Пришибло миллионами

Пришибло миллионами

Прошедшие выборы подкосили ряды и без того немногочисленного комитета по экономической политике губернского заксобрания. Из пятерых его членов в думском строю осталось четверо. Но они по этому поводу совсем не переживали

Пришибло миллионамиПрошедшие выборы подкосили ряды и без того немногочисленного комитета по экономической политике губернского заксобрания. Из пятерых его членов в думском строю осталось четверо. Но они по этому поводу совсем не переживали.

На уход Евгения Шлычкова из регионального парламента его конкурент Василий Синичкин отреагировал с присущими ему задором и оптимизмом. «Отряд не заметит потери бойца», - делился Василий Павлович своими соображениями с товарищами по думе и партии. Синичкин ошибся. Отсутствия боевой единицы трудно было не заметить. «Комитет потерял одного члена», - открыл заседание Олег Галкин. Правда, больше он к этой теме не возвращался. Были дела поважнее.

Если краткость и в самом деле - сестра таланта, то в думском профильном комитете собрались гении. Семь вопросов повестки дня они легко рассмотрели за 10 минут. Думаю, депутаты справились бы с этой задачей еще быстрее, если бы Василий Павлович не задавал слишком много вопросов. Свой интерес даже к посторонним вещам он сам объяснил так: «Для общего развития». Чтобы расширить кругозор, Синичкину непременно надо было узнать: «Чиганак - это кто: мордва или чуваши?» И снова Василий Павлович попал впросак. Оказалось, ни те ни другие. В селе Чиганак Аркадакского района преимущественно русское население. В конце концов Синичкин усвоил немалый объем информации и так развился, что даже перестал задавать вопросы. Это, пожалуй, стало главным прорывом данного заседания.

А вот у членов комитета по социальной политике прорывов было больше. Как, впрочем, и участников. Это заседание не поленились посетить госдеп Игорь Архипов, региональные министры, детский и взрослый уполномоченные, а главное - общественники. Причем не только из ОПы, но и вполне самостоятельные. Причиной аншлага, по словам Марины Алешиной, стала повестка дня, в которой «есть такие вопросы социально значимые». Среди них - обращение Федерации профсоюзных организаций по вопросу установления социальной поддержки сотрудникам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Формулировка громоздкая, но суть ее проста - профсоюзы отстаивают интересы детсадовских медсестер и поваров, требуя, чтобы им ежемесячно доплачивали к жалованью одну тысячу рублей. Напомню, в прошлом году право на «чистую тысячу» получили педагогические работники ДОУ.

 Министр образования губернии Гарри Татарков «да» и «нет» не говорил, особых эмоций не проявлял, он просто приводил статистические данные. Итак, на сегодняшний день средняя зарплата педработников детских садов составляет 6 200 рублей, технического персонала - 4 200 рублей. Благодаря оптимизации штатов, в Саратове и ряде других муниципалитетов воспитатели получают в среднем до 8 тысяч рублей. Что же касается детсадовских поваров и медсестер, то на «чистые тысячи» для них в 2011 году из облбюджета потребуется 31 миллион рублей. Если же учитывать интересы всех технических работников ДОУ, то соцподдержка обойдется губернской казне в 120 миллионов.

На смену цифрам пришли эмоции. Приглашенные говорили о роли поваров и медсестер в формировании здоровой и гармонично развитой личности, о том, что без этих работников «функции воспитателя сводятся к нулю». Партии и правительству, конечно, спасибо за доплаты педработникам, но «появилась горчинка», так как другие остались обделенными.

 Облдепу Николаю Семенецу, как истинному гуманисту, очень хотелось поддержать и медсестер, и поваров. Но, наступая на горло собственному человеколюбию, он стал объяснять, какими последствиями чревато удовлетворение требований Федерации профсоюзов. По его мнению, может начаться цепная реакция - получать доплаты захотят технические работники, причем не только ДОУ, но и других образовательных, а также медицинских учреждений. Он призвал чиновников быть готовыми к такому повороту событий и просчитать, сколько средств потребуется на восстановление социальной справедливости.

Татарков тоже был за справедливость. Его удивило, что все вспоминают лишь о школах и детсадах. А как же профессиональные училища? В них ведь тоже есть педагоги и технический персонал. «Мы говорим о детских садах», - прервала рассуждения министра Марина Алешина. Она убеждена, что нельзя сравнивать трехлетнего ребенка с учащимися ПУ. А значит, на поварах и медсестрах ДОУ лежит особая ответственность за формирование будущих граждан. Одно смущает Марину Владимировну - цена вопроса. Слишком уж разные цифры называл Татарков. По мнению Алешиной, сумма в 121 миллион рублей «пришибает сразу», 31 миллион пугает не так сильно. В итоге все сказанное было решено принять к сведению, а правительственным чиновникам велели еще раз как следует просчитать возможные бюджетные траты.

В качестве бонусного рассматривался вопрос о состоянии обеспечения лекарственными средствами больных диабетом. Алешина и раньше подозревала о дефиците льготных сахароснижающих препаратов - до облдумы и до нее лично доходили жалобы граждан. Но встречаясь с электоратом в последние предвыборные недели, Марина Владимировна поняла, что тема эта актуальна до сих пор: «Ничего не нормализовалось... Народ кричит криком».

 Министр здравоохранения области Лариса Твердохлеб почему-то криков не слышит. Она согласна с тем, что перебои в лекарственном обеспечении имели место в начале года. Но на то есть объективные причины. Во-первых, диспансеризация. С каждым годом ей подвергается все больше населения Саратовской области. И как следствие, увеличивается выявляемость заболеваний. Так, например, только за январь 2011 года медики обнаружили одну тысячу «новых» диабетиков.

А тут еще федеральный Минздрав подложил свинью. Иными словами, не вовремя, а только 21 февраля зарегистрировал цены на ряд препаратов, в том числе сахароснижающих.

Да и сами льготники, честно говоря, - не сахар. Берут и отказываются от федерального соцпакета, увеличивая нагрузку на региональный бюджет. Лариса Васильевна против свободы такого рода. Раз положена федеральная льгота, нечего артачиться, надо ею пользоваться.

Тем не менее, даже все эти «шероховатости» не мешают обеспечивать диабетиков необходимыми медикаментами. По уверению Твердохлеб, все препараты есть, и «ни у одного больного не было перерыва в их приеме». А если что-то и отсутствует, то пациентов переводят на отечественные аналоги. Некоторые, конечно, капризничают и требуют именно то, что доктор прописал. Среди несознательных ведут разъяснительную работу: убеждают их в том, что наши лекарства не хуже импортных. И некоторые этому верят.

Врача и госдепа Игоря Архипова волнуют проблемы саратовских диабетиков. Он-то знает, что обеспеченность льготными препаратами не превышает 30 %. И каждый год в январе-феврале идет шквал обращений от граждан, которые не могут получить необходимые лекарства. Игорь Витальевич настоятельно просил чиновников не забывать о нем и госдепе Николае Панкове,обращаться в случае необходимости. А уж они там, в Москве, все сделают, и до федерального министра Татьяны Голиковой дойдут, если понадобится.

Николай Семенец упрекнул Твердохлеб в недостаточной работе со средствами массовой информации. Отделение ПФР по Саратовской области, по словам Николая Яковлевича, «не имеет ни копейки на СМИ». Но Семенец не спасовал. «Я и на экраны прорывался, и на радио», - поставил себя в пример Николай Яковлевич.

 Руководитель Саратовской региональной общественной организации больных сахарным диабетом Екатерина Рогаткина тоже упрекала Ларису Васильевну, но ее претензии были более конкретными. Первым делом Рогаткина заступилась за льготников-отказников. Дескать, действующее законодательство дает им право выбора, и нечего на него покушаться. Пусть региональный минздрав свою работу выполняет - обеспечивает больных препаратами. К сожалению, с этой задачей чиновники плохо справляются. В итоге те, кто должен получать лекарства бесплатно, вынуждены их покупать. «Список дайте, кто покупал за свой счет», - потребовала от общественницы министр.

Спор мог продолжаться до бесконечности, но время поджимало. У дверей парламентского центра толпились чиновники и депутаты - они пришли, чтобы еще раз откорректировать облбюджет-2011. Все это заставило Марину Алешину прекратить обсуждение и вынести вопрос на заседание Общественной палаты.

В отличие от социально ориентированных депутатов, у облдумских «бюджетников» нашлась лишь одна претензия к членам губернского правительства. А именно: снятие 44 миллионов рублей с ФОКа в Новоузенском районе. Эту претензию министру финансов Александру Ларионову и председателю комитета капстроительства области Вячеславу Миронову предъявил депутат Денис Фадеев.

Миронов и Ларионов в один голос объясняли членам профильного комитета, что эти средства будут переброшены на погашение кредиторской задолженности.К тому же этот объект софинансируется из федерального центра, но соответствующее соглашение пока не подписано. Депутаты не захотели входить в положение представителей исполнительной власти и настаивали на том, чтобы ФОКовские деньги остались в неприкосновенности. «Получается, ни мира, ни войны, - рассуждал вслух Александр Степанович. - И гасить не будем, и строить не будем». «Вы воюйте тут, у себя, - почему-то рассердился Владимир Капкаев. -А там - федеральный центр». Владимир Васильевич был непреклонен: «С объекта деньги не снимать... Примут решение на федеральном уровне, и мы примем решение». В конце концов сошлись на том, что новую редакцию бюджета-2011 надо выносить на заседание облдумы и принимать в двух чтениях. Разумеется, за исключением вопроса о ФОКе и 44 миллионах.