Доступные формирования

Доступные формирования

Сколько бы громких, вышибающих слезу слов о создании доступной среды для инвалидов ни говорили самые высокопоставленные чиновники, дороги в Саратове по-прежнему строят с высокими тротуарами и бордюрами, в новых домах нет пандусов, а на большинстве автостоянок вряд ли найдется место для парковки автомобиля человека «с ограниченными возможностями». В этом году у Саратовской области появился реальный шанс, подкрепленный не только душевными порывами первых лиц, но и миллиардами бюджетных денег, изменить ситуацию в корне

без названияСколько бы громких, вышибающих слезу слов о создании доступной среды для инвалидов ни говорили самые высокопоставленные чиновники, дороги в Саратове по-прежнему строят с высокими тротуарами и бордюрами, в новых домах нет пандусов, а на большинстве автостоянок вряд ли найдется место для парковки автомобиля человека «с ограниченными возможностями». В этом году у Саратовской области появился реальный шанс, подкрепленный не только душевными порывами первых лиц, но и миллиардами бюджетных денег, изменить ситуацию в корне

Наш регион, наряду с Татарстаном и Тверской областью, вошел в число субъектов РФ, в которых будет реализована пилотная государственная программа «Доступная среда». Общий объем финансирования на 2011-2015 годы составит порядка 46 миллиардов рублей. Деньги - огромные, ответственность - максимальная. В связи с этим во вторник с официальным визитом в наш город прибыл директор департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития РФ Григорий Лекарев. После посещения протезно-ортопедического предприятия и других объектов, которыми посланник федерального правительства остался доволен, он посвятил местных чиновников в премудрости нового проекта.

По словам Григория Лекарева, пилотная программа «концентрирует все усилия государства, направленные на формирование доступной среды для инвалидов». Ее принятие связано с необходимостью ратификации Конвенции по правам инвалидов, которую Россия подписала еще в 2008 году. «Одними пандусами здесь не обойтись, - подчеркнул Григорий Лекарев. - Инвалиды - это не только люди, которые используют инвалидные коляски. Есть также инвалиды по зрению, по слуху. И те приспособления, которые хороши для инвалидов-колясочников, бывают абсолютно бесполезны для слепого».

Несмотря на значительное финансирование, в Минздравсоцразвития понимают, что «все объекты мы приспособить, конечно, не сможем». Одним из приоритетных направлений является создание так называемой «безбарьерной школы». Ее смысл сводится к тому, что дети с ограниченными возможностями должны учиться вместе с другими детьми в обыкновенных школах. Такова, по словам Лекарева, общая «модальность» проекта. В остальном федеральный центр предоставляет большой простор для творчества и одновременно ждет от Саратова типовых решений, которые затем будут использованы в других регионах. Главное условие для местных чиновников - не заниматься самодеятельностью и составить список зданий, которые переоборудуют в рамках проекта, вместе с представителями обществ инвалидов.

 Григорий Лекарев поинтересовался, есть ли уже конкретные предложения. «Нам доверена высокая честь», - простимулировал собравшихся глава минсоцразвития Владимир Чернышев и предложил для начала высказаться замминистра культуры. Однако она явно не была расположена к столь высокому общению. Воспользовавшись заминкой, вниманием московского гостя завладела замглавы администрации Саратова Ольга Баталина. По ее мнению, необходимо переоборудовать в рамках программы здание городского центра национальных культур, поскольку в нем сосредоточено 66 «культурно-досуговых формирований». Федерального чиновника речь Ольги Юрьевны вдохновила. Если из центра сделают образцово-показательное учреждение - Москва скажет только спасибо.

 Гораздо меньше оптимизма вселил в гостя и.о. замминистра транспорта и дорожного хозяйства области Иван Козаченко. Он заговорил о том, что покупка специального подвижного состава - дело для перевозчиков невыгодное. Автобус, оборудованный с учетом интересов инвалидов, стоит на 15% дороже обычного, а цена льготного проездного билета настолько низка, что об окупаемости речи не идет. Тем не менее, уловив общую «модальность» разговора, замминистра в конце концов заверил, что через 5 лет в области должно быть переобрудовано 40-50% всего подвижного состава, а с доступностью вокзалов и аэропортов все уже так хорошо, что можно говорить не о количественном, а о качественном улучшении в будущем.

«Возможно, я не прав, - включился в разговор Владимир Чернышев, - но с точки зрения градостроительного кодекса новые объекты возникают, вообще-то, уже доступными». «Если вы контроль наладили», - справедливо заметил Григорий Лекарев. По словам главы департамента Минздравсоцразвития, «все новое должно строиться с учетом требований инвалидов». Владимир Чернышев с главой департамента соглашался: если строить здания - то только доступные, если закупать автобусы - то только низкопольные. Словом, полное взаимопонимание в заботе о 6% населения региона.

Бассейны в Саратовской области тоже проще построить новые, чем переделать старые. По словам представителя минспорта области, те бассейны, которые появляются под чутким присмотром «Единой России», несмотря на наличие пандусов на входе, не могут использоваться людьми с ограниченными возможностями. То есть зайти в здание инвалиды могут, а вот поплавать - нет. Между тем, программа «Доступная среда» предусматривает только переобрудование существующих объектов. Как же быть? За ФОКи вступилась Ольга Баталина: «Необходима коррекция типового проекта на уровне федерального Минспорта». От московского гостя готового решения саратовские чиновники не дождались - это от них теперь все ждут креативных идей.

«Около 50 субъектов просились в пилотный проект, - заметил Григорий Лекарев. - На вас смотрят эти субъекты, и некоторые не без зависти». На нас смотрят не только другие регионы - проблемы инвалидов находятся на личном контроле премьер-министра Путина. «Это все на таком уровне, что в любом случае будет реализовано», - подчеркнул глава департамента. «Мы уверены в том, что данный проект серьезный, очень важный для населения, важный для нас, поэтому реализуем его в полном объеме, - взволнованно сказал Владимир Чернышев и зачем-то добавил: - Посмотрим, как получится».