Миллионы из трущоб

Миллионы из трущоб

Руководство администрации областного центра можно упрекать в чем угодно, но только не в отсутствии гуманизма. Высочайшим его проявлением со стороны чиновников стала реализация ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2008 году».

без названияРуководство администрации областного центра можно упрекать в чем угодно, но только не в отсутствии гуманизма. Высочайшим его проявлением со стороны чиновников стала реализация ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2008 году».

 

Дабы облагодетельствовать саратовцев за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, сотрудникам мэрии пришлось немало потрудиться. Оно и понятно - путь к благородной цели, как правило, тернист.
Через какие только тернии ни пробирались чиновники, чтобы обеспечить саратовцам достойную среду обитания. Сначала пришлось попотеть над оформлением заявки для получения средств по 185-ФЗ и созданием переселенческой программы. И эти усилия вскоре были вознаграждены. В мае 2008 года из Фонда содействия реформированию ЖКХ город получил 290,3 миллиона рублей, еще 93,2 миллиона подкинула область. Деньги, как и положено, оприходовали, подкорректировав муниципальный бюджет. А затем наступила пауза, продолжавшаяся почти 5 месяцев.
Наверное, все это время в мэрии мозговали, как лучше потратить федеральные и областные средства. И, наконец, придумали. По информации заместителя главы администрации Саратова по градостроительству, председателя комитета по капитальному строительству Александра Демина, к 1 ноября 2008 года подготовили документацию и объявили о проведении аукционов «по определению застройщика на приобретение права на долевое строительство жилых помещений».
Однако в своем докладе на заседании гордумской профильной комиссии Александр Дмитриевич забыл упомянуть о первом переселенческом аукционе, состоявшемся еще в октябре 2008 года. Как ни печально, но этот блин вышел комом. Итоги данного соревнования застройщиков отменило Саратовское УФАС. Пришлось все начинать сначала.
Ничего, и с этим справились. Да как оперативно! В течение одного месяца состоялись три аукциона - 2, 15 и 20 декабря 2008-го. В данном случае спешка была нелишней - финансовый год заканчивался, а деньги из Фонда все еще оставались неосвоенными. Шутка ли, за столь короткий срок потратить 383,493 миллиона рублей! Но, как говорится, были бы деньги, а уж специалисты по освоению найдутся. И, конечно же, они нашлись. По итогам трех аукционов было заключено 236 муниципальных контрактов на долевое участие в строительстве многоквартирных домов.
Тут уж основной исполнитель ведомственной программы - городской комитет по капстроительству - не скупился на квадратные метры. Чиновники, видимо, настолько вошли в раж, что позабыли и о 185-ФЗ, и о Жилищном кодексе РФ. А действующее законодательство, между тем, велит предоставлять переселенцам жилое помещение «равнозначное по площади ранее занимаемому».
Но это, по всей видимости, было бы слишком просто, а главное - негуманно. И при покупке жилья для обитателей аварийных развалюх муниципалы отошли от принципа равнозначности. Приведем лишь несколько подобных примеров. Итак, улица Киевская, дом №8. Общая площадь помещений здесь составляет 1881,5 квадратных метра, 937 из них - муниципальная собственность, остальные 944,5 квадрата - частная. При этом для предоставления в социальный наём планируется закупить 2120 квадратных метров жилья, а еще 1561 квадрат приобретут для частников. Похожая история и на 3-м Артезианском проезде, 10. В данном случае за муниципальные 163,9 квадратных метра дадут 306, и за 171,7 частных квадратных метра - целых 221. Как говорится, почувствуйте разницу.
Улучшать жилищные условия саратовцев качественно и с размахом - дело, несомненно, хорошее. Кто же еще, как не родной муниципалитет, поможет саратовцам забыть о своих аварийных домах как о страшном сне? Вот только щедрость, проявленная за счет федерального и областного бюджетов, букве закона не соответствует. В том-то и закавыка, что на момент расходования средств Фонда администрация Саратова не подкрепила свои благие намерения софинансированием из городского бюджета.
Потом, правда, чиновники опомнились - продлили действие переселенческой программы еще на один год и под этим «соусом» выделили на ее реализацию 200 миллионов рублей из городской казны. Что примечательно, данная комбинация была проделана 29 декабря 2008 года.
А теперь посмотрим, чем же отличаются ведомственные целевые программы по переселению граждан из аварийного жилья на 2008 год и на 2008-2009 годы. В обеих говорится о покупке 402 квартир для 857 человек. Все остальные позиции также остались неизменными, подкорректированы только сроки реализации. В первом варианте этот пункт выглядел следующим образом: «2008 год - освоение бюджетных средств, 2009 год - завершение переселения». После внесенных изменений в строке «Сроки реализации» читаем: «2008-2009 годы - освоение бюджетных средств».
На мой взгляд, всю катавасию с пролонгированием программы затеяли лишь для того, чтобы «подчистить хвосты». По сути же софинансировать программу муниципалитет стал постфактум, когда деньги из федерального и областного бюджетов уже были потрачены, причем с нарушениями действующего законодательства. Однако ни председатель городского комитета по финансам Алексей Никитин, ни Александр Демин не видят в случившемся ничего предосудительного. Во всяком случае, на заседании профильной комиссии гордумы они в один голос уверяли депутатов в законности действий администрации по проведению аукционов.
Что же касается запоздалого софинансирования, то на все вопросы по этому поводу Александр Демин отвечал рефреном: «200 миллионов были заведены из городского бюджета». На выручку заместителю главы администрации пришел главный финансист города, он-то и пояснил собравшимся, что программа (якобы по согласованию с Фондом содействия реформированию ЖКХ) была пролонгирована, и 200 миллионов рублей из горбюджета пойдут в счет долевого участия.
Что ж, будем надеяться, что и в данном случае сработает принцип «лучше поздно, чем никогда». Хотя не очень-то верится, что 185-ФЗ и Жилищный кодекс РФ допускают столь вольную интерпретацию своих статей. Но не будем присваивать себе прокурорские полномочия, пусть сотрудники надзорного органа дают правовую оценку действиям щедрых чиновников и объясняют им, что в некоторых случаях опоздание «нецелевке» подобно.