Принц и нищие

Принц и нищие

Общественный совет по культуре, созданный в прошлом году при правительстве области, напоминает неудавшийся консилиум врачей. Больная, как водится, - саратовская культура, диагнозов - великое множество. Доктора - то бишь творческие работники - совещаются, спорят, ругаются, пытаясь помочь пациенту. И тут вдруг посторонний человек, невесть какими судьбами занесенный на консилиум профессионалов, встает и твердым голосом заявляет, что все свободны, и оперировать больную будет он, и только он. Неважно, что он этого не умеет, главное - все деньги на лечение в его руках

без названияОбщественный совет по культуре, созданный в прошлом году при правительстве области, напоминает неудавшийся консилиум врачей. Больная, как водится, - саратовская культура, диагнозов - великое множество. Доктора - то бишь творческие работники - совещаются, спорят, ругаются, пытаясь помочь пациенту. И тут вдруг посторонний человек, невесть какими судьбами занесенный на консилиум профессионалов, встает и твердым голосом заявляет, что все свободны, и оперировать больную будет он, и только он. Неважно, что он этого не умеет, главное - все деньги на лечение в его руках. 

Трагедия 2025

Собравшиеся на этой неделе члены совета первым делом обсудили «основные направления развития культуры в рамках Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года», разработанные региональным министерством культуры. Каждый знает, что планировать далекое будущее столь же легко и приятно, сколь и бессмысленно. Наверняка, и двадцать лет назад некие министерские работники строили долгосрочные планы. Но где теперь эти чиновники, а главное - кто вспомнит, что они там планировали? Вот и с нынешних спрос через 14 лет будет, скорее всего, невелик. А мечтать, говорят, никому не вредно.

Итак, идеальная картинка будущего, по версии минкульта, такова: единое культурное пространство создано, максимальная доступность культурных услуг обеспечена, все условия для повышения их качества и разнообразия существуют, культурное наследие народов, проживающих в Саратовской области, сохранено и популяризовано, ну и прочее, прочее... Почти на каждой странице документа - слово «инновации». Без них в культуре, которая отныне должна заняться «формированием конкурентоспособного человеческого капитала», оказывается, тоже никуда.

Чтобы культура стала инновационной, а люди превратились в капитал, следует, по словам министра Владимира Синюкова, «обеспечить отрасль современными зданиями» (любопытно, можно ли считать таковым новый ТЮЗ?), «построить знаковые объекты, способные стать символами культуры региона» (консерватория и прочие «символы», видимо, с этой ролью уже не справляются), стимулировать стабильный рост зарплаты работников культуры (читайте: ежегодно прибавлять к жалким 5 тысячам рублей по 100 рублей)... Главным же показателем реализации стратегии, помимо давно набивших оскомину «усилить», «охватить» и «увеличить», будет вхождение Саратовской области в двадцатку ведущих субъектов РФ в сфере культуры. Интересно, на каком же месте сейчас наша «культурная столица»?

«Стратегическая задача - тратить на культуру больше, - заявил на заседании общественного совета Владимир Синюков. - Но сейчас 99% расходов - это бюджет государства, остальное - частные инвестиции. Эта структура устарела. Государственно-частное партнерство - вот форма!» Хочется воскликнуть вслед за министром: тратить больше, да еще из чужого кармана - вот это стратегия! План по переводу половины культурных учреждений в автономные лишь подтверждает опасения, что государство намерено урезать траты на эту сферу и возлагает надежды на новых Боголюбовых и Морозовых.

Однако что мы все про деньги? Чиновники ждут от местных художников ни много ни мало - культурной революции. Они даже готовы создать в Саратове некий Центр современного искусства и предоставить «поддержку современных технологий в профессиональном искусстве, радикально изменяющих технику работы художников». Глава регионального отделения Союза художников России Павел Маскаев сильно удивился такой формулировке и поинтересовался, что она значит. «Это вас надо спросить», - переадресовал вопрос обратно министр. Идеи минкульта, как выяснилось, ничем не подкреплены.

С некоторыми замечаниями, важными и не очень, концепцию развития культуры члены общественного совета одобрили и перешли от стратегии к тактике, то есть ко второму вопросу. Однако прежде чем тоже перейти к нему, приведем слова министра Синюкова, сказанные в самом начале заседания: «Любые реформы всегда связаны с культурной революцией, с созданием новых видов искусства, новых творческих форм. Вот этого остро не хватает Саратовской области! Конечно, это процесс не бюрократический, и он невозможен по команде сверху, но создать соответствующие организационные и финансовые условия мы обязаны». Давайте запомним эти слова.

Кто это лоббирует?

А вторым пунктом в повестке дня значился вопрос о создании оркестра народных инструментов. Увертюру к его обсуждению исполнил сам Владимир Синюков. Из нее следовало, что решение  создать оркестр - это решение сверху. Минкультуры, обеспокоенное утратой традиций исполнительства на народных инструментах, хочет видеть и слышать данный коллектив не в далеком 2025-м, а прямо здесь и сейчас. Причем желание настолько велико, что соответствующее финансирование уже предусмотрено в областном бюджете на этот год. Дело за малым - создать сам оркестр.

Однако неожиданно министерство, которое, по словам Владимира Николаевича, обычно только «смотрит и ссылается на отсутствие денег», а тут вдруг проявило неслыханную щедрость, «столкнулось с критической позицией творческой личности». Резко против сиюминутной реализации чиновничьей идеи выступил Анатолий Катц - художественный руководитель областной филармонии им. А. Шнитке, которой и поручено создать новый коллектив. Анатолий Иосифович написал письмо губернатору Павлу Ипатову, в котором аргументировал свой протест. Письмо было растиражировано и роздано всем членам совета. А раз уж частная переписка предана огласке, процитируем письмо и мы: «...в этой ситуации, когда нет ни концертного, ни репетиционного залов, думать о создании нового большого коллектива - по меньшей мере, нелепо... Предварительная смета на создание оркестра на сегодняшний день составляет 12 миллионов рублей. Думаю, что в нынешней ситуации гораздо логичнее приложить максимум усилий для реконструкции концертного зала Саратовской филармонии, которой, напомню, в 2012 году исполняется 75 лет...»

Проблема, по мнению Анатолия Катца, не только в отсутствии помещения и покупке дорогостоящих инструментов, но и в формировании состава профессионального оркестра (для примера, сегодня в консерватории учатся 8 домристов и 3 балалаечника). Поэтому идею, которой, к слову, уже более сорока лет, стоит отложить до лучших времен. Как отметила директор филармонии Светлана Краснощекова, сегодня разумнее было бы поддержать существующие коллективы, чем создавать новый. Есть большое опасение, что тем самым минкульт будет, грубо говоря, плодить нищету. «Как бы нам не родить бы еще одного “нищего ребенка”?» - беспокоился профессор театрального факультета консерватории Александр Галко.

Худрук театра драмы Григорий Аредаков возмутился: «Да, конечно, глупо - министр предлагает создать, творцы говорят: «Подумаем». Странно. А может, и не странно. Потому что вспоминаю я прекрасную идею Юрия Петровича Кисилева построить ТЮЗ. Прекрасная идея? Прекрасная. Тридцать лет строим - не достроим. Никак». «В этом году достроим», - пообещал министр. «Нет, вот когда первый концерт - даже не спектакль - на этой сцене я услышу, вот тогда я пойму, что это построили. А сейчас пока нет, - продолжил Аредаков - Но я хочу, чтобы не случилось так, как случилось у нас. Когда волевым усилием, ради одного человека в Ленинском районе создали муниципальный театр, назвали его «Русской комедией», потом тоже волевым усилием его сделали областным театром, а потом волевым усилием повесили нам филиалом. Это абсолютно ненужный, с моей точки зрения, аппендицит, который вырастил страдальцев - артистов, которые там сейчас работают. Я только не могу понять, кто лоббирует это и зачем?»

Чаша весов - между за и против - постоянно перевешивала то в одну, то в другую сторону. Владимир Синюков привел в пример губернский театр хоровой музыки, который был создан «на пике развала страны» и теперь считается лучшим в России. Однако директор фестиваля «Саратовские страдания» Татьяна Зорина напомнила министру, что одновременно Саратов потерял другой, не менее знаковый театр - АТХ. Еще деятели культуры усиленно вспоминали, в каких городах есть такой оркестр, а в каких нет, пускались в исторические сравнения, ругали телевидение... Кто-то пообещал «проголосовать обеими руками за» создание оркестра, кто-то даже поклонился в пояс министру-благодетелю. Дошло до того, что приглашенный на совет профессор консерватории Дмитрий Варламов реанимировал в защиту министерской инциативы уваровскую формулу «православие - самодержавие - народность».

Как ни призывал всех Анатолий Катц «спуститься на грешную землю», большинство членов совета все-таки проголосовали за инициативу министерства. Правда, было решено сформировать рабочую группу, которая более детально разберется в вопросе. Однако разобраться - это, похоже, все, что смогут творческие работники. Общественный совет по культуре - орган совещательный, и по сути ничего не решает. Главное - ему об этом вовремя напомнить, что и сделал министр Синюков. Да и если уж власть имущие захотели создать себе новый фетиш - они его создадут. Так, наверное, и дотянем до 2025 года.