преступностью... Посмотрите, кого сейчас ловят на взятках? Единороссов. Хотя бы чистку у себя провели публично, для очищения совести. Мне кажется, что в саратовском отделении партии 80% карьеристов и проходимцев. А 20% - это случайные люди, которые попали туда, чтобы свой бизнес поддержать. Но ни один не задумался о людях. Думают все только о себе. Я знаю статистику по выборам. Сегодня за них проголосовало бы максимум 15-17%. Но сделают так, что будет 60-70%. Я знаю, как это делается.

- Почему-то у нас в последнее время все проходит под лозунгом «Саратов должен быть разрушен», как в репортаже Соколова-Митрича. Вы считаете, это закономерность или это кому-то выгодно?

- Это вообще тенденция и методика после Октябрьской революции - все взять и разрушить до основания. Вот работал Аксененко. Убрали человека, наказали. Я не говорю, что он не заслуживает наказания. В какой-то степени - да. И приказали вычистить из администрации всех, кто раньше работал с ним. А работали-то ведь профессионалы. После того, как пришел Грищенко, сколько глав сменилось в администрации? Все уже со счета сбились. И это их кадровый резерв! Не смешно ли?

Кто ни приходит - все рушит. Белых ушел - всех вычистили. Аяцков ушел - всех вычистили. Кто следующий, чистить кого? Я считаю, что если кто-то из представителей власти что-то реальное делает для людей, а не болтает на каждом углу, значит, он на своем месте. Мы все не боги, совершаем ошибки. Но одно дело, когда человек совершает ошибки, пытаясь решить проблемы людей, другое - когда он делает это умышленно. Уж это элементарно можно отличить.

- Октябрьская революция - это все-таки очень далеко. Наверное, большую роль сыграли и события последних лет.

- Да, дело в том, что вся страна была поделена негласно на зоны экономического влияния. Те, кто стоял у руля, были вынуждены возить в Москву чемоданы с деньгами. Это уже история. Я же не говорю про сегодняшний день, я говорю, как было пять лет назад. Губернатор возил своим, мэр - своим. Губернатор говорит: «Давайте сюда», в Москве говорят: «Давайте сюда». Естественно, куда в первую очередь - туда, где высоко и по-серьезному. Когда человеку надо возить два чемодана, их надо где-то брать. Вот почему произошел раскол в городе и области.

Идет вечная грызня, люди меняются, а склока остается. Остается по наследству. Естественно, надо было «сшибать» эти деньги, жить как-то немножко самим, и город если не умер, то остановился в своем развитии. Вот почему стали появляться лоточки всякие, другие коммерческие дела, которые испортили лицо города. Даже не потому, что хотели нажиться тогдашние руководители. А в большей степени из-за того, что им надо было удержаться у власти. Но об этом же простым людям не будут говорить...

- Некоторые лоточки до сих пор стоят на том же месте. Даже крышей обзавелись. Вот и все развитие.

- На первый взгляд, город развивается. Новый мост появился, еще что-то. Но я вас уверяю, все это появилось в большей степени потому, что некоторые люди хотели на этом заработать. И чем объект круче, тем больше там украдено денег. Город развивается сегодня по этому пути. Самое обидное, что инфраструктура замечательная, количество образовательных учреждений колоссальное. Но никому это не надо. Сейчас один отслужит обедню, которую ему заказали, и «до свиданья». И нового такого потом посадят. Как городу развиваться, если сейчас каждый на своем месте искусственно тормозит его развитие? Это страшная беда.

- Вы очень критически настроены по отношению к нынешней власти. Никогда не задумывались пойти в оппозицию?

- Я бы, конечно, пошел в оппозицию, по-серьезному бы пошел. Есть с чем идти и что сказать. Но я был вынужден отказаться от этих планов, чтобы не создавать проблем семье. Дело в том, что после ухода из администрации в 2006 году мне пришлось поучаствовать в проведении выборов в городскую думу по Октябрьскому району. Я посчитал, что из предложенных единороссами кандидатов в депутаты ни один не подходит. Мне намекнули: «Вы тут уже повякали, а сейчас вы как бы не у дел, вот и не вякайте». Пришлось поработать, и из пяти мест они только два получили. На меня очень сильно обиделись. Честно говоря, у меня еще есть некоторые мысли по этому поводу в будущем. Но иногда это желание начинает просто-напросто затухать, потому что я смотрю: а людям-то ничего не надо... Народ у нас в массе своей аморфный, пассивный. А раз народу не надо - зачем себя на алтарь-то класть?

Вообще, я проработал в этой системе 15 лет. Пусть мне покажут хоть одно мое предприятие, покажут кучу недвижимости и прочее. Я сегодня скромно на «Ниве» на работу приехал и не стесняюсь этого. Я честно заработал эти деньги. Пусть стесняются те, кто работали по три дня, а заработали столько, что не знают, куда их деть. Я, как глава, получал 25 тысяч рублей в месяц. Ну, такую же сумму дадут в виде премии в конце года, если себя хорошо проявишь. Все. На какие шиши ты купишь «мерседес» или квартиру в Швейцарии? Там чистых людей нет просто-напросто. Можно решать проблемы города, не вкладывая колоссальных денег, не разворовывая их на конкурсах, программах и прочих делах. Но чиновникам это на сегодняшний день не нужно. И думающие, нормальные люди им не нужны. Потому что им воровать надо. Вот и вся кухня.

без названияНаногармонь

- Вы сейчас активно занимаетесь возрождением производства саратовской гармони. Обучаете ребят на базе колледжа при техническом университете. Уже удалось чего-то добиться?

- Мы с ребятами уже практически сделали четыре гармони. По учебному плану, который я разработал, мы должны были сделать гармонь не раньше чем через три года, но мы уложились в десять месяцев. У ребят очень неплохо получилось для первого раза. В группе сейчас остались очень талантливые ребята. К тому же за полгода они научились очень прилично играть. Правда, репертуар пока маленький.

Главная проблема в том, что многие жители даже нашей области понятия не имеют, что такое саратовская гармонь. Чтобы популяризировать этот инструмент, мы разработали модель игрушки «саратовская гармонь». Это будет маленькая восьмиклавишная гармоника, естественно, действующая. Цена ее около 5 тысяч рублей. Ничего подобного в мире не делают. И мне кажется, что детям от 4 до 7 лет это будет интересно.

- Вы собирались делать еще и сувенирные гармоники. Не отказались от своих планов? Такой сувенир мог бы прославить Саратов не только на всю страну, но и на весь мир. В Туле, например, есть самовары, в Гусь-Хрустальном - посуда, а у нас были бы гармоники.

- В свое время, я, будучи участником музыкального ансамбля, полмира объездил и могу сказать, что спрос в мире на саратовские гармони очень большой. На всех гармонь производит одинаково хорошее впечатление. Поэтому создание сувенира - это следующий пункт в моем плане. Естественно, сувенирная гармонь должна внешне выглядеть очень эффектно и при этом быть действующим инструментом. К нам ведь приезжают туристы, и что они могут увезти на память из Саратовской области? Только гармонь.

- Действительно, гармонь - один из символов нашего города. Даже чиновники это понимают...

- К сожалению, ни министерству культуры области, ни управлению по культуре города возрождение гармони не интересно. Специалисты, которые там сидят, на мой взгляд, совершенно случайные люди. Им надо только «рисануться» где-то, показать «свои» достижения. Нас уже приглашали на несколько выставок регионального уровня. Там побывали представители различных федеральных структур, и они были в восторге от того, какой грандиозный у нас прогресс. Но кроме восхищения, мы ничего не видим, никакой реальной помощи. А помогает нам сегодня, в основном, только инициатор этого проекта - ректор технического университета Игорь Рудольфович Плеве. И все это находится на его финансировании, на моральном и материальном обеспечении.

- Чтобы сделать гармонь, даже игрушечную, не говоря уже о концертной, нужно много времени и сил. Значит, гармонь будет стоить приличных денег.

- Я думаю, что, несмотря на довольно высокую стоимость, гармони будут пользоваться спросом. Нам уже предложили к Олимпиаде 2014 года сделать сувениры и игрушки. И туристы, которые приезжают в Саратов, готовы платить деньги. Это будет коммерческий проект, и часть средств, заработанных на сувенире, можно направлять на производство концертной гармони. А это дело, сами понимаете, не прибыльное. Саратовская гармонь культивируется только у нас в Поволжье. Причем играют на этом инструменте люди далеко не самые обеспеченные. По крайней мере, я не видел еще ни одного сына олигарха, который пришел бы ко мне и учился играть. А инструмент дорогой. Например, в Москве сейчас делают пятирядный баян «Юпитер». Его стоимость - полтора миллиона рублей. Саратовская концертная гармонь будет стоить примерно триста тысяч. Цена такая из-за того, что работа серьезная и трудная, мастеру нужно работать полгода над одним инструментом. Кто такие деньги заплатит? В советское время существовали управления культуры, которые выделяли деньги филармониям, консерваториям, театрам. Сейчас эта система разрушена до основания. О чем говорить, если у нас один хороший рояль на всю область, который возят из консерватории в театр оперы и балета на правительственные концерты? Мы дошли до ручки.

- Вы думаете, чиновники, у которых нет денег даже на рояль, смогут помочь возрождению саратовской гармони?

- Нет, не смогут!..

- Виктор Васильевич, сейчас все говорят об инновациях. Кругом только и слышно про нанотехнологии. А саратовская гармошка - это старинный инструмент. Как на фоне инноваций выглядит традиционная саратовская гармонь?

- С точки зрения инноваций, у меня очень много интересных усовершенствований для саратовской гармошки.

- Неужели с помощью нанотехнологий?

- Я бы не сказал, что это в чистом виде нанотехнологии... Хотя отчасти и нанотехнологии. Раньше все детали гармони делались вручную. Мы сейчас сотрудничаем с заводом приборных устройств, разрабатываем универсальную оснастку. С Игорем Рудольфовичем Плеве уже договорились, что откроем маленькую фабрику на базе колледжа. Это будет конвейер. На сегодняшний день есть оборудование такое, что можно за неделю нам на 10 лет вперед деталей сделать. Но, конечно, всего станки делать не могут.

- Понятно, что производство гармони - это в основном ручной труд. Пятеро ребят, с которыми вы сейчас занимаетесь, явно не смогут справиться с такими амбициозными планами. Будете ли вы набирать новую группу учеников?

- Уже сейчас мы занимаемся набором группы из 25 человек, которых с 1 сентября будем готовить именно по специальности «мастер по изготовлению саратовской гармони». Причем, третью часть или даже половину группы я хочу набрать из категории инвалидов. Можно организовать для них надомную работу. Здесь есть, конечно, юридические проблемы: если они будут работать, то они потеряют пенсию. Мы можем сделать так, чтобы и пенсию они не потеряли, и занимались делом. И эти люди будут довольны и востребованы.

- Да, это было бы большое дело. А вы сами верите в то, что возрождение саратовской гармони состоится?

- Состоится. Если нам не будут мешать.